Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога
консультация по коррекционной педагогике
Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с зпр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su-dzhok_pri_zpr.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с зпр.
Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса .В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с задержкой психического развития.
В дополнении к традиционным методам воздействия я использую нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
В своей работе по коррекции и развитию речи детей я использую су-джок терапию.Метод cу-джок –это современное направление акупунктуры,которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений ,так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию.Создателем метода cу-джок является корейский профессор Пак ЧжеВу.
За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории су-джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже су-джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.
Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джок массажёров.
Исходя из данной цели,мною были поставлены задачи:
воздействовать на биологически активные точки по системе су-джок;
стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Существует несколько приёмов су-джок терапии:
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Формыработы с детьми:
• Пальчиковая гимнастика
• Автоматизация звуков
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Развитие памяти, внимания
• Выполнение гимнастики
• Звуковой анализ слов
• Совершенствование навыков употребления предлогов
• Слоговая структура слов
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.
Развитие фонематического слуха и восприятия
• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»
• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»
• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»
• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
• «Телеграфисты»
• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»
Развитие звукового и слогового анализа слов • Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.
• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»
• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»
• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики
• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»
Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)
• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
• “Шарик крути - слово говори”.
• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:
• Упражнение «Один-много».
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. • Использование су – джок шаров для развития памяти и внимания
• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
• комплекс “Разминка”
• сказка «Колобок»
• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации
• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Так делать нельзя», «Делай, как я»)
• Массаж су – джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
• Массаж пальцев эластичным кольцом.
• Использование шариков при выполнении гимнастики.
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
В результате использования су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Неоспоримыми достоинствамииспользования в логопедической практике элементов су – джок терапии являются:
Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су – джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, су - джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование су – джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Используемая литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.
4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
5. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160
8. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
10. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
12. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога
В работе учителя -дефектолога рекомендую использовать песочную терапию, как многофункиональный метод, для решения различных коррекционных задач. Прикладываю статью со своими наработками, наблюдениями...
Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога
Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога...
Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?
Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...
Статья "Использование приемов Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-дефектолога"
В статье описаны приемы использования Су-Джок терапии в работу учителя-дефектолога....
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""
Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....
Су-джок терапия в работе учителя-дефектолога в ДОУ
Су-джок терапия – современный метод коррекционной педагогики, позволяющий повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса, создать благоприятный эмоциональный фон, способствов...
«Чудо — шарик» или Су — Джок терапия в работе с дошкольниками с ОНР Что же такое Су-Джок-терапия?
В переводе с корейского: Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицин...
- Мне нравится (1)