Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Cовременный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста предполагает не только эффективные логопедические приемы, но и комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются проведение арт-терапевтических занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Опыт педагогов и логопедов показал, что эти занятия при коррекции заикания создают положительный эмоциональный настрой; облегчают процесс коммуникации; способствуют преодолению языкового барьера, творческому самовыражению; позволяют выстраивать отношения педагога с ребёнком.
Довольно часто, заикающееся дети, находятся во власти отрицательных эмоций, волнения, излишнего возбуждения, двигательного беспокойства, что мешает сосредоточиться, сформулировать свои мысли и как следствие - плаксливость, раздражительность и даже агрессия. Основным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. Поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить детей освобождаться от мышечного и нервного напряжения. Преодолеть это поможет изобразительная, творческая деятельность, включенная в комплекс коррекционных мероприятий по коррекции заикания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема:
« Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.»
Cовременный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста предполагает не только эффективные логопедические приемы, но и комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются проведение арт-терапевтических занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Опыт педагогов и логопедов показал, что эти занятия при коррекции заикания создают положительный эмоциональный настрой; облегчают процесс коммуникации; способствуют преодолению языкового барьера, творческому самовыражению; позволяют выстраивать отношения педагога с ребёнком.
Довольно часто, заикающееся дети, находятся во власти отрицательных эмоций, волнения, излишнего возбуждения, двигательного беспокойства, что мешает сосредоточиться, сформулировать свои мысли и как следствие - плаксливость, раздражительность и даже агрессия. Основным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. Поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить детей освобождаться от мышечного и нервного напряжения. Преодолеть это поможет изобразительная, творческая деятельность, включенная в комплекс коррекционных мероприятий по коррекции заикания.
Детская изобразительная деятельность, а именно рисование наряду с игровой деятельностью является ведущей на протяжении всего детства. Помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности, в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдаются несовершенства моторики и как следствие несформированность изобразительной деятельности. Это приводит к однообразию изображаемых предметов, наличию шаблонов, которые повторяются из рисунка в рисунок. Отсюда и узость тематики рисунков и схематизм. Таким образом, без целенаправленного обучения изобразительная деятельность заикающихся детей не будет формироваться в должной мере, и не будет иметь развивающего характера. Однако, если не стимулировать развития познавательных процессов мелкой моторики, а именно, интереса к самой изобразительной деятельности, положительных результатов не будет. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
Актуальность данного выбора заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятным видом деятельности для детей с речевыми нарушениями.
Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных графических навыков и умений. Для детей с речевыми нарушениями эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется.
Использование в работе нетрадиционных техник рисования неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами.
Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат рисования не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу. Приобретенный опыт рисования в нетрадиционных техниках, помогает преодолеть страх работы с красками в традиционных техниках. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам. В отличие от речи, в процессе рисования малыш с легкостью «говорит» не вербально, по средствам рисунка. Раскрывая свои творческие замыслы, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, что приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.
Спонтанная изобразительная деятельность для ребенка с заиканием наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре, и поэтому не вызывает тревожных переживаний.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-способствует снятию детских страхов;
-развивает уверенность в своих силах;
-развивает пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает творческие способности, воображение и фантазию;
-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально.
Подбор техник и приемов создания изображений для снятия напряжения.
- Рисование объемными красками. (состав мука +соль+гуашь) Для рисования объемными красками можно использовать кисти, ватные палочки, зубочистки или просто пальцы рук)
- Печать от руки. Прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка.
- Создание изображений с помощью штампов, клише.
- Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, природного материала.
- Кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки. Дорисование до узнаваемого образа.
- Монотипия на стекле, на пленке, бумаге.
- Рисование сухой кистью методом тычка.
- Сырая акварель. Создание изображения на мокром листе бумаги.
- Изображение восковыми мелками и акварелью.
- Пластилинография . Создание изображения (объемного ,плоского) с помощью пластилина и дополнительного материала (природного, бросового и пр.)
- Объемная аппликация. Комбинирование с рисованием.
- Изображение в виде коллажа.
- Граттаж. Процарапывание изображения по красочному слою.
- Техника штриха.
- Рисование при помощи пленки.(Для того чтобы быстро нарисовать яркий , необычный фон для аппликации или декоративного рисунка можно га лист бумаги шпателем или небольшой ложечкой наложить красу, затем накрыть ее пленкой и руками или при помощи ватной палочки разровнять краску. После чего резко поднять пленку. Таким образом хорошо получается закат, море, огонь…)
- Отпечатки предметов и растений, штампов. (Отпечатки можно получить при помощи различных предметов, игрушек, домашней утвари обмакнув край в краску и отпечатав его на листе бумаги. То же можно сделать и с растениями.)
- Рисунки при помощи мыльного пузыря.(Взять краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. Все смешать и в стакане сделать пену. А потом прикладывать бумагу к разноцветной пене, получаются рисунки похожие на цветы, салюты, мороженое и многое другое)
- Торцевание (Рисование при помощи ушных палочек, тупого конца карандаша, элементами конструктора Лего… Для этого берем ушную палочку, обмакиваем её в краску и ставим печать на бумаге.. Рисунок получается легки и объемным.)
- Набрызг(метод напыления) На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска ложится на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
- Дудлинг (от английского doodle - бессознательный рисунок) Дудлингом можно заниматься параллельно с другими делами. В технике дудлинг нет каких-либо четких правил. Есть только лист бумаги, черная ручка (что также не обязательно) и фантазия. Что будет нарисовано, знает только рука, ведущая линию. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры - не важно. Главное - получить удовольствие от процесса рисования.
- Комбинирование техник. Сотворчество.
На занятиях дети знакомятся с сенсорными качествами предмета, учатся создавать простые графические образы, предметные и сюжетные изображения.
Занятия проходят в форме совместной деятельности детей и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе. В процессе рисования или изготовления поделки, в форме диалога обсуждаются и предварительный замысел, и возможность исполнения и достижения наилучшего материала, а также и заключительный этап, обсуждение полученного результата. Решаются и частные задачи развития речи: дыхательная гимнастика при выдувании краски, (техника «кляксография»),дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, осуществляется своеобразная дыхательная гимнастика. Формируется и активный и пассивный словарь, за счет использования слов, обозначающих свойства и качества предметов, способов действий и т.д. Использование музыкальных произведений без текста во время проведения данных занятий будет способствовать наилучшему расслаблению и снятия напряжения.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования при коррекции заикания у детей дошкольного возраста, создают положительный эмоциональный настрой, облегчают процесс коммуникации и снимают эмоциональное напряжение. Способствуют преодолению моторной неловкости, а также создают благоприятную психофизиологическую базу для развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями
Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов ...
Использование нетрадиционной техники рисования солью - в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну...
Опыт работы «Использование нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей младших дошкольников»
Проблема формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов, не только занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного ...
Буклет "Использование нетрадиционной техники рисования Эбру в работе с дошкольниками"
Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям. В данном буклете собрана информация о нетрадиционной технике рисования - Эбру и о том, как можно применять данную технику в работе с дошкольника...
Мастер-класс для педагогов «Танцующие краски» или использование нетрадиционной техники рисования - "Эбру" в работе с дошкольниками.
Здравствуйте дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашем семинаре.Меня зовут Смирнова Елена Николаевна, в детском саду я работаю не так давно, но мне направиться узнавать что то новое и ин...
Нетрадиционная техника рисования в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра
Нетрадиционная техника рисования может быть очень эффективной при коррекционной работе с детьми рас. Она позволяет провести активную и креативную деятельность, развивает моторику и воображение, а такж...
Использование нетрадиционной техники рисования «Эбру» в работе с дошкольниками
АктуальностьСовременное образование основывается на принятии уникальности личности каждого ребёнка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. В. А. Сухомлинский писал:» Истоки спосо...