Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога
презентация по коррекционной педагогике на тему

Лариса Павловна Волкова

Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Л.П.

Песочная терапия

Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии. Первоначально арттерапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Швейцарский учёный, психолог и философ, Карл Густав Юнг ещё в первой половине ХХ века отметил терапевтический эффект игр с песком. Технология подобного лечения проста. Ребёнок просто создаёт песчаные образы и фигурки, ломает их, перестраивает, выравнивает. Именно такие действия закрепляют в глубинах сознания вроде бы элементарный вывод – нет непоправимых ситуаций, старое забывается и сменяется новым.

Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".

Задача песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями интеллекта

У детей с интеллектуальными нарушениями развитие моторики значительно запаздывает. Отмечается низкий уровень не только общей моторики, но и моторики пальцев и кистей рук. Походка их долго остается неустойчивой, плохо координированной, отмечаются лишние движения. Как правило, у них долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук. Предметными действиями дети с психическим недоразвитием своевременно не овладевают, в младшем дошкольном возрасте у них появляются лишь манипуляции, то есть хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции. Чаще всего эти манипуляции не соответствуют назначению предмета, с которыми ребенок совершает действия. Дети данной категории не умеют подражать действиям взрослого, то есть они самостоятельно не овладевают основным способом усвоения общественного опыта. Все это в значительной степени оказывает негативное влияние на формирование восприяти, что и определяет одну из основных задач психолого-педагогической коррекции -   обучение детей с психическим недоразвитием усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий, развитие целостности, предметности и обобщенности восприятия.

Поэтому «Пескотерапия» как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми в настоящее время актуален. 
Его Актуальность обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, зрительное восприятие, мелкую  моторику, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, мыслитильной деятельности, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. Песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. 


Организация коррекционных занятий по песочной терапии

Занятия в ДОУ могут проводятся психологом, дефектологом, воспитателем.

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и т.д. Тактильно-кинестетические (двигательные) ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому индивидуальные игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 40 мин. Сюжет,  как правило, у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком. В комнате может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя и возраста детей.

Групповые проводится в малых группах из 4 - 5 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли. Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Оборудование для занятий песочной терапией:

  1. Водонепроницаемый ящик 

 Его подбирают с учетом величины подгруппы — количества детей, принимающих участие в игре. Для игр с 3-4 детьми или индивидуальном занятии рекомендуется размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Необходим чистый просеянный песок  светло-коричневого цвета.  Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

  1. Набор игрового материала:
  • лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
  • разнообразные пластиковые формочки разной величины – геометрические, формочки для теста, игр с песком;
  • миниатюрные игрушки, изображающие людей, различных животных и растения, транспорт;
  • набор игрушечной посуды;
  • бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы.


        Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и 
противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

  1. Уровень тревожности ребёнка очень высок.
  2. Есть аллергия и астма  на пыль и мелкие частицы.
  3. Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Картотека игр и упражнений по песочной терапии

Упражнение «Волшебный песок»

Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.

  1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.).
  2. Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.
  3. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).
  4. "Пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками).
  5. "Поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
  6. Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

Упражнение "Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление; развитие тактильно-двигательного восприятия.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

  1. "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  2. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  3. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  4. "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение; развивать согласованность движений рук, мелкую моторику.

Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Упражнение «Отпечатки рук"

Цель: учить совместному действию; развивать тактильно-двигательное восприятие.

На ровной поверхности чуть влажного песка взрослый предлагает ребенку по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок.

«Норки для мышки»


Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.


«Я пеку, пеку, пеку»


Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Заборчики»


Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.


«Волшебные отпечатки на песке»


Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.


«Следы»


Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазировать вместе с ребенком (чьи это следы?).
 


«Отпечатки»


Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.


«Игра на пианино»


Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.


«Собери грибы»

 
«Ты корзину в лес бери,
 
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»


Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.


«Хлеб»


Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!


Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит»)
Затем произвольно лепит изделия.


«Загадка» 


Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?


«Секретики»


Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.
 


«Бусы для мамы»


«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
 
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

"Умелые ладошки"

  • Изображая ладошкой машинку, пройтись по песку, оставляя дорожку.
  • Пальчиками оставить на песке следы, словно по нему прошёл слон, бегемот, пропрыгал зайчик.
  • Оставить отпечатки разных частей кисти: пальчиков, ребра ладони, кулачка и т.п.
  • Создать различные узоры: снежинку, солнышко, птицу, несколько букв.
  • Нарисовать линии каждым пальчиком поочерёдно.
  • Набрав песок в ладошку, сделать из него сыпучую дорожку.
  • Собрав небольшие камушки, веточки, листочки разложить их по структуре, происхождению, размерам.
  • Нарисовать пальчиком лабиринт и провести игрушку по его дорожкам.
  • Выложить из камушков геометрическую фигурку.
  • Просеять песок через крупное сито и палочкой нарисовать узор.
  • Поиграть пальчиками на песке, словно на клавиатуре компьютера.
  • Спрятать в песке небольшие игрушки и дать ребёнку их найти.
  • Малыш отворачивается, а взрослый делает на песке следы различными предметами: машинкой, каблуком, игрушкой, камешком и т.п. Пусть малыш отгадает, чем они оставлены.
  • Закопайте в песок различные буквы, цифры, фигурки. Откапывая, ребёнок запоминает их название. Можно представить это в игровой форме.

"Угадай пальчик"

Набираем сухой песок в ладонь и показываем детям, как он сыплется в песочницу и на подставленную ладонь. Затем просим детей закрыть глаза и сыплем им песок на пальчики. Просим показать пальчик, на который попал песок.

Литература:

  1. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.
    Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  2. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми». – СПб, 2006.
  3. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.  2008.
  4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Игры в сказкотерапии». – СПб. 2008
  5. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь». – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...

Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога

В работе учителя -дефектолога рекомендую использовать песочную терапию, как многофункиональный метод, для решения различных коррекционных задач. Прикладываю статью со своими наработками, наблюдениями...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога в ДОУ

Су-джок терапия – современный метод коррекционной педагогики, позволяющий повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса,  создать благоприятный эмоциональный фон, способствов...

Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога

Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с зпр....