Опыт работы «Использование нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей младших дошкольников»
материал

Пайдулова Елена Евгеньевна

Проблема формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов, не только занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного возраста, но и непосредственно работающих с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее основные образовательные программы дошкольного образования

«Детский сад № 44»

Опыт работы «Использование нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей младших дошкольников»

Пайдулова Елена Евгеньевна

Воспитатель

 г. о Сызрань

        Проблема формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов, не только занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного возраста, но и непосредственно работающих с детьми.

        Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки и творчество — это то, что приносит радость ребёнку. Творчество способствует важнейших для его развития психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Творчество развивает эмоциональную сферу ребёнка, укрепляет и развивает мелкую моторику руки, способствует воспитанию таких качеств, как усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, целеустремлённость. Поэтому так важно уделять больше внимания творческим занятиям с детьми, поощрять их, развивать фантазию и воображение дошкольников. Одним из таких занятий является рисование.

        Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, дети познают выразительные возможности изображения, также удовлетворяют потребности в познании нового, интересного, что активизирует творческую активность. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства. От того, как развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть не только творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым, но и раскрытие этого потенциала.

        Целью своей работы я определила развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

        Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:

1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

2.Мотивировать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

3.Стимулировать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой и т. д.) .
4. Развить  воображение, восприятие, внимание, зрительную память, мышление, концентрацию внимания;

5. Развить мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, познавательно-коммуникативные навыки, обогащение и активизация словаря.

6. Расширение и обогащение художественного опыта;  

        Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения нетрадиционных техник рисования  с помощью которых удается решить вышеперечисленные задачи.

        Каждое занятие или индивидуальная работа для детей это увлекательная игра или необыкновенное путешествие, которое рассказывает о красоте природы, о добре и зле и т.д. Для занятий я  использовала самые непривычные средства изображения, которые доступны для младшего дошкольника: Рисование пальчиком, ладошкой, ватными палочками, жесткой полусухой кистью, солью, пипеткой; Оттиск печатками из овощей и фруктов, пробки, мятой бумагой; Поролоновые рисунки.

        Такое нестандартное применение материала развивают творческие способности, детскую фантазию, воображение, расширяет и обогащает художественный опыт, снимает отрицательные эмоции. А теперь о каждой технике рисования немного подробнее.

        Рисование пальчиками позволяет почувствовать краски, развивая тактильную чувствительность, их характер, настроение. У детей вызывает неописуемый восторг опускать пальчики в краску и оставить отпечаток пальцев на листе бумаги. Так мы рисовали гроздья рябины, потом дорисовывали тонкой кисточкой веточки, украшали для бабушки тарелочку.

        Рисование ладошками, так же как и пальчиками, хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй. Рисовать ладошками очень приятно и необычно. Для этого необходимо лишь раскрасить ручки краской и оставить свои отпечатки на листике бумаги, а потом дорисовать недостающие детали рисунку.

        Каково же было удивление детей, когда они узнали, что вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на листе бумаги. Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

        А если взять щетинную, сухую кисть, набрав на нее гуашь и прижать её к нарисованному контуру тычком или мазком, то можно нарисовать пушистого медвежонка, забавного снеговика и многое другое. Когда вы оторвете щетинную кисть от листа, то получится отпечаток: объемный, пушистый или колючий. Важно помнить только одно условие используя данную технику, при работе кисть в воду опускать нельзя.

        В основе техники рисования поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Если вам понадобится изменить цвет, нужно взять другие поролон и краску. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д.

        Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересный отпечаток. Для этого необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки. Когда вы оторвете бумагу от листа, то получится объемный отпечаток. Так мы рисовали колючего ежа, желтого цыпленка и т.д.

        Так же я использую в работе с детьми соль, которая придает рисунку причудливые узоры. Рисунок необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, нужно просто стряхнуть остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

        Когда дети освоили рисование пальчиком, то предлагала им рисовать ватными палочками. Для этого ватную палочку нужно опустить в краску и ударить кончиком палочки по листу сверху вниз. На листе останетс четкий отпечаток. Ритмично нанося тычок, мы рисовали падающий снег, яблоко, украшали шляпку мухомора.

        Принцип работы, рисованием пробкой, тот же, что и с картошкой – отпечаток на бумаге. В гуашь макается печатка,в данном случае пробка, а затем ими оставляют следы на бумаге. У малышей этот способ вызывает огромный интерес.  Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими баночки с вареньем, открытки и т.д.

        Возможность рисования красками не ограничиваются только кисточками. Рисование с помощью пипетки очень увлекает детей, они с восторгом и воодушевлением создают капельные картины. Сама техника рисования очень проста. Пипеткой набирают небольшое количество цветной воды и на бумаге отдельными каплями изображают предмет. Такое рисование не только расширит горизонт познаний, но и сделает ребенка более терпеливым и внимательным к мелочам.

        Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить положительные эмоции, развить творческие способности, заставляют думать, изобретать, фантазировать. постоянно повышать интерес к художественной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

проект "Мы творим прекрасное" (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников....

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников...

«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников»

Сообщение на тему:«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников» «Именно творческая деятельность человека делает егосуществом...

Проект на тему: «Творим необычное обычным» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

   Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная ...

Использование нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей младших дошкольников.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности....

"Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческой активности младших дошкольников"

Значение нетрадиционного рисования имеет огромное значение в формировании личности ребенка.• Развитие мышления ребенка.• Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и ан...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....