Адаптированная индивидуальная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Примерные адаптированные основные образовательные программы как условие повышения качества дошкольного образования. Адаптированная образовательная программа составляется с целью обучения детей с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АОП Иванова И. | 55.5 КБ |
специальная индивидуальная программа для Иванова И. | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 7
_____________________Д.О. Шевцова
Адаптированная образовательная программа
для ребенка Иванова И.И.
в условиях ДОУ
группа компенсирующего вида
(второй год обучения)
Срок реализации – 2017-2018 уч. год.
1.
Разработчики программы:
Першина Л.В. – педагог-психолог
МАДОУ ЦРР д/с № 7
Ответственный за реализацию программы:
Першина Л.В. - педагог-психолог
С программой ознакомлен
_______________________
ФИО и подпись родителя
Пояснительная записка
Сведения о ребёнке (характеристика):
И. посещает учреждение с 2015 года, группу компенсирующего вида. ПМПК рекомендует обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, осложненное умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, в соответствии с ИПРА ребенка инвалида с 06.2017 года.
-наблюдения невролога, психиатра, ортопеда;
-сопровождение логопеда, дефектолога;
-сопровождение психолога: развитие навыков продуктивной коммуникации, коррекции эмоционально-волевой сферы, произвольной регуляции.
Физическое развитие И. не соответствует возрастной норме. Детский сад и занятия посещает не регулярно в виду основного заболевания.
Контакт с И. устанавливается на эмоциональном и «деловом» уровне. Обращенную речь понимает ситуативно, продуктивному контакту не доступен. Речь не сформирована, издает звуки, кричит. Уровень знаний о своей и семье и окружающем мире, словарный запас определить не удалось.
На занятия идет за руку, интерес к занятиям, игре - проявляет, инструкции к заданиям понимает ситуативно (одноступенчатые), после 2-3-х кратного повторения. Восприятие схемы тела, его частей, восприятие формы, величины и пространственные отношения, наглядно-действенное мышление, целостное восприятие в процессе формирования. Объем зрительного, произвольного и слухового внимания низкий. По просьбе покатай машинку — задание выполнил, собрал картинку из 2-частей (с помощью) , построил башенку из кубиков без учета инструкции.
Мелкая моторика, графические навыки не сформированы. Ведущая рука — правая.
В совместную деятельность со взрослым включается с трудом, познавательные задачи не решает, в условиях обучения действует неадекватно. Работоспособность низкая, быстрая истощаемость. Нуждается в организующей, направляющей и стимулирующей помощи.
Эмоционально неустойчив, произвольная регуляция и навыки самоконтроля развиты слабо. Навыки общения в стадии формирования. В группе ведет себя обособленно, в контакт со сверстниками не вступает, игровая деятельность носит манипулятивный характер.
Навыки самообслуживания сформированы частично, санитарно-гигиенические навыки не сформированы.
особые образовательные потребности:
- потребность в обеспечении доступности учебного материала;
- развитие мотивации к коммуникации и познавательных интересов;
- формирование социальной компетентности;
- необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
ожидания родителей: социальная адаптация, обучение социально-коммуникативным навыкам, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.
Содержание программы
Образовательный компонент
Учебный план на 2017-2018 уч.год
№ | Направления деятельности | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1. | Знакомство с окружающим миром |
20 мин
| 15 часов |
2. | Развитие эмоционально-волевых компонентов | ||
3. | Развитие социально - коммуникативных навыков |
Критерии оценивания достижений для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Планируемый результат
ребенок овладевает умениями:
- использовать невербальные формы коммуникации (пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаз и рук, карточками ПЭКС);
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы жестами или карточками ПЭКС.
Планируемый результат по развитию эмоционально-волевых компонентов:
- осознание себя;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
- владения правилами поведения;
Планируемый результат по развитию социально-коммуникативным навыкам:
- установление эмоционально-делового контакта со взрослым; понимание инструкции взрослого;
- владеть первичными способами усвоения общественного опыта
(совместные действия со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);
- развитие зрительного восприятия - соотносить игрушку со звукоподражанием, произвольно произносят звукоподражание.
- эмоционально реагировать на мелодичную музыку, природные звуки;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Коррекционный компонент
Направления работы психолога:
Развитие произвольности поведения и целенаправленности действий
- идентификация ребенка со своим именем;
- формирование позитивного отношение ребенка к своему имени;
- учить испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий и т. д.)
- учить эмоционально реагировать на мелодичную музыку, природные звуки;
- формировать навыки практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимой);
- формирование последовательных действий;
- соблюдение элементарных правил;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- формировать способность адекватно реагировать на выполнение режимных моментов - от игры к непосредственно образовательной деятельности, пространственные перемещения;
- развитие умения подчинять действие правилу;
- умение действовать по сигналу, совместно или по показу;
Развитие социально - коммуникативных навыков:
- формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
- формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым;
- формировать умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
- формировать интерес к игровой деятельности;
Воспитательный компонент
Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка
- специалисты действуют согласно договору с родителями (законного представителя) ребенка.
- специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП.
- специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ, использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья
Условия взаимодействия ДОУ и родители:
- проведение бесед, консультаций, родительских собраний и пр.
- просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью через статьи, сайта ДОУ, сети интернет;
- формирование толерантного отношения к этому ребенку через проведение общегрупповых и общесадовых мероприятий;
- создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ с интеллектуальной недостаточностью.
Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка:
- посещение подгрупповых, общегрупповых и общесадовых занятий, мероприятий.
- формирование толерантного отношения к этому ребенку через чтение художественных произведений, создание проблемных игровых ситуаций, анализ ситуаций из жизни.
Заключение и рекомендации
- Проведение 3-х ступенчатой диагностики уровня социально-коммуникативного развития с целью успешной реализации АОП и внесения корректив.
- Взаимодействие между воспитателями и специалистами ДОУ с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.
- Взаимодействие родителей с медицинскими учреждениями (посещение невролога, психиатра и других специалистов) выполнение медицинских рекомендаций.
- Прохождение повторного осмотра областной ПМПК через рекомендуемый период.
Литература:
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
- «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального
развития», Е.Р. Баянская, М., «Полиграф сервис, 2001.
- Медникова Л. С. Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии : психолого-педагогич. практикум / Л.С. Медникова, О.В. Вольская ; ПГУ. - Архангельск : ПГУ, 2001.
- «Как понять ребенка»: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания», Н.Н. Заваденко, М., «Школа -Пресс», 2000.
- «Воспитание культуры поведение у детей дошкольного возраста», С. Петерина, М., «Просвещение», 1996
- «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального
развития», Е.Р. Баянская, М., «Полиграф сервис, 2001.
- Психологическая готовность ребёнка к школе. – СПб, 2013
- «Эмоции», А. Никифоров, М., «Советская Россия», 1998.
Предварительный просмотр:
Специальная индивидуальная образовательная программа ребенка
2017 – 2018 учебный год
Фамилия, имя ребенка Иванова И.
Дата рождения __________. дата заполнения 30.09.2017 г
Состояние здоровья хр. нарушения здоровья (частые простудные заболевания)
Заключения ПМПк зачислить в младшую коррекционную группу на основании ПМПк от 15.10.2015 года
- Образовательные технологии, программы : для составления адаптированной образовательной программы использовалась адаптированная общеобразовательная программа МАДОУ ЦРР д/с № 7, специальная программа: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. , Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание"(авт. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева);
- Инновационные технологии, методы и средства: словесные, наглядные, практические (чтение стишков-потешек, демонстрация тематических картинок, «Пальчиковый игротренинг» В. Цвынтарный, подвижные игры, упражнения, физкультминутки; психогимнастические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы).
- Здоровьесберегающие технологии: смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации;
- Формы контроля и учета достижений ребенка-инвалида с умственной отсталостью: промежуточная диагностика, итоговые занятия по приобретенным навыкам;
- Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего СИПР педагог-психолог Першина Л.В.
с 30.09.17г. по 30.04.2018 г.
№ п/п | Направление,вид коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционной работы | Взаимодействие с родителями | Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы | Прим. |
1. | Формирование умения сотрудничать с со взрослыми | Пробуждать интерес к эмоционально-личностному контакту, эмоционально-деловому контакту со взрослым: устанавливать контакт глазами, реагировать на свое имя; развивать умение выполнять одноступенчатые инструкции: Дай, иди, сиди, покажи и тд. формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садись на стульчик, сидеть на занятии, ждать; | Родителям: рекомендации по взаимодействию с ребенком имеющим интеллектуальные нарушения; | ||
2. | Развитие эмоционально -волевой сферы | Отреагирование различных состояний, негативных эмоций: знакомство с настроением и эмоциями: покажи как ты радуешься, а как ты злишься, а как ты грустишь? (вопросы сопровождаются демонстрацией картинок с эмоциями); учить управлять собой: действовать по сигналу или по показу; подчинять действие правилу; движение по инструкции в едином темпе; | Родителям: дома с ребенком рассмотреть себя в зеркале. Совместно улыбнуться, нахмурится, удивиться, высунуть язык. | ||
3. | Формирование навыков общения | Учить подражать действиям: здороваться и прощаться, давать и требовать предметы, просить и отказываться от помощи; учить подражать мимике: учить на словесную просьбу махать рукой, хлопать в ладоши, топать ногой; давать предмет, показывать предмет; учить подражать звукам (игры со звуками): «Покачай лялю, а-а-а-», «Паровозик ту-ту-ту», «Дудочка ду-ду-ду», «Корова му-му»; | Родителям: рекомендации по способам общения с ребенком имеющим нарушения интеллектуальной сферы | ||
4. | Развитие игровой деятельности | Учить эмоционально положительно реагировать и проявлять интерес к игрушкам и предметам и адекватным способам действия с ними; побуждать совершать отражательные действия с игрушками за взрослым; учить использовать игрушку в соответствии с ее функциональным предназначением; Учить совершать: 1. предметные действия с игрушкой; 2. процессуальные действия с игрушкой; 3. цепочку игровых действий; 4. игру с элементами сюжета («Девочка спит», «Девочка кушает», «Построим дом», Кукла поет и пляшет») Учить соотносить игрушку в соответствии с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова; | Родителям: рекомендации по использованию игрушек в домашних условиях с целью побуждения ребенка совершать отражательные действия с игрушкой за взрослым; | ||
5. | Формирование навыков тонкой моторики и сенсорное развитие | Развитие зрительного восприятия: учить фиксировать взгляд на предмете ;развивать умение изучать глазами картинку, переводить взгляд с одного изображения на другое; развитие хватательных движений: согнув кисть и пальцы грабельками. Захватывать мелкие предметы: пользоваться большим пальцем с одной стороны и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет; учить доставать предмет из коробки, снимать кольца со стержня пирамидки, захватывать мелкий предмет щепоткой; умение ставить и класть предметы в нужное место: научить перекладывать предметы из одной коробки в другую; класть палочки в баночку; строить башню из двух кубиков; вкладывать шары в круглые отверстия; учить манипулировать предметами: вставлять маленькие стаканчики в большой по размеру; снимать крышку с коробки; подражая действиям психолога, переворачивать предмет; учить подбирать предметы к картинкам (выбор из двух-трех) разные по величине, большой, (маленький) по инструкции взрослого. | Родителям: развивать основные движения, мелкую моторику рук. Упражнение «Кулак, палец, ладонь» | ||
6. | Формирование целостной картины мира | Познакомить с предметами окружающей действительности: (тематический план- игрушки, посуда, одежда, мебель). Формировать временные представления: весна, лето, осень, зима; учить наблюдать за изменениями в природе и погоде: светит солнце, идет дождь, падают листья, падает снег, | Родителям: организация домашнего заданий по рекомендации психолога через индивидуальную тетрадь (по теме) | ||
7. | Формирование первичных личностных отношений | Учить ребенка узнавать себя на фото, показывать на лице глаза, рот, нос, лоб, щеки, на голове — волосы, ноги, руки. Указательным пальцем показывать «Я», «Он-она», и т.д | Родителям: рассматривать домашний фотоальбом (дедушка, бабушка, мама, папа, ребенок) | ||
Вывод: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа» Володарского района Астраханской области Программа индивидуального с...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы.
По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»...
Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях
Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях МБДОУ общеразвивающего видаСрок реализации: 2017-2018 учебный год...
Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...
Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. 2023г.
Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...