Описание психолого-педагогической технологии работы Невмержицкой Марии Александровны, педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136
статья по коррекционной педагогике на тему
Описание психолого-педагогической технологии работы
Невмержицкой Марии Александровны,
педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanoe_pedagogicheskogo_opyta.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание психолого-педагогической технологии работы
Невмержицкой Марии Александровны,
педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136
Работая с воспитанниками в возрасте от трех до семи лет, делая основной акцент на адаптационный период и психологическую готовность к школе, особое внимание я уделяю четырем технологиям:
- арт-терапия,
- игровая технология,
- сказкотерапия,
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
В условиях обновления содержания образования, в соответствии с основными положениями ФГОС ДО сфера ответственности психолого-педагогического сопровождения ребёнка в дошкольном образовательном учреждении не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она должна включать в себя задачи обеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей, формирования установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактики поведенческих факторов риска, развитие творческого потенциала. В связи с этим перспективным направлением в работе дошкольного педагога-психолога является создание комплексной модели сопровождения процессов развития ребенка, которая, с одной стороны, интегрировала бы зачастую несогласованные диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны – объединила бы усилия всех субъектов образовательной деятельности: детей, педагогов, родителей.
Чтобы разобраться, почему именно данные технологии я использую в своей работе, стоит сказать о том, что наиболее ярко индивидуально-психологические особенности личности проявляются в творчестве как одной из самых содержательных форм психической активности.
В связи с этим в своей практике использую игры и сказки, а также элементы арт-терапии, направленные на реализацию следующих задач:
- преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;
- развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- развитие коммуникативных навыков; овладение навыками адаптации к социуму;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- создание условий для развития сохранных функций;
- развитие творческого потенциала и гармонизация детско-родительских отношений.
Чем мне нравится арт — терапия?
Во-первых, она не имеет противопоказаний и может быть использована не только в психотерапии, но и в педагогике, и в социальной работе, помогая узнать больше как о самих себе, так и об окружающих. Согласно Фрейду, внутреннее «Я» человека оказывается в визуальной форме каждый раз, когда он спонтанно что-то рисует или лепит, а изобразительное искусство, имея много общего с фантазиями и сновидениями, исполняет роль, которая компенсирует и снимает психическое напряжение.
Во-вторых, арт-терапию в научно-педагогическом понимании рассматривают как метод развития и изменения личности, группы или коллектива с помощью разных видов и форм искусства и творчества. Хотя творческие цели и имеют большое значение, все-таки для меня первое место занимаю терапевтические цели. Данная технология дает безболезненный доступ к глубинному психологическому материалу, помогает обходить цензуру сознания, вызывает массу удовольствия, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и сниженную сопротивляемость изменениям. У детей через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия.
В-третьих, арт - терапия является ресурсной, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.
Преимуществами данной технологии считаю позитивный эмоциональный настрой ребенка; выражение ребёнком своих чувств на символическом уровне; облегчение процесса коммуникации. Данная технология способствует коррекции эмоциональной депривации, снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.
В своей работе арт — терапию использую не только как основной метод, но и в качестве одного из вспомогательных.
Использую средства арт-терапии в коррекции эмоционального неблагополучия детей с повышенным уровнем тревожности, заниженной самооценкой, проявлениями страха ошибки. Такие дети не идут вперед путем проб и ошибок, а пассивно ждут правильных ответов и безошибочных способов решения задач. Блокировка возможности «сделать неправильно» не дает ребенку шанса овладеть способами, позволяющими снизить остроту переживания страха и найти примеры «бесстрашного» поведения.
В этой работе выделяю следующие направления:
- погружение эмоционально-неблагополучного ребенка в ситуацию успеха в продуктивной творческой деятельности, развитие интереса к собственным достижениям, восстановление статуса успешности;
- снятие страхов («я не умею», «у меня не получится», «я боюсь испортить»), связанных с повышенной тревожностью по отношению к оценке взрослого.
- раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, выявление его сильных сторон, с опорой на которые происходит построение индивидуальной коррекционной работы;
- гармонизация общего психоэмоционального состояния ребенка.
В результате использования технологии арт - терапии у детей появляется возможность продуктивно и осознанно выражать свое понимание страшного, обобщать собственный опыт эмоциональных переживаний и адекватно изменять поведение в пугающих ситуациях. У ребенка повышается «относительная самооценка», что обусловлено изменением его отношения к ошибке и развитием способности принимать собственный неуспех как средство и этап достижения желаемого результата.
Также результатом работы становится гармонизация личностной сферы детей. Эффективно развиваются познавательная и творческая сферы ребенка, воображение; улучшается коммуникация детей как между собой, так и со взрослыми; снижаются страхи, тревожность, агрессивность.
Вторая технология, которой я пользуюсь в своей работе, это игровая.
Игра - один из основных видов деятельности ребенка наряду с общением и исследовательской деятельностью. Игровая технология - это единство развивающих возможностей для формирования личности обучающихся средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом их психофизических возможностей.
По сути своей, игра – это «цепочка» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера. Она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. А еще игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности - умений продуктивно и конструктивно сотрудничать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения и опровергать другие. Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
В занятиях с детьми я использую следующие функции игровой деятельности:
- социализирующая (включение в систему общественных отношений, усвоение норм и правил поведения в социуме);
- развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная (освоение конструктивных навыков общения, усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
- терапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения);
- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей).
Преимуществами данной технологии считаю активизацию процесса обучения; воссоздание межличностных отношений; процедуру принятия коллективных решений воспитанниками в различных ситуациях; гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных); моделирование практически любого вида деятельности.
Данная технология способствует коррекции эмоционально-волевой сферы, развитию конструктивных навыков общения в социуме, снижению тревожности, нахождению легализованного выхода агрессии.
Так, например, в результате игрового тренинга на развитие коммуникативной и эмоциональной сфер старших дошкольников у них снимается психическое и физическое напряжение, преодолеваются барьеры общения, приобретаются навыки расслабления. Дети начинают осознавать свое внутреннее состояние, определяют свои эмоции и чувства, учатся их регулировать.
Третья технология - сказкотерапия.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Конечно, сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.
В результате использования техники сказкотерапии у дошкольников обогащается речь, улучшается память, более устойчивым становится внимание. Мои воспитанники стали легче и свободнее выражать свои мысли, научились слушать другого, следить за ходом его рассуждений, уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования. Приобрели опыт решения сложных ситуаций, применимый в реальной жизни.
Четвертая из используемых мною технологий – ИКТ, которая способствует развитию у дошкольников когнитивных процессов и помогает воспринимать информацию на качественно новом уровне.
В работе с детьми применение компьютерных технологий позволяет:
- использовать такой подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
- задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
- оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков;
- интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.
Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.
Преимуществами данной технологии считаю широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, динамика в смене изображения, экономия временных ресурсов); доступ к разнообразным источникам информации (интернет); большой интерес детей к современным информационным технологиям (а, следовательно, это можно использовать для повышения учебной мотивации); наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Данная технология способствует развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.
Например, в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками подготовительного к школе возраста использую упражнения на развитие познавательных психических процессов и мелкой моторики. В каждое занятие включаю 1-2 задания с применением мультимедийных презентаций: «Найди такую же фигуру», «Запомни последовательность», «Четвёртый лишний» и др. Результаты использования информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками вижу в следующем:
- дети стали лучше воспринимать предлагаемую мною информацию, так как мультимедийные презентации несут в себе образный тип информации, понятный и доступный детям, не умеющим читать;
- у них повысилась мотивация к работе на занятиях за счёт привлекательности мультимедийных эффектов – движения, звук, анимация привлекают и надолго удерживают внимание детей;
- дети легче вспоминают и воспроизводят информацию, полученную с помощью ИКТ.
Основываясь на данных технологиях, я разработала программу психологической готовности к школе, которая осуществляется в рамках кружка «Цветик-семицветик». Результатами освоения программы являются приобретённые детьми навыки эффективного общения, сопереживания, вербализации своих чувств и эмоций, а также повышение самооценки, развитие эмпатии, чувства уверенности, умения работать в парах и группах.
В мои дальнейшие профессиональные планы входит продолжение обучения методам песочной терапии, так как я имею в этой области психологии только базовые данные. Планирую активно включать эту технологию в психологическое сопровождение педагогов, детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса в работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222».
Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процессав работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222»....
Использование технологии проектирования в деятельности педагога-психолога ДОУ
В данной презентации представлен опыт работы педагога-психолога МБДОУ № 32 г.Выкса по проектной деятельности за период с 2008 по 2014 г....
Описание психолого-педагогических технологий
Описание психолого-педагогических технологий в работе...
Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности педагога-психолога
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЦЕЛЬ:Укрепление психического здоровья детей...
ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ
Применение психолого-педагогических технологий в рамках проекта «Работа в нетрадиционных техниках и с нетрадиционным материалом – как средство развития творческих способностей детей»...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагога-психолога МБОУ "Начальная школа - де
Отчетоб использовании современных образовательных(психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном процесс...
Отчет о деятельности педагога-психолога в МАДОУ "Цветик-семицветик"
Отчетная информация о работе педагога-психолога в ДОУ по направлениям: психологическая диагностика, коррекция, психопрофилактика....