Экспериментирование со старшими дошкольниками "Познавательные выходные"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Представлены опыты-эксперименты для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_so_starshimi_doshkolnikami.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование со старшими дошкольниками.
Эксперимент № 1
«Движущиеся чернила»
Потребуются: 2 стакана, горячая вода, холодная вода, чернила.
Выполнение: 1. Наполни один стакан горячей водой, а второй — холодной. Количество воды в обоих стаканах должно быть одинаковым.
2. В каждый стакан капни по одной капле чернил. Что произойдёт? Вода смешивается с чернилами и равномерно окрашивается в обоих стаканах. Но в горячей воде чернила смешиваются с водой быстрее, чем в холодной. Почему? В холодной воде молекулы (самые маленькие частички воды) движутся медленно, в горячей воде — быстрее. Поэтому в горячей воде чернила распространяются быстрее.
Эксперимент № 2
«Твёрдое, жидкое, газообразное»
Потребуются: 3 бумажных или пластмассовых стаканчика, вода, галька. Выполнение: 1. Наполни один стаканчик водой, второй заполни как можно плотнее галькой, третий стаканчик оставь пустым. 2. Попробуй сжать каждый стаканчик. Что произойдёт? Пустой и заполненный водой стаканчики сжать можно; при сжимании стаканчиков их форма меняется. Заполненный галькой стаканчик сохраняет свою форму, сжать его совсем или почти невозможно. Почему? В пустом стаканчике находится воздух — смесь газов. В наполненном водой стаканчике — жидкость. В другом находятся камни — твёрдые предметы. У жидкостей и газов в отличие от твёрдых тел нет постоянной формы, поэтому при сжатии можно изменить их форму. Если хочешь знать больше: Воздух, вода, камни, а также животные, растения, дома, улицы, одним словом — всё, что нас окружает, - это физические тела, которые состоят из частиц. И даже мы — люди — тоже состоим из частиц. Вещества могут находиться в разных состояниях - твёрдом, жидком или газообразном. Каждое твёрдое тело (например, камень) имеет объём и постоянную форму.
Эксперимент №3
«Исчезновение воды» Потребуются: 2 одинаковые баночки для варенья, 1 крышка, вода Выполнение: 1. Обе баночки заполни одинаковым объёмом воды. 2. Одну баночку закрой крышкой. 3. Поставь обе банки на освещаемый солнцем подоконник и оставь на день и ночь.
Что произойдёт? В закрытом сосуде воды будет больше, чем в открытом. Почему? В результате нагревания лучами солнца молекулы воды начали двигаться быстрее. В открытом сосуде часть воды перешла из жидкого состояния в газообразное и отделилась от поверхности воды в виде водяного пара. Этот процесс называют испарением. Если бы не было испарения, то лужи после дождя не исчезали бы, а чтобы не промочить ноги, тебе весь год пришлось бы ходить в резиновых сапогах.
Эксперимент № 4
«Сушилка для белья» Потребуются: 1 верёвка для белья, 2 влажные тряпки, 1 пластмассовое ведро, ветреная погода Выполнение: 1. Повесь одну из влажных тряпок на верёвку для белья и оставь её сушиться на ветру. 2. Вторую тряпку оставить в пластмассовом ведре и поставить его в защищённое от ветра место. Что произойдёт? Тряпка на верёвке высохнет значительно быстрее, чем тряпка в ведре. Почему? Ветер ускоряет испарение, так как сухой воздух увлажняется за счёт испаряющейся влаги. Ты наверняка это знаешь! Когда ты сушишь волосы феном, они сохнут гораздо быстрее, чем на воздухе, даже если струя воздуха, создаваемая феном, — холодная. Таким образом, фен нужен, чтобы создавать «искусственный ветер», раздувающий твои волосы.
Эксперимент № 5
«Большая путаница»
Потребуются: 2 одинаковые бутылки ,пищевой краситель или чернила, вода, полоска картона , соль, 2 длинные тонкие деревянные палочки (например, шпажки для шашлыков)
Выполнение: 1. Подойди к раковине и заполни обе бутылки до краёв водой. 2. В одной из бутылок раствори соль, в другую добавь пищевой краситель или чернила. 3. Размешай воду в обеих бутылках, используя тонкие деревянные палочки. 4. Положи на бутылку с солёной водой кусок картона. 5. Плотно прижми картон к горлышку бутылки, осторожно переверни бутылку вверх дном и вместе с картоном поставь на другую бутылку. 6. Осторожно вытяни картон так, чтобы не сдвинуть стоящие бутылки относительно друг друга. Осторожно — не испачкайся! Что произойдёт? Оба раствора смешиваются до тех пор, пока жидкости в бутылках не станут одинакового цвета. Почему? Молекулы краски растворяются и диффундируют в воде (постепенно смешиваются с растворителем — водой) и затем смешиваются с солёной водой. Получается раствор одной концентрации.
Эксперимент № 6
«Теплое течение»
Потребуются: 2 стакана, 1 капсула с чернилами, пластилин, 1 игла, 1 кубик льда, горячая и холодная вода, 1 пинцет. Выполнение: 1. Заполни стакан холодной водой и опусти в него кубик льда, для того чтобы вода долго оставалась холодной. 2. Используя пластилин, увеличь вес капсулы с чернилами. 3. Налей в другой стакан горячую воду, погрузи в неё чернильную капсулу с пластилином. 4. Через пять минут снова достань пинцетом капсулу, проткни её иглой и помести в стакан с холодной водой. Что произойдёт? Чернила вытекают и поднимаются на поверхность воды. Почему? Жидкости при нагревании расширяются, т. е. их плотность уменьшается. Чернила после нагревания имеют меньшую плотность относительно воды, поэтому они поднимаются вверх и сначала будут находиться на поверхности холодной воды. А после того, как остынут, они смешаются с водой. Если хочешь знать больше: Перенос тепла в жидкости называется теплопроводностью. Горячие частицы расширяются, поднимаются вверх и постепенно смешиваются с холодными.
Эксперимент № 8
«Моментальное испарение»
Потребуются: 1 мерный стакан, 1 глубокая тарелка ,1 бутылка, вода.
Выполнение: 1. В мерный стакан налей воды и вылей её в бутылку. 2. Отмерь столько же воды и вылей её в глубокую тарелку. Поставь тарелку и бутылку на подоконник так, чтобы на них падал солнечный свет. 3. На следующий день измерь мерным стаканом какое количество воды осталось в бутылке и в тарелке.
Что произойдёт? В глубокой тарелке воды меньше, чем в бутылке. Почему? Так как испарение происходит с поверхности, с большей площади испаряется больше молекул. Это означает, например, что маленькие, глубокие лужи в твоём саду высохнут медленнее, чем плоские, большие. Если хочешь знать больше: в окружающей среде происходит постоянный круговорот воды. При испарении вода в виде пара попадает в воздух. В результате конденсации водяной пар образует дымку, туман или облака. Если облака станут слишком тяжёлыми, вода может снова выпасть на поверхность Земли в виде дождя, града или снега. Осадки проникают внутрь земной поверхности и скапливаются в грунтовых водах. Источники грунтовой воды снова выходят на поверхность. За счёт притоков источник расширяется и превращается в ручей, реку и поток, впадающий в озёра и моря. Вода в море или озере нагревается солнцем, поднимается в воздух … и круговорот начинается сначала.
Эксперимент № 8
«Загадка плотности»
Потребуются: 1 ведро песка. Выполнение: 1. Наполни ведро до краёв песком. 2. Несколько раз сильно постучи по ведру снаружи. Что произойдёт? Песок осядет в ведре, и оно станет неполным. Почему? Одно и то же количество рыхлого песка, заполнявшего ведро, занимает меньший объём (пространство) после того, как ты сильно постучал по ведру. Песок стал более плотным. Если хочешь знать больше: Масса предмета зависит от количества содержащихся в нём атомов и молекул. Массу измеряют с помощью весов. Вещества высокой плотности занимают меньший объём, чем вещества малой плотности. Например, железный шар тяжелее деревянного шара такого же размера, так как металлический шар имеет большую плотность.
Эксперимент № 9
«Плавающий лед»
Потребуются: 1 стакан с водой, кубики льда. Выполнение: Опусти в стакан, наполненный водой, несколько кубиков льда. Что произойдёт? Лёд плавает на поверхности. После того как лёд растает, вода из стакана не выльется. Почему? Плотность льда меньше плотности воды, поэтому лёд плавает на поверхности воды. Поскольку объём воды в твёрдом состоянии в виде льда больше, чем в жидком состоянии, уровень воды после расплавления льда значительно не изменится. Если хочешь знать больше: Плотность воды увеличивается по мере охлаждения. Собственно говоря, в этом нет ничего особенного, так как все вещества при охлаждении сжимаются.
Эксперимент № 10
«Водяная горка» Потребуются: 1 стакан, наполненный водопроводной водой, много монет. Выполнение: 1. Наполни стакан до краёв водой. 2. Осторожно опусти одну за другой монеты в воду. Что произойдёт? Вода сначала поднимется над стаканом куполом, а затем начнёт стекать. Почему? Жидкости текучи, их частицы перемещаются независимо друг от друга. Но всё же они движутся не так свободно, как в газах, а удерживаются между собой
Эксперимент № 11
«Сухая вода» Потребуются: 1 стакан с водой, молотый перец. Выполнение: 1. Осторожно высыпь молотый перец на ровную поверхность воды так, чтобы он полностью закрыл поверхность воды. После этого стакан не трогай. 2. Медленно опусти кончик пальца в воду и сразу же снова вынь его из воды. Что произойдёт? Палец останется сухим. Почему? Перец не смачивается водой. Молекулы воды прочно удерживают друг друга. Только под действием очень сильного давления «водяная корка» сломается и палец намокнет.
Эксперимент № 12
«Невидимая плёнка» Потребуются: 1 стакан, наполненный водопроводной водой, 1 булавка, 1 пинцет.
Выполнение: 1. Наполни стакан водой. Подожди, пока поверхность воды станет совершенно спокойной. 2. Возьми аккуратно булавку в руки и потри её. Затем возьми с помощью пинцета булавку и удерживай её в горизонтальном положении. 3. Медленно и очень осторожно положи булавку на поверхность воды. (Важно, положить булавку строго горизонтально. Если кончик булавки окажется в воде, опыт, к сожалению, не получится!) Что произойдёт? Булавка не тонет, она плавает. Почему? Сила притяжения между молекулами воды вызывает появление на её поверхности тонкого слоя, напоминающего эластичную мембрану, которая может выдерживать лёгкие предметы. Это явление называется поверхностным натяжением. Если хочешь знать больше Поверхностное натяжение — это сила, действующая на поверхности жидкости. В результате когезии молекулы жидкости удерживаются так сильно, что вдоль поверхности образуется своего рода натянутая, эластичная плёнка. На этой «водяной плёнке» могут находиться и при этом не тонуть водные насекомые (например, жук-плавунец или водомерка). Поверхностное натяжение придаёт шарообразную форму также и падающей капле воды в воздухе.
Эксперимент № 13
«Восходящая вода» Потребуются: 1 узкая стеклянная трубочка (прозрачная) ,1 широкая стеклянная трубочка (прозрачная) ,1 плоская миска, заполненная водой Выполнение: 1. Поставь вертикально в воду рядом широкую и узкую трубочки. 2. Понаблюдай, как будет подниматься вода в трубочках. Что произойдёт? По узкой трубочке вода поднимется выше, чем по широкой.
Эксперимент № 14
«Солнечные часы» Потребуются: картон, 1 ножницы, 1 циркуль, 1 гвоздь, 1 карандаш, 1 палочка длиной около 25 см, часы Выполнение: 1. Начерти на картоне круг (диаметром 20 см) и вырежи его. В центре круга сделай отверстие. 2. Проткни отверстие палочкой. Часть палочки (около 5 см) должна остаться с одной стороны, а остальная часть с другой. Выйди на улицу, например в сад. 3. Воткни в солнечном месте короткий конец палочки в землю так, чтобы картонный диск лежал ровно. 4. Каждый раз отмечай тень от палочки, когда часы будут показывать полный час. При этом записывай время (например, 12 часов). Что произойдёт? Тень от палочки перемещается, меняя своё положение каждый час. Тени, которые ты отметил карандашом, расположены вокруг палочки в виде лучей. Почему? Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца с постоянной скоростью. При этом кажется, что Солнце вращается и меняет своё местоположение. В полдень Солнце высоко в небе, вечером и утром появляется и уходит за горизонт. С положением Солнца меняется позиция тени. Утром тень направлена на запад, она длинная и узкая, в полдень короткая, в Северном полушарии она указывает на север, в Южном - на юг. Во второй половине дня тень указывает на восток.
Эксперимент № 15
«Краски света» Потребуются: 1 лист бумаги, 1 стакан, наполовину заполненный водой, солнечная погода Выполнение: 1. Положи бумагу на освещённую солнцем поверхность (например, стол или пол). 2. Возьми стакан с водой и держи его прямо в лучах солнечного света на высоте 7—10 см над бумагой. Что произойдёт? На бумаге появится радуга. Почему? Сам по себе свет иногда кажется белым, но он состоит из волн разной длины и — следовательно — из разных цветов. Стакан воды может изменить направление света (преломление) и сделать видимым содержащийся в нём цветовой спектр. Так возникает разно цветная радуга (7 цветов). Если хочешь знать больше: Солнечные лучи состоят из волн разной длины и, соответственно, и цветов. Цветные компоненты света можно увидеть при прохождении луча сквозь призму (прозрачный треугольный блок из шлифованного стекла). Призма расщепляет сложный свет на составляющие.
Эксперимент № 16
«Стеклянный глаз» Потребуются: 1 стеклянная ваза круглой формы, 1 кухонное бумажное полотенце, 1 лупа, 1 карманный фонарик , 1 ножницы , 1 лист картона , пластилин .
Выполнение: 1. Прикрепи на вазу лист кухонного бумажного полотенца. 2. Вырежи в листе картона фигурку или орнамент. 3. Сделай из пластилина два шарика и закрепи их на столе. На один шарик поставь лупу, на другой поставь лист картона с вырезанной фигуркой, как показано на рисунке. 4. Включи карманный фонарик и направь его луч на вырезанную фигурку. 5. Передвигай лупу до тех пор, пока не появится чёткое перевёрнутое изображение на бумажном полотенце. Что произойдёт? На бумажном полотенце появится перевёрнутое изображение вырезанной фигурки. Почему? Лучи отражённого света попадают в лупу, преломляются и падают на бумажное полотенце. Появляется перевёрнутое изображение фигурки. Такая установка действует подобно глазу: ваза круглой формы выступает в роли стекловидного тела глаза, лупа - хрусталик, а бумажное полотенце - сетчатка.
Эксперимент № 17
«Солнечное тепло» Потребуются: солнечный свет , холодная водопроводная вода. Выполнение: 1. Подержи руки в течение нескольких секунд под холодной водой пока они не станут холодными. 2. Какое-то время подержи руки на солнце. Что произойдёт? Твои руки быстро снова согреются. Почему? Солнечные лучи, попадая на руки, согревают их. Таким образом солнечная энергия превращается в тепловую. Если хочешь знать больше Каждый предмет обладает тепловой энергией. Холодные предметы имеют низкую, горячие - высокую тепловую энергию. Тепло может переходить с одного объекта на другой за счёт теплового излучения.
Эксперимент № 18
«Волнистая вода»
Потребуются: 1 блюдце, вода, 1 карандаш.
Выполнение: 1. Наполни блюдце водой и подожди, пока п о в е р х н о с т ь воды не станет совсем ровной. 2. Несколько раз коснись поверхности воды карандашом, удерживая его в вертикальном положении. Что произойдёт? От точки, которую ты поставишь карандашом на воде, образуются волны, как показано на рисунке. По мере удаления от центра круга волны ослабевают. Почему? Волны передают энергию от одного места к другому. Морские волны движутся вдоль по- верхности моря и поднимают суда и другие плавающие объекты. Волны перемещают энергию в пространстве, а массы воды при этом только колеблются относительно положения равновесия.
Эксперимент № 19
«Пчёлы за работой»
Потребуются: солнечная погода, 1 цветник.
Выполнение: Подойди к цветнику и долго понаблюдай за цветущими растениями (при необходимости за дикорастущими). Что произойдёт? На некоторых цветках копошатся дикие пчёлы и другие насекомые. Почему? Цвет и аромат цветов привлекают многих насекомых. Прежде всего пчёлы перелетают от цветка к цветку и собирают цветочный сок (нектар). Если хочешь знать больше. Когда пчёлы перелетают с цветка на цветок, цветочная пыльца остаётся на волосках их тела. Пчела переносит пыльцу с первого цветка на пестик второго, который опыляется. В завязи опылённого растения развивается семязачаток. Когда созреет семечко, его можно посадить в землю, из него вырастет новое растение. При опылении цветочная пыльца переносится с лепестков на рыльце другого цветка. Цветочная пыльца состоит из отдельных пылинок.
Эксперимент № 20
«Прыгающие горошины»
Потребуются: цельные горошины, 1 стакан , 1 глубокая тарелка , вода Выполнение: 1. Наполни стакан до краёв горохом. 2. Поставь его в тарелку. 3. Налей в стакан с горохом воды, сколько войдёт. Что произойдёт? Через некоторое время горошины начнут одна за другой вываливаться из стакана. Почему? Горошины в стакане «поглощают» воду и набухают. Их объём увеличивается, и они расширяются настолько, что нижние горошины оказывают давление на верхние, а лежащие сверху горошины выпадают из стакана. Если хочешь знать больше Набухание происходит из-за поглощения горошиной воды. Она распределяется в запасном веществе и запускает сложные биохимические процессы. Поэтому горошина увеличивается в объёме.
Эксперимент № 21
«Скрытый проросток»
Потребуются: x 4 красных боба фасоли x 1 лупа x 1 миска с водой Выполнение: 1. Два боба положи на пару часов в воду (комнатной температуры или чуть выше), ещё два останутся в сухом месте. 2. Достань бобы из миски с водой и сравни их с сухими бобами. 3. Ногтём большого пальца приоткрой влажные бобы и рассмотри их через лупу. Что произойдёт? Влажные бобы увеличились, их кожица сморщилась и лопнула. Если разделить их на две половинки, можно увидеть росток. Почему? В результате поглощения семенами воды они набухают, оболочка семян под давлением поступивших в них молекул воды разрывается. Находящийся в семечке зародыш начинает расти, образуется росток
Эксперимент № 22
«Гонка побегов»
Потребуются: x бобы красной фасоли x 3 пустые, чисто вымытые баночки для варенья x 1 миска с водой x 1 бутылка-распылитель, заполненная водой x полчашки воды x вата или бумажные салфетки x 1 кухонное полотенце x пищевая плёнка Выполнение: 1. Положи фасоль в миску с водой и оставь на 24 часа. 2. Выстели дно каждой из трёх баночек для варенья тонким слоем ваты или положи на дно бумажную салфетку. 3. Увлажни вату (или бумажную салфетку) в первой баночке. Вторая баночка остаётся сухой. В третью баночку налей полчашки воды. 4. Достань фасоль из миски с водой и положи ненадолго обсохнуть на кухонном полотенце. 5. Поровну распредели фасоль на три баночки. 6. Каждую баночку закрой пищевой плёнкой, чтобы вода не сразу испарилась, и поставь их на свет (например, на освещённый подоконник). Что произойдёт? Примерно через 1–3 дня семена фасоли про- растут в одной из банок (с увлажнённой ватой). В сухой и заполненной водой баночках проростков нет. Почему? Для прорастания многих семян необходимы свет, тепло, вода и воздух (кислород). В нашем опыте солнеч- ные лучи нагревают все три баночки. В сухой баночке нет воды, в заполненной водой — нет воздуха (кислорода). Росток может появиться только в том случае, если семечко фасоли лежит на влажной поверхности, откуда к нему поступает вода, а кислород — из воздуха. Если хочешь знать больше Семена большинства растений содержат очень мало влаги — всего 5—20% от их массы. Прежде чем начнётся прорастание, в семена должна поступить вода. Энергия для роста образуется в результате переработки накопленных в семечке питательных веществ (углеводов, белков и жиров). Однако переработка возможна только при наличии достаточного количества воды и кислорода.
Эксперимент № 23
«Гигантские ростки»
Потребуются: x красная фасоль x бумажные кухонные полотенца или бумажные салфетки x 1 ножницы x газетная бумага x 1 бутылка-распылитель, заполненная водой x пустая баночка для варенья Выполнение: 1. Выложи баночку для варенья изнутри бумажным полотенцем. Отрежь ножницами выступающие из баночки концы бумаги.
2. Положи внутрь баночки скомканную газетную бумагу.
3. Намочи бумагу и полотенце водой при помощи увлажнителя.
4. Положи между стенкой банки и бумагой несколько семян красной фасоли. 5. Поставь банку на тёплый, солнечный подоконник и каждый день регулярно опрыскивай бумагу при помощи увлажнителя.
Что произойдёт? Примерно через 1–3 дня красная фасоль прорастёт. Через отверстие банки ты сможешь следить за ростом побега. Если хочешь знать больше Всем семенам для прорастания требуются вода, воздух и тепло. Потребность в свете у растений разная. Прорастанию многих растений способствует свет. Однако некоторым растениям свет не нужен. Их называют растениями, прорастающими в темноте.
Эксперимент № 24
«Движение воды и соли»
Потребуются: 2 стебля белых цветов или 2 отростка традесканции, красный или синий пищевой краситель (на- пример, пасхальный), водопроводная вода , 2 большие, чисто вымытые банки для варенья
Выполнение: 1. Наполни обе банки водой. 2. В одну банку добавь пищевой краситель. 3. Поставь в каждую банку по одному растению. Что произойдёт? Листья и цветы растения, стоящего в окрашенной воде, меняют цвет. (Особенно хорошо это можно видеть, рассматривая белые лепестки!) Почему? Вода поступает в стебель растения и медленно поднимается вверх к листьям и цветкам. Продвижение пигмента по стеблю и листьям можно наблюдать по окраске. Если хочешь знать больше Стебель травянистого растения состоит из сосудистой (проводящая), опорной (механической) и образовательной тканей. Сосудистая ткань проводит воду и растворы минеральных солей от корней к листьям и другим органам
Эксперимент № 25
«Равновесие!»
Потребуются: 1 поднос, 1 игрушка
Выполнение: 1. Поставь на поднос игрушку. 2. Поставь поднос на ладонь левым или пра- вым краем. 3. Поставь поднос на ладонь так, чтобы она оказалась под его центром. Что произойдёт? В первом случае поднос опрокинется. Во втором случае поднос не падает, и ты можешь держать его одной рукой. Почему? В средней части подноса находится центр тяжести. Поэтому ты можешь удерживать его одной рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое экспериментирование в старшем дошкольном возрасте.
Экспериментальная деятельность детей по использованию необычных материалов при художественом творчестве. Образовательные области " Познание" и " Художественное творчество" Развитие творческих способно...
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
НОД. Экспериментирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе.
НОД. Эксперементирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе. Волшебные капельки воды....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
Формировать у детей представления о свойствах воды....
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....
Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Экспериментирование в старшей группе)
конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воздуха"...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили»...