Индивидуальное занятие "Весёлый песок"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Данный конспект, поможет провести индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука "С" в словах с использование стола для песочной терапии и песка. Занятие получилось очень увлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_veselyy_pesok.docx | 185.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8
ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Конспект индивидуальной логопедической НОД
в старшей группе детского сада
с использованием песочной терапии
«Весёлый песок»
(автоматизация звука [С] в словах)
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Мнацаканян С.В.
2016г.
Цели и задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [С] в изолированном произношении, слогах и словах;
- развивать логическое мышление и внимание;
- закрепить знания по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
Коррекционно - развивающие:
- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать фонематический слух ребёнка и навыки звукового анализа;
- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать аккуратность, желание проявлять самостоятельность.
Оборудование: карточки-схемы артикуляционных упражнений; настольное зеркало; маленький снежок из ваты; предметные картинки по лексической теме, картинки со звуком [С] в разных позициях (в начале, средине и конце слова), картинки без звука [С]; домик звуков (три окошка); мобиль с бумажными снежинками; световой стол с голубой подсветкой; очищенный кварцевый песок; аудио запись «Метель».
Предшествующая работа:
- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [С];
- развитие воздушной струи, направленной по середине языка;
- постановка правильного произношения звука [С];
- автоматизация звука [С] изолированно, в слогах и в словах;
- формирование умения определять наличие звука [С] в словах, его позицию в слове;
- согласование существительных с числительными.
ХОД НОД
1. Организационный момент.
Л. (логопед) – Здравствуй Р.(имя ребёнка), сегодня я хочу загадать тебе загадку. Внимательно послушай ее и назови мне отгадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима)
Р. – Зима.
Л. – Молодец, правильно, это зима. Я предлагаю тебе порисовать Зиму на световом столе, а заодно потренироваться в правильном произношении звука [С]. Хочешь?
Р. – Да!
Л. – Вот и отлично!
2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания.
Л. – Но для начала, давай потренируемся и порисуем вот эти картинки (карточки-схемы арт.упр.)
Включенный световой стол стоит на столе, ребенок засыпает поверхность светового стола песком, а затем рисует пальцем схему артикуляционного упражнения и выполняет его, контролируя себя с помощью настольного зеркала. Упражнения выполняются под счет до 10.
Схемы упражнений: «Заборчик», «Дудочка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чистим зубки» (за нижними зубами), «Горка».
Л. – Молодец! У тебя все отлично получается! Посмотри, у меня есть свои собственные снежинки (логопед показывает мобиль со снежинками), но они никак не могут научиться летать. Ты поможешь им?
Р. – Да!
Л. – Положи кончик своего языка на нижнюю губу и подуй на них, как ветер, чтобы они полетели, но следи за своими щечками, чтобы они не надувались.
Ребенок выполняет дыхательное упражнение «Ветер».
3. Автоматизация звука [С] изолированно и в слогах.
Пока ребёнок выполняет дыхательное упражнение, логопед готовит световой стол – равномерно засыпает его поверхность песком, рисует в центре снежинку, а в углах буквы А, О, Э, Ы (или раскладывает схемы этих звуков).
Л. – У тебя замечательно получилось изобразить вьюгу! Посмотри, а здесь еще одна снежинка и ей тоже нужна твоя помощь. Ты ведь уже умеешь дуть холодным ветром. Подуй, как ветер – посвисти.
Р. – С-С-С-С (педагог добивается долгого, и плавного звучания звука [С])
Л. – правильно, молодец. А теперь нужно помочь нашей снежинке слетать в гости к её подругам буквам (звукам). Для этого мы должны подуть холодным ветром (С-С-С), пальчиком нарисовать его, а когда наш путь дойдет до нужной буквы (звука), мы назовем и ее. Смотри – логопед показывает ребёнку пример (С-С-С-С-С-А, С-С-С-С-С-О и т.д.)
Ребёнок указательным пальцем ведущей руки рисует спирали или волнистые линии до букв (звуков), произнося слоги. Потом можно предложить ему вернуть снежинку домой, произнося обратные слоги (А-С-С-С, О-С-С-с и т.д.)
4. Автоматизация звука [С] в ловах. Игра «Назови несколько».
Л. – А сейчас предлагаю тебе нарисовать зимнюю картину, чтобы наш световой стол превратился в снежную поляну. Мы нарисуем сугробы, снеговиков и снежинки. А потом все это посчитаем.
Логопед во время инструкции готовит световой стол к работе (засыпает его песком), ребенок начинает рисовать, а педагог ему помогает и направляет его. После того как зимняя картина нарисована логопед предлагает ребёнку посчитать вслух сугробы, снеговиков и снежинки.
Р. – Один сугроб, два сугроба, три сугроба. Один снеговик, два снеговика. Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок и т.д.
Л. – Р., у тебя здесь так много снежинок! А какое слово мы говорим, когда снег падает? Р. – Снегопад. Л. – Правильно. Умница.
5. Физкультминутка.
Л. – А теперь давай мы вместе с тобой слепим снеговика! Подходи ко мне…
Инструкция логопеда | Выполняемые движения |
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. | Ребенок и педагог идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок. |
Он превратится в толстый ком, | Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком. |
И станет ком снеговиком. | «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера. |
Его улыбка так светла! | Показывают руками на лице улыбку. |
Два глаза, шляпа, нос, метла. (В. Егорова) | Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу. |
6. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
Л. – из нас получились красивые снеговики?
Р. – Да!
Л. – Я тоже так думаю… а у меня для тебя приготовлены картинки, на которых тоже есть снеговик и не только… Давай посмотрим их и определим, есть ли в словах – картинках звук С, а потом помелим его в нужное окошко нашего домика звуков.
Логопед и ребёнок рассматривают картинки, ребёнок называет их и определяет наличие или отсутствие звука [С] в слове. Если звук присутствует, то ребёнок находите его положение в слове (в начале, в середине или в конце) и кладёт картинку в нужное окошко. Слова – картинки со звуком [С]: снеговик, снег, сугроб, санки, сапоги, лес, нос, лиса, посадка, бусы (ёлочные), куст.
Слова – картинки без звука [С]: горка (снежная), ель, лопата, лыжи, клюшка, варежки
7. Рефлексия.
Л. – Р., ты молодец! Все картинки теперь на нужных местах. А ты знаешь, как шумит метель?
Р. – Нет.
Л. – Хочешь, я включу аудио запись и мы вместе с тобой послушаем ее?
Р. – Да хочу.
Логопед включает аудио запись, предлагает ребенку закрыть глаза и представить, что он находится в снежном поле, где дует ветер и метет метель.
8. Подведение итогов. Игра «Исправь ошибку».
Л. – Скажи мне, о чем мы сегодня с тобой разговаривали, что рисовали?
Р. – Мы говорили о зиме. Рисовали снежинки, сугробы и снеговиков.
Л. – Да ты прав. А еще мы с тобой назвали много слов со звуком…
Р. – Со звуком [С].
Л. – предлагаю тебе на последок поиграть еще в одну игру. Хочешь?
Р. – Да.
Л. – Я тебе буду называть различные занятия, а ты слушай внимательно. Если я назову занятие, которое нельзя делать зимой тебе нужно будет хлопнуть в ладоши и поправить меня.
Логопед называет различные действия, например: Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость. А ребёнок поправляет его – Зимой дети НЕ катаются на велосипеде.
Л. – Р., ты сегодня хорошо поработал, молодец!
Используемая литература:
1. О.С. Гомзяк «Говорим правильно. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логопедической группе» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015г.
Интернет – источник:
http://vremyazabav.ru/zanimatelno/zagadki/pro-zimu.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....
Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"
Мастер-класс для педагогов и родителей...
Игровое занятие на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"
Конспект игрового занятия на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"...