Опыт работы на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
методическая разработка (младшая группа)

Фомичева Екатерина Евгеньена

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx282.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лакшинский детский сад»                                                                                                                                              

Опыт работы по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

C:\Users\1\Downloads\20220426_151401 (1).jpg 

                                                                        Подготовила: воспитатель Фомичева Е.Е

 

 С. Лакша, 2022 год

Аннотация

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что самой актуальной на сегодняшний день является проблема развития мелкой моторики. Данная работа определяет ряд мероприятий для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики.

Актуальность

   Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

       Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас).

       Игра – является ведущим видом деятельности дошкольников. Постоянное использование разнообразных дидактических игр и упражнений (подобранных в соответствие с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под  редакцией  Н.Е.  Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой), значительно повысит качество обучения, станет интересным и увлекательным для ребенка.

Цель:

Цель: развитие мелкой моторики рук детей, используя дидактические игры и упражнения.

Задачи:

совершенствовать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;

развивать у детей речь, воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

повысить компетентность родителей, педагогов в значимости дидактических игр и упражнений для детей дошкольного возраста;

обогатить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию  мелкой моторики рук  у детей

                                                   

                                             

 Введение

Принципы доступности и индивидуальности. 
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал был понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...» 
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе дошкольного детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.  Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. 

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения игр использовала следующие методы: 

Словесный метод.

 Словесные обращения к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служили для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение было предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.

 
Наглядно-действенный метод обучения.

В дошкольном возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

 
Практический метод.

 Чтобы знания были усвоены, применяю их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания. 


Игровой метод.

 Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

 - различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; 
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; 

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев. 
              Дети в дошкольном возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития. 

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.                        

Изучив литературу, подобрала разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук:

1. Физические упражнения.

2. Игры со звуковым сопровождением без использования предметов

3. Упражнения с использованием различных предметов.

4. Театрализованные игры.

5 . Игры, сопряжённые с рисованием.

6. Штриховка.

Проводила игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности, игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых), игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д., рисование карандашом (фломастером, кистью), застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание игрушек.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Особое внимание в детском саду уделяю выработке у детей положительных эмоций. Часто физические упражнения проходят под музыкальное сопровождение с применением игрового метода. Роль игры в жизни дошкольника трудно переоценить. Непосредственно образовательную деятельность в физкультурном зале и на воздухе в осеннее –летний период проходят в игровой форме. При этом используются произведении композиторов, русские народные мотивы, классические, ставшие эталоном музыкального сопровождения в ритмических движениях.

Ритмически изменения в музыке постоянно привлекают внимание детей. Яркие черты ритмического рисунка произвольно отражаются в движении и оформляются по преимуществу шагами, бегом, прыжками, гимнастическими и танцевальными движениями. При выполнении упражнений учитываю положения рук, при которых кисть играет функцию двигательной регуляции. Именно подвижность кисти определяет гармоничное, размеренное движение рук, которое благотворно влияет на психику, нервную систему и все функции организма.

В физические упражнения обязательно включаю элементы подвижных игр для развития пальцевой моторики, упражнения с предметами. Интерес к таким играм у детей огромный. Для овладения тем или иным движением руки, исполнить которое ребенок затрудняется, показываю ему несколько движений подготавливающих его к основному упражнению.

Например: Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это инсценировки каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Игры могут проводятся как коллективно, так и индивидуально. Наблюдала за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, могу с достаточной степенью точности оценить уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Эти наблюдения за детьми позволили получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающей работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником.

 Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают мелкую моторику рук.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Созданы для этого все условия: прежде всего, обеспечено эмоционально-образное восприятие действительности, сформированы эстетические чувства и представления, развиты образное мышление и воображение, дети способны создавать изображения средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

В дошкольном возрасте творческие проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому в дошкольном возрасте расширяю опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов способствуют их творческому развитию.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

 Развитию мелкой моторики очень способствует рисование, в процессе которого у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью и т.д., а также рисование пальчиками с использованием специальных так называемых пальчиковых красок.

          Большую пользу приносят игры, сопряженные с рисованием. Дети обводят квадраты, круги, а также трафареты всевозможных геометрических фигур, животных, птиц. Хорошей тренировкой для написания линий является обведение готовых рисунков. А если ребенок уже знаком с цифрами и умеет считать, ему можно предложить еще один интересный и не менее увлекательный способ развивать графические навыки.  Двигаясь от цифры к цифре, нужно соединить точки, расположенные под цифрами. В итоге должен получиться какой-либо рисунок.

   Штриховка также является одним из видов подготовки дошкольника к письму. Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем вводить центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.  При выполнении заданий, связанных со штриховкой необходимо выполнять следующие правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 мм).

Для развития точности и уверенности движения руки использую игры, в которых детям необходимо проводить различные линии в определенном направлении, желательно не отрывая карандаша от бумаги. Хорошим упражнением для развития четкости линий является дорисовывание рисунков по клеточкам. Задача ребенка – увидеть будущий рисунок, имея перед глазами только его половинку, и закончить его самостоятельно.

         Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -  учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Занятия должны  приносить детям только положительные эмоции.  Не нужно вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка  карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т.п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений.

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой,   Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

Заключительная часть.

Одним из важным условием успешной работы является совместная реализация программы воспитателем и семьёй ребёнка. На родительских собраниях консультациях объяснили родителям значимость развития мелкой моторики. Были оформлены папки - раскладушки, в которых представлен практический материал для занятий с детьми дома. После этой работы получили от родителей отклик, они предложили оборудовать в группе уголки, которые способствовали бы развитию тонких движений пальцев рук. Развитие движений руки повышению её чувствительности гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Чем больше ребёнок рисует, тем он больше совершенствует моторику рук, укрепляет мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Здесь же дети лепят в свободное время. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Чтобы родители видели результаты труда их детей, все работы выставляются в приёмной в уголке «Умелые руки». Был сделан стеллаж, в котором поместили игры по развитию мелкой моторики. Это настольно-печатные игры, «пальчиковый бассейн», разные виды конструктора, мозаика, кольцеброс и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Опыт работы по  теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В  ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что сам...

Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что самой актуаль...

опыт работы по теме: «Развитие чувства патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста через игру».

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».С. Михалков...

Проект по самообразованию на тему: «Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»

Проект по самообразованию на тему:«Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»...

Опыт работы на публичном отчёте 2024 «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

quot;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...