семейный проект "Веселые ладошки"
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гришатова Мария Вячеславовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Ягодка» города Кстово

 

 

 

 

Детско-родительский проект

«Весёлые ладошки»

 

Составитель:

учитель-логопед

Гришатова М.В.

 

Кстово, 2018

 

Детско-родительский проект «Весёлые ладошки»

Цель:

  1. научить детей совместно со взрослыми, изготовлять весёлые перчатки и использовать их для занятий по биоэнергопластике, как на логопедических занятиях, так и дома.

Задачи:

  1. развивать творческое воображение;
  2. развивать общую и мелкую моторику;
  3. развивать артикуляционную моторику;
  4. развивать внимание, усидчивость и волевые усилия;
  5. развивать креативное мышление, чувство ритма, ориентировку в пространстве;
  6. поддерживать эмоциональный контакт между родителями и ребёнком.

 

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био-человек как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика-связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

   Наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

   Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти, со сложными дислалиями, при которых наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику ориентировку в пространстве.

Изготовленные совместно с вашим ребёнком «Весёлые ладошки» разовьют все вышеуказанные высшие психические функции, сделают логопедические занятия более занимательными и интересными, а значит повысят их эффективность и результативность. «Весёлые ладошки» вы можете использовать и в домашних условиях, при выполнении рекомендаций логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesyolye_ladoshki.docx502.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Ягодка» города Кстово

Детско-родительский проект

«Весёлые ладошки»

Составитель:

учитель-логопед

Гришатова М.В.

Кстово, 2018

Детско-родительский проект «Весёлые ладошки»

Цель:

  • научить детей совместно со взрослыми, изготовлять весёлые перчатки и использовать их для занятий по биоэнергопластике, как на логопедических занятиях, так и дома.

Задачи:

  • развивать творческое воображение;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать внимание, усидчивость и волевые усилия;
  • развивать креативное мышление, чувство ритма, ориентировку в пространстве;
  • поддерживать эмоциональный контакт между родителями и ребёнком.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био-человек как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика-связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

   Наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

   Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти, со сложными дислалиями, при которых наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику ориентировку в пространстве.

Изготовленные совместно с вашим ребёнком «Весёлые ладошки» разовьют все вышеуказанные высшие психические функции, сделают логопедические занятия более занимательными и интересными, а значит повысят их эффективность и результативность. «Весёлые ладошки» вы можете использовать и в домашних условиях, при выполнении рекомендаций логопеда.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: исследовательский, практический, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы детского сада с нарушением речи, учитель-логопед, педагоги и родители.

Образовательные области по ФГОС: «социализация»

Интегрируемые области:

«коммуникация»,

«познание»,

«художественное творчество»,

«безопасность»

Цель проекта :

- внедрить в практику коррекционной работы ДОУ метод «биоэнергопластики » и кинезиологии.

- повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Гипотеза проекта- использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысить мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Задачи проекта:

- исследовать понятие «биоэнергопластика » и кинезиология, определить отличия и связи с фонетической ритмикой, методом мануального сопровождения;

- обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики и кинезиологии в коррекции речевых нарушений;

- обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками.

- создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению; картотека специально разработанных сказок; перчатки: «Волшебные ладошки»)

- провести коррекционные занятия, адаптировать упражнения биоэнергопластики и кинезиологии к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей с речевыми нарушениями.

- привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;

- проанализировать результативность работы.

Актуальность проекта.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. В частности для детей с ОВЗ, потому, что к этой категории относят детей с нарушениями речи ( в коррекционном блоке данной программы это четко прописано). Не смотря на то, что у детей могут наблюдататься, нарушения в речи, эти дети могут быть также очень способны. Работая на логопедическом кабинете в ДОО, следует отметить, что к концу учебного года, дети в большинстве своем выходят с чистой речью.

И наша задача взрослых, педагогов увидеть и развить эти способности в любой деятельности, в частности в речевой.

Это делается, прежде всего для того, чтобы, таким детям было легко, свободно и комфортно находиться в социуме, адаптироваться в нем без всякого ограничения.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди воспитанников в ДОО  увеличилось количество детей со стертой формой дизартрии, сложной дислалией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы. Для улучшения результата работы над артикуляцией я стала использовать метод – биоэнергопластики и кинезиологии.

Термин “ биоэнергопластика ” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движения.

Предлагаю еще одну методику, она позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

• В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

• В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

• Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Этапы и реализации проекта:

  1. Диагностический этап (информационно-аналитический):

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Задачи:

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.

2. Диагностика звукопроизношения.

При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

  1. Подготовительный:

Задачи:

1. Формулирование проблемы.

2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики» и кинезиологии.

3. Разработка проекта.

4. Анкетирование педагогов и родителей.

5. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается. На подготовительном этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

3. Основной этап реализации проекта ( практический):

Задачи:

1.Проведение занятий:

-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;

-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;

-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.

2. Проведение собраний для родителей, индивидуальные консультации, консультаций для педагогов.

      3. Создание картотеки упражнений, сказок.

На основном этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

Далее на этом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки

.После к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

Артикуляционные упражнения по биоэнергопластике:

«Забор»
Ладони находятся в горизонтальном положении, пальцы сомкнуты.

«Окно»

Ладони находятся в горизонтальном положении, пальцы разомкнуты.

«Лопатка»
Одна ладонь кладется на другую, немного выходя вперед.

«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

«Змейка» 
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Почистить зубы»
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Наказать непослушный язычок»
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Приклей язычок»
Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

«Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Индюк», «Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

Кинезиологические упражнения:

«Колечко».

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь».

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

«Зеркальное рисование».

Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка».

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

«Горизонтальная восьмерка».

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

Массаж ушных раковин.

Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.

Перекрёстные движения.

Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.

Качание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Дыхательная гимнастика.

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

«Снеговик»

Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Заключительный этап реализации проекта:

Задачи:

1. Показ театра пальчиков и языка.

2. Диагностика звукопроизношений детей.

На заключительном этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало. Дальше мы с детьми становимся актёрами “Теневого театра пальчиков и языкаЗанятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух детей. С помощью теневого театра рассказываются разные истории, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком.

Ожидаемый результат:

  1. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой и кинезиологией способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
  3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Эффективность данных результатов.

Для детей:

положительная динамика речевого развития;

- успешная социальная адаптация в ДОО и семье;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОО;

- готовность и желание помочь;

- активизация педагогического потенциала родителей;

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов:

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития детей через разнообразные формы и методы работы.

Литература

  1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова.– М.: АСТ: “Астрель”, 2007.– 60 с.
  2. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/
  3. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г. А. Каше / под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1972. – 191 с.
  4. Косинова, Е. А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких [гимнастика для пальчиков, развитие памяти и воображения, развитие речи и речевого слуха, преодоление речевых дефектов, упражнения для выработки правильного, чёткого произношения, артикуляционная гимнастика] [Текст] / Е. А. Косинова. – М.: Олисс: Эксмо, 2007. – 173 с.
  5. Косинова, Е. А. Уроки логопеда: игры для развития речи [Текст] / Е. А. Косинова. – М.: Эксмо, 2007. – 173 с.
  6. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика [Текст]: практическое пособие, 2-е издание / Е. Н. Краузе. – СПб.: Корона принт, 2005. – 75 с.
  7. Оценка психофизических и биоэнергетических характеристик человека методом ГРВ в процессе занятия психотелесными практиками Курис И. В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://podguzniki.info/podg/content/otsenka-psikhofizicheskikh-i-bioenergeticheskikh-kharakteristik-cheloveka-metodom-grv-v-prot
  8. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 235
  9. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2007. – 90 с.
  10. Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410410/
  11. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация “леворукого” ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного взаимодействия [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2001. – 77 с.
  12. Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников [Текст]: пособие для родителей и педагогов / В. А. Солнцева, Т. В. Белова. – М.: АСТ: “Астрель”, 2007. – 93 с.
  13. Фомичёва, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: практикум по логопедии / М. Ф. Фомичёва. – М.: Просвещение, 1989. – 238 с.
  14. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1997. – 31 с.

Речевой материал по биоэнергопластике

«Пчела и Оса»

Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(
упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,
(
упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(
упражнение «Почистим зубы»)
посмотрит на часы и летит в поле.
(
упражнение «Часики»)
С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд.
(упражнение «Хоботок»)
А Оса, когда просыпалась, пила чай,
(
упражнение «Чашечка»)
с конфетами,
(
упражнение «Приклей конфетку»)
ела блинчики 
(упражнение «Лопаточка»)
с ароматным вкусным мёдом.
(
упражнение «Вкусное варенье»)
Целыми днями Оса качалась на качелях
(
упражнение «Качели»)
и болтала с другими осами.
(
упражнение «Индюк», «Болтушка»)
Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду,
(
упражнение «Иголочка»)
красила в доме стены, потолок.
(
упражнение «Маляр»)
А утром опять улетала в поле.
Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит:
- Мало мёду принесла, лети обратно.
Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек:
- Ты что, Пчела, плачешь? 
- А мне жить теперь негде, - говорит Пчела, - я из дому ушла.
- Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю…
Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит – мёдом угощает.
(упражнение «Вкусное варенье»)

«Под грибом».
Как -то раз летел Комар
(
упражнение «Хоботок»)
и начался сильный дождь.

(упражнение «Дятел»)
Куда спрятаться?
Увидел Комар на полянке маленький грибок,
(
упражнение «Грибок»)
долетел до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт сильнее и сильнее.
Мимо грибочка Воробей скачет и плачет.

(упражнение «Птенчики»)
- Намокли пёрышки, устали крылышки. Пусти, меня, Комар, под грибок обсохнуть, дождик переждать!
- Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
-Ничего, в тесноте, да не в обиде.
Пустил Комар Воробья под грибок.
Ползёт Змейка к грибочку.
(упражнение «Змейка»)
Просит:
- Пустите под грибок, дождик переждать.
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста.
Подвинулись, нашлось место змейке.
Бежит Ёжик к грибочку,
(упражнение «Иголочка»)
попросился дождик переждать и его пустили.
А дождь всё льёт и не перестаёт.
(
упражнение «Дятел»)
Скачет Зайчик. 
(упражнение «Лошадка»)
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится! 
- Жалко Зайца, - говорит Комар, - давай ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца, Лиса прибежала. 
(
упражнение «Киска сердится») 
- Зайца не видели? – спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе.
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться.
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба, радуются.
Комар задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а теперь всем пятерым место нашлось.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

(упражнение «Улыбка»)
- Эх вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?

«Часы с Кукушкой».
Раннее утро. Спят жители сказочного городка. На городской площади башня с часами. Над часами в маленьком домике живёт Кукушка.
Тик-так! – отстукивает время маятник. Ку-ку! – выглянула Кукушка.
(
упражнение «Часики»)
Вот проснулся Пёс, стал собираться на работу. Он маляр.
(
упражнение «Маляр»)
Сегодня ему надо покрасить красивый резной забор вокруг городка.
(
упражнение «Заборчик»)
В своём уютном домике поставила пирог в духовку Кошка.
(
упражнение «Киска сердится»)
Пирог с начинкой: с клубничным вареньем.
(
упражнение «Вкусное варенье»)
- Всё надо делать по часам, - говорит Кошка Котятам.
- Ещё раз прокукует Кукушка – значит, пора вынимать пирог.
Весёлый Лягушонок вовремя принялся за уборку.
(упражнение «Улыбка»)
Каждое утро он моет свой плот щёткой. 
(
упражнение «Почистим зубы»)
Время идёт, а Кукушка всё молчит. Собрались все жители городка на площади. 
Дверцы домика закрыты, висит записка: «Ушла в лес».
- Ерунда, - сказал Лягушонок. – Кукушкой может быть каждый. Теперь я буду Кукушкой, - и прыгнул в домик над часами.
Солнце поднялось высоко. Лягушонку стало жарко.
- Нет, не могу я быть Кукушкой.
-Тогда я буду Кукушкой, - сказала Кошка. – Мяу-мяу! 
Потом свернулась клубочком и уснула. 
А в домике у Кошки горел пирог,

(упражнение «Лопаточка»)
потом загорелся дом. Хорошо Лягушонок из шланга залил горящий дом.
- Нет, теперь я буду Кукушкой, - сказал Пёс. – Только проверю механизм: всё ли в порядке. 
Стукнул Пёс молотком по колёсику – и вовсе остановились часы.
Звери в растерянности поглядели друг на друга. 
- Почему же никто из нас не смог стать Кукушкой? – спросила Кошка.
- Да… Видно, каждое дело надо делать умеючи, - виновато опустил голову Пёс.
Тут все увидели Кукушку и очень обрадовались. 
(
упражнение «Улыбка»)
Кукушка быстро починила часы и прокуковала:
- Ку-ку! Ку-ку!
(
упражнение Часики»)
И всё в сказочном городке пошло своим чередом.«У Солнышка в гостях».
Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света.
(
упражнение «Птенчики»)
- Куда это Солнышко подевалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Разве вы знаете, где оно живёт? – закудахтала Наседка.
- Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили Цыплята.
Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки.
(
упражнение «Вкусное варенье»)
Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка.
(
упражнение «Индюк»)
Спрашивают:
- Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт?
- Знать не знаю, давайте вместе искать.
Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит.

(упражнение «Дятел»)
Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт. Пошли все вместе искать.
Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать.
(упражнение «Лошадка»)
Долго шли они. Увидели Ёжика.
(упражнение «Иголочка»)
Он сидел под деревом и играл на гармошке.
(
упражнение «Гармошка»)
- Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? – спрашивают Цыплята. – Три дня его не было на небе, уж не заболело оно?
- Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. – ответил Ёж.
(упражнение «Горка»)
Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогу показывать.
(
упражнение «Грибок»)
Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А в доме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет.
Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёж зафыркал.
- Кто под моим окошком кричит? – спросило Солнышко. – Кто мне спать не мешает?
- Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало.
- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу…
Лошадь взяла ведро, стала воду таскать.
(упражнение «Чашечка»)
Дятел – Солнце водой умывать. Индюк – полотенцем вытирать.
(
упражнение «Маляр»)
Ёж – давай колючей щетинкой начищать.
(
упражнение «Качели»)
А Цыплята – те стали с Солнышка соринки смахивать.
(
упражнение «Фокус»)
Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело, светло и тепло.
(
упражнение «Улыбка»)

«Петух и краски».
Нарисовал Художник Петуха,
(
упражнение «Птенчики»)
а раскрасить-то его и забыл…
Пошёл Петух гулять, и все на дворе вдруг стали смеяться.
- Почему они смеются надо мной? – спросил Петух Индюка.

(упражнение «Индюк»)
- Ты же ходишь совсем нераскрашенный, - сказал Индюк, - посмотри-ка на себя!
Подбежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно – Индюк правду говорит.
Совсем расстроился Петух.
Тут подошёл Кот.
(упражнение «Киска сердится»)
- Не печалься, - сказал Кот, - иди к Краскам, они тебе помогут.
(
упражнение «Маляр»)
- Ку-ку-да к Краскам? – закудахтал Петух. – Где я их найду?
- Я научу тебя, - сказал Кот. – Иди всё время прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра придёшь в Сказку и там найдёшь Краски!
И пошёл Петушок Краски искать.
Идёт Петух по лесу. А на поляне Лисята играли с мячом.
(
упражнение «Кто дальше загонит мяч?»)
Заметили его Лисята, закричали:
- Мама, мама! Смотри – Петух!
Лиса в это время наказывала одного из лисят.
(упражнение «Наказать непослушный язычок»)
Увидела Лиса Петуха и отвернулась.
- Нет, нет… Этот Петух не годится. Он – нераскрашенный. Это ненастоящий Петух!
А Петушок всё шёл и увидел Ёжика.
(
упражнение «Иголочка»)
Ёжик показал Петушку, где Краски живут. Пришёл Петух к расписному теремку, вокруг которого стоит разноцветный забор.
(
упражнение «Заборчик»)
Ку-ка-ре-ку!
- Кто там? – спросили за дверью.
- Это я, Петух.
Вышли навстречу Петуху Краски и раскрасили его в разные цвета.
Красная Краска раскрасила гребешок и бородку, Синяя - пёрышки на хвосте, Зелёная – крылышки, а Жёлтая – грудку.
(упражнение «Маляр»)
Посмотрел Петушок в зеркало – себя не узнал! Такой стал красивый!
Поблагодарил Петух добрые Краски, улыбнулся,
(упражнение Улыбка»)
и весёлый зашагал домой. Поёт на весь лес:
- Ку-ка-ре-ку!
Лисята теперь качались на качелях,

(упражнение «Качели»)

увидели его, запищали:
- Мама, смотри – Петух назад идёт!
- Я же сказала вам – он ненастоящий, нераскрашенный.
- Мам, он настоящий! Настоящий, живой Петух!
Хотела Лиса догнать Петуха, да поздно спохватилась: он уже далеко ушёл…



Стихи для

биоэнергопластики, кинезиологии

Поёт с утра лягушка:
«Ква-ква, ква-ква, ква-ква!
Иди сюда, подружка!
Здесь сочная трава».
(упражнение «Улыбка»)

Воробьишка прыг-прыг-прыг!
Быстро двигаться привык.
Звонок воробьиный хор,
Им ареной служит двор.
(упражнение «Птенчики»)

Индюк, смотри, какой герой –
За индюшат стоит горой!
Распустит хвост, зальётся краской,
Все на него глядят с опаской.
(упражнение «Индюк»)

Зебра в белую полоску,
Зебра в чёрную полоску,
Точно кто-то шутки ради
Нарядил её в матроску.
(упражнение «Лошадка»)
Принесу грибы в корзинке,
Стану их перебирать, 
Словно на лесной тропинке
Побываю я опять.
(упражнение «Грибок»)
(упражнение «Чашечка»)

Ель зайчишку приютила,
Веткой от врагов укрыла…
Ёжик – быстренькие ножки,
Протоптал в лесу дорожки.
(упражнение «Иголочка»)

Дятлу клювом бить не лень
Целый день, целый день!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Выходи из щёлки жук!
(упражнение «Дятел»)

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!

(упражнение «Грибок»)

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.

(упражнение «Киска сердится»)

Красной краскою Егор 
Красит крышу и забор.
(упражнение «Маляр»)

Удав, огромнейший удав,
Лежит кольцом средь пышных трав.
Он гордый повелитель змей,
И трогать ты его не смей.
(упражнение «Змейка»)

Хомячок живёт в квартире,
Нет зверька милее в мире.
Он за щёчки прячет ужин.
Что ж! Запас, конечно, нужен.
(упражнение «Футбол»)

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
(упражнение «Самолёт гудит»)

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
(упражнение «Часики»)

Шмель лохматый, шмель пушистый,
Держит путь на луг душистый, 
Басом целый день поёт
И нектар цветочный пьёт.
(упражнение «Хоботок»)

Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
(упражнение «Лопаточка»)

В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка 
Съехать с крутой горки.
(упражнение «Горка»)

Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
(упражнение «Заборчик»)

Я достал в шкафу варенье, 
Я к животным всей душой.
- На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстый и большой.
(
упражнение «Вкусное варенье»)

Весёлые мыши забрались на крышу
И лезут упрямо всё выше и выше.
(упражнение «Иголочка» - тонкий хвостик мышки)
Совсем не боятся они высоты!
Какие, однако, отважные мыши! –
Сказали, взбираясь за ними коты.
(упражнение «Киска сердится»)

Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
(упражнение «Кто дальше загонит мяч?»)

Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(упражнение «Чашечка»)

Увидев свой хвост, удивилась змея:
- Неужто, друзья, это всё ещё я?
(упражнение «Змейка»)

Два цыплёнка,
(упражнение «Птенчики»)
Два мышонка
(упражнение «Иголочка»)
Учат бегать 
Лягушонка.
(упражнение «Улыбка»)
Расшумелась мелкота – 
Видно, близко нет кота! 
(упражнение «Киска сердится»)

Ходит по двору индюк
(упражнение «Индюк»)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,

(упражнение «Птенчики»)
Рассердился сгоряча.

Кот Тимошка жил на крыше.
(упражнение «Киска сердится»)
Ниже, в доме, жили мыши.
(упражнение «Иголочка»)
По стене взбирались мыши, 
Не боясь кота на крыше.

На берёзе поутру
Дятел продолбил кору.
(упражнение «Дятел»)

Рыжий кот осенними 
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит.
(упражнение «Киска сердится»)
(упражнение «Иголочка»)

Яблоки румяные,
В них медовый сок!
Испечёт нам мама 
Яблочный пирог.
(упражнение «Лопаточка»)
Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
(упражнение «Киска сердится»)
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
(упражнение «Иголочка»)
Мог бы славный быть обед,
Только хвать, а мышки нет.

Пароход плывёт по речке
И труба дымит, как печка.
(упражнение «Пароход гудит»)

Труба трубит, труба поёт,
Трубач по улице идёт.
(упражнение «Трубочка»)

Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик, даже глупый самый
Хочет жить с ежихой-мамой.
(упражнение «Иголочка»)

Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели чтоб они.

Упражнения по биоэнергопластике

«Птенчики»
Ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка»
Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Киска сердится», «горка»
Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

«Змейка» 
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Футбол»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.

«Почистить зубы»
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Заборчик»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Хоботок»
Ладонь сжата в кулак.

«Наказать непослушный язычок»
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Почистим зубы»
Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

«Кто дальше загонит мяч?»
Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.

«Фокус»
Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Приклей конфетку»
Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

«Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Гармошка»
Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Индюк», «Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

«Пароход гудит»
Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.

«Самолёт гудит»
Ладонь с расставленными пальцами располагается горизонтально.

«Маляр»
Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

«Дятел»
Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.


Индивидуальное занятие в подготовительной группе с использованием биоэнергопластики

Цель:

  • Формировать умения и навыки незаметно для окружающих делать вдох (плечи при этом неподвижны), плавный выдох, равномерно расходуя воздух
  • формировать у детей четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, в сочетании с движениями пальцев рук

(развитие биоэнергопластики)

  • отработка четкого произношения звука «Р»
  • учить воспринимать текст на слух, развивать слуховое восприятие, внимание и память
  • формировать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Оборудование: Лесная полянка с изображением упражнений на постановку сонорных звуков, картинка с изображением медведя, замка, грецкие орехи.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Обращение к солнышку.

Упражнение на дыхание «Солнышко».
Руки к солнцу поднимаю и вдыхаю, и вдыхаю (вдох 1, 2, 3).
Руки плавно опускаю, выдыхаю, выдыхаю (выдох 1, 2, 3)

2. Основная часть занятия.

«Путешествие на веселую полянку»
Логопед: В такой солнечный денёк предлагаю отправиться на нашу любимую полянку.
А поедем мы сначала на лошади, затем на машине, а потом на пароходе.


Упражнения на развитие биоэнергопластики

  • Упражнение «Лошадка».
  • (Текст, произносит взрослый. Движения или статическая поза Рук Губ и языка)

На лошадке ехали,
В огород заехали.

Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи. Широким кончиком языка погладить нёбо,

выполняя движения вперёд – назад упражнение «Маляр»

Гоп-гоп! Гоп-гоп! Хлопки.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

На машине ехали,
До угла доехали Повороты руками, которые будто держат руль.

Упражнение для губ «Улыбка», «Дудочка»
Би-би-би!
Би-би-би!

Большим пальцем подавать «сигнал». Язык упирается в альвеолы. Сильно подуть на язык др-р-р, др-р-р.

Пароходом ехали,
До горы доехали.

Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д. Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л]
У-у-у! Широкое движение рукой сверху вниз. Вытянуть губы вперёд «трубочкой».

Логопед: Но для того чтобы попасть на полянку, надо открыть замок.


Упражнение «Замок»

(Текст, произносит взрослый. Движения

или статическая поза Рук Губ и языка)

На двери висит замок
Кто открыть его бы смог?

Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы.

Покрутили, Покрутили «замок».

Упражнение для губ «Вкусное варенье».
Потянули, Потянуть ладони в разные стороны. Упражнение для губ «Качели».
И открыли. Развести руки в разные стороны. Широко открыть рот.

Логопед: Молодцы, постарались. А первый гость на полянке – медведь.

Массаж подушечек пальцев «Медведь»

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку — нажим на один палец. Затем меняются руки.

Шёл медведь к своей берлоге мизинец

Да споткнулся на пороге безымянный
«Видно, очень мало сил средний
Я на зиму накопил», — указательный

Так подумал и пошёл большой
Он на поиск диких пчёл. Большой

Все медведи — сладкоежки, указательный

Любят есть медок без спешки, средний

А наевшись, без тревоги безымянный

До весны сопят в берлоге. Мизинец

Логопед: Как много на нашей полянке красивых цветов, птиц, насекомых.

Упражнение «Цветок»

(Текст, произносит взрослый. Движения или статическая поза Рук Губ и языка)

Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе — врозь (несколько раз). Рот широко открыть — закрыть (в соответствии с движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки
Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

Упражнение «Дятел»

(Текст, произносит взрослый . Движения или статическая поза Рук Губ и языка)

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую — наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.





Массаж подушечек пальцев «Пчелка»

Логопед
Ла-ла-ла —
На цветке сидит пчела.
Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам — 7 раз.

Ул-ул-ул — Ветерок подул.

Провести пальцами по щекам сверху вниз — 7 раз.

Ала-ала-ала —
Пчелка крыльями махала.

Кулачками энергично провести по крыльям носа — 7 раз.

Ила-ила-ила — Пчелка мед носила.

Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.

Колокольчики! Ромашки! Незабудки! Васильки! Босиком и без рубашки Ходим мы, плетем венки.

Ул-ул-ул — Ветерок подул.

Провести пальцами по щекам сверху вниз — 7 раз.

Ала-ала-ала —
Пчелка крыльями махала.

Кулачками энергично провести по крыльям носа — 7 раз.

Ила-ила-ила — Пчелка мед носила.

Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.

Массаж пальцев с использованием грецких орехов.

Логопед: А ещё на этой полянке живет лисонька. Но она только проснулась.

Массаж «Лиса»

Хором : УтромЛисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала —
Ручки, ножки и бока. Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко. Ну, красавица-Лиса!

3.Заключительная часть.
Подведение итогов.
Угощение детей грецкими орехами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект семейного клуба «Веселые ладошки»

В дошкольном образовательном учреждении имеется коррекционная группа для детей со сложной структурой дефекта. Выявив и обозначив проблемы родителей детей с проблемами в развитии, на базе группе ...

семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .

Кадукова Наталья  ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...

Конспект семейной кратковременной образовательной практики «Раз ладошка, два ладошка»

Создание представление у родителей о тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторике...

Проект "Волшебница зима" в рамках семейного клуба "ладошка к ладошке"

Проект направлен на уточнение и систематизацию представлений о зиме, посредством разнообразных видов детской деятельности....

Семейный клуб "Ладошка к ладошке"

Создание клуба для взаймодействия с семьей в духе партнерства....

семейный клуб «Цветные ладошки»

Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо...

семейный клуб "Цветные ладошки"

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество...