Песочная терапия в ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Песочная терапия в ДОУ.
Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:
- сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
- проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;
- песочная анимация на специальных столах с подсветкой;
- создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;
- лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.
Противопоказания к использованию метода песочной терапии:
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
- склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;
- нарушения кожного покрова (травмы и порезы).
Песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте.
Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.
Задачи
Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:
Игровое:
- театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
- сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
- дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
Эмоционально- психологическое:
- стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
- приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
- формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Сенсомоторное:
- знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
- развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
- формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
ФЭМП:
- формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
- овладение первичными навыками счёта и измерения.
Речевое развитие:
- обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
- развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
- формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
- совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
Художественно-эстетическое - стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
- рисования на песке;
- технического и художественного конструирования из кинетического песка.
Песочная терапия распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями, имеющими онр, зпр, нарушения зрения, дцп, инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-292219-1378810697.jpg)
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-614761-1427514534.jpg)
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/22/picture-224069-1366651569.jpg)
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/22/picture-224069-1366651569.jpg)
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1091757-1705417899.jpg)
Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.
Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....