Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога
статья по коррекционной педагогике на тему
В работе учителя -дефектолога рекомендую использовать песочную терапию, как многофункиональный метод, для решения различных коррекционных задач. Прикладываю статью со своими наработками, наблюдениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_pesochnoy_terapii_v_rabote_uchitelya_-defektologa.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога.
учитель-дефектолог высшей квалификационной
категории Богданова Анжела Васильевна,
ГБДОУ 17, Красногвардейского района, СПб, 2015г.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сферы психики ребенка. «Высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление, речь) проходят длительный путь своего формирования и зависят преимущественно от окружающей среды. При этом среда выступает не только как условие , но и как источник развития, и очень важно какую среду создаем мы ребенку». Под влиянием эмоций, качественно, по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения.
Занимаясь песочной терапией, я заметила, что дети легче усваивают материал, особенно это касается детей с ограниченными возможностями в развитии.
Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций не нужны художественные навыки, как в рисовании. А, значит, нет место ошибкам и неуверенности.
Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам, обыгрывать различные дидактические темы. При этом мы не только воображаем, фантазируем, но и реально строим, создаем и проживаем.
«Игра в песочнице снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку» (Грабенко Т.М., Зинкевич Евстигнеева Т.Д )
С помощью таких занятий можно :
1. Создать наиболее благоприятные условия для развития личности детей с их психическими, физическими и возрастными индивидуальными особенностями.
2. Способствовать социальной адаптации и формировать предпосылки учебной деятельности детей
3. Способствовать формированию волевых и личностных качеств ребенка.
Занятия с песком многофункциональны, педагог может решить сразу несколько задач, таких как:
1) стабилизация эмоционального состояния детей;
2) развитие познавательных способностей детей;
3) развитие сенсорного восприятия;
4)развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
6)развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения
7) развитие речи, фонематического слуха;
8) обучение навыкам письма и чтения;
9) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки,
10) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
11) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.
Игры подбираются соответственно возрасту и тематике. Можно работать как с детьми младшего возраста, так и старшего и с родителями. Занятия проводит учитель-дефектолог-психолог. Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционно занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно.
В работе используются как круглые, так и прямоугольные песочницы.
Игры делятся на:
1) познавательные:
а) Знакомство с окружающим миром, знакомство со сказками фильмами, географические игры, фантастические игры, исторические игры, игры экскурсии по городу. В этом разделе можно обыграть любую дидактическую тему. Ребенок узнает, что рядом с ним есть мир животных (домашних, диких, животных жарких стран и Севера, мир насекомых, транспорт, есть реки, моря, озера, леса, растения. Игры « Зоопарк» « Животные леса», « Ферма», « Правила дорожного движения» и тд) .
б) Игры на знакомство со сказками, рассказами по программе. Можно поэтапно вспомнить рассказ, выложить и рассказать его.( сказки « Курочка ряба», « Репка», «Колобок», Теремок», « Заюшкина избушка», « Гуси-лебеди» и др)
в) Географические игры. Здесь мы узнаем, как люди живут в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице разные климатические зоны .
г) Фантастические игры. Имитируется в песочнице жизнь на других планетах. Это возможность использовать детскую современную субкультуру (трансформеры, роботы и др)
д) Исторические игры. Можно использовать знания детей после прочитанных исторических рассказов и походов в исторические музеи.
е) Игры – экскурсии по городу. Родина начинается с родного города. Используя мини фигурки мы можем построить не большой макет города или , например, Дворцовой площади, что вызовет интерес и желание посетить такие места.
2) Проективные игры. Детское и взрослое творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры – есть проекция внутреннего мира человека, те перенос на песок переживаний, желаний, умений, возможностей и есть проекция. В этих играх отрабатываются страхи, тревоги, волнующие темы, корректируются проблемы и дефекты поведения. Правильное формирование эмоций способствует выработке характера и положительных свойств личности.
Строя на песке картину из песка, ребенок (как и взрослый) переносит на песок ландшафт внутреннего мира, разыгрывая на песке множество ситуаций, человек приобретает бесценный опыт разрешения ситуаций в жизни. Это закрепляется в бессознательном и наступает момент, когда повторяющиеся ситуации в жизни ребенок может решить, вспомнив песочный опыт.
а) Игра « Волшебник» развивает коммуникативные навыки, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику руки. Чувствуя
волшебником в песочнице, ребенок может создать любую тревожащую ситуацию и разрешить ее положительным исходом.
Эти игры являются и диагностическими для педагога. С этой целью игру лучше проводить индивидуально.
б) Игра « Создание миров», отличается от предыдущей тем, что это групповая игра. Цель игры: развитие коммуникативных навыков, стабилизация эмоционального состояния, развитие мелкой моторики, развитие, развитие речи.
Группа может состоять из 2 и более детей. Дети придумывают путешествия в сказочные страны, которые взаимодействуют друг с другом. У каждого ребенка свой мир, но он взаимодействует с другими мирами. Важно понаблюдать как дети взаимодействуют друг с другом ( эту игру можно проводить и ребенку с родителем).
3) Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными процессами, с их помощью познается окружающий мир.
а) Игра « Отпечатки рук» способствует развитию моторики, развитию речи, памяти, внимания, стабилизацию эмоционального состояния. Взрослый рассказывает ребенку о своих ощущениях и ребенок, получив модель рассказа, использует в своей речи его, передавая ощущения работы с песком. Игры с песком имеют большое значение для ребенка, они не только стабилизируют эмоциональное состояние, развивают моторику рук, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.
б) Игры « Мина», « Отгадай загадку», « Загадочный предмет», « Во саду ли в огороде» - способствуют развитию предметных представлений, зрительного восприятия и воображения.
в) Игра «Цветные заборчики», « Печем пирожки» способствует развитию сенсорного восприятия цвета и геометрической формы.
г) игра « Классификатор» способствует развитию обобщающих понятий (дикие, домашние животные, насекомые, транспорт и тд)
д) Игры « Строим по схеме» , « Найди свой путь» способствуют развитию навыков ориентировки в микро пространстве, что очень важно для детей с нарушенным зрением .
4) Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму « Песочная грамота»
а) Игра « Путешествие к звукам» способствует развитию фонематического слуха, умению слышать и слушать звуки в слове. (например: Путешествие в страну А, найди предметы, начинающиеся с букв А и тд)
б) Игра «Город волшебных букв» учит детей читать и писать, развивает внимание, память , мелкую моторику руки.
Эти занятия направлены на развитие сенсорных эталонов цвета, стабилизацию эмоционального состояния ребенка и взрослого, развитию мелкой моторики руки и координации движений, развитию эстетического восприятия окружающего мира, приобщению к художественной и изобразительной деятельности. (игры «Цветные песчинки», « Рисуем песком», « Радуга цвета» , « Эмоции» и др)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...
Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога
Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога в ДОУ
Су-джок терапия – современный метод коррекционной педагогики, позволяющий повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса, создать благоприятный эмоциональный фон, способствов...
Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога
Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с зпр....