Прграмма логопедического кружка "Говорушка"
рабочая программа по логопедии по теме
Предназначена для групповых логопедических занятий для детей 4-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shutyaeva_e.e.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 587»
Можайское шоссе, д. 18, корп. 2, Москва, 121471
Телефон: (495) 444-27-14 Факс: (495) 444-27-14 Е-mail: 587@edu.mos.ru http://www: sch587.mskobr.ru
ОКПО 51260470, ОГРН 1037739246775, ИНН/КПП 7731173386/773101001
Принята на заседании Педагогического совета Протокол № ____ от «____» ________ 20___ года | «Утверждено» Директор ГБОУ Школа № 587 Е.С.Тихомирова ___________ Приказ №_______ от «____» ________ 20___ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Направленность: социально - педагогическая
Уровень программы: вводный
Возраст учащихся: 4-6 лет
Срок реализации: 1 год (72 занятия)
Автор-составитель:
Педагог – Шутяева Евгения Евгеньевна
Москва 2016
Содержание. | Стр. |
| 3-4 |
| 5 |
| 6 |
| 7-17 |
| 26 |
Пояснительная записка
Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:
- слабостью мышц артикуляционного аппарата;
- избирательным нарушением фонематического слуха;
- неблагоприятным речевым окружением;
- недоразвитием речевого дыхания.
Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.
Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-х летнего возраста. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.
Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.
Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой и подгруппой детей. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков. Работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде, развитие связной речи поэтому возникла необходимость создания дополнительной программы «Говорушка» для детей от 4 до 6 лет.
Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 4-6 года через решение следующих задач:
- навыков правильного произношения звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением
- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильно произносить гласные а, о, у, э, и, ы согласные п, б, т, д, к, в,х,м,н и их мягких парных
- развитие мелкой и общей моторики
- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.
-развитие связной речи
-развитие словаря
Работа по программе дополнительного образования ведётся в группе не более 10 детей, у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал. К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания, развивается связная речь.
Курс обучения рассчитан на 72 занятия, по 8 занятий в месяц с сентября по май включительно. Занятия проводятся 2 раз в неделю во вторую половину дня с подгруппой детей, продолжительностью не более 25-30 минут.
Ожидаемый результат:
- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
- понимать и использовать грамматические формы;
- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.
- развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;
- совершенствуется интонационная сторона речи;
- развивается артикуляционный аппарат;
- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;
- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.
-развивается связная речь
Срок реализации программы кружка – 1 год.
Периодичность занятий: 2 раз в неделю, во второй половине дня, всего 72 занятия (с сентября по май включительно).
Продолжительность занятия: 25 -30 минут.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Содержание программы дополнительного образования детей
№ п/п | Наименование тем | Содержание занятия |
1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Дифференциация неречевых звуков.
| -познакомить детей с органами артикуляции -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -учить различать неречевые звуки по силе, тембру, высоте |
2 | Лексическая тема «Осень» Обучение рассказыванию с помощью опорных картинок | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -учить детей отвечать на вопросы и задавать их -систематизировать знания детей об Осени |
3 | Развитие слухового восприятия на речевых звуках | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -учить различать близкие по звуковому составу слова, состоящие из бездефектных звуков -развитие фонематического восприятия |
4 | Лексическая тема «Овощи» | -активизировать и обогащать словарь по теме -обобщающее понятие -развитие общей моторики -учить составлять короткий описательный рассказ с помощью опорных картинок |
5 | Звук У | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -дать характеристику звуку У -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия |
6 | Лексическая тема «Фрукты» Рифмованный рассказ «В саду» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -обобщающие понятие |
7 | Звук А | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -дать характеристику звуку А -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
8 | Лексическая тема «Наши игрушки» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -обобщающие понятие -развивать умение строить предложения |
9 | Звуки А-У | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -четкое произнесение и сопоставление звуков А-У -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
10 | Лексическая тема «Одежда» | активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -обобщающие понятие -развитие зрительного внимания -развивать умение узнавать предмет по описанию и самостоятельно составлять описательный рассказ |
11 | Звук И | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку И -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
12 | Лексическая тема «Посуда» Заучивание стихотворения «Ложечка» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -обобщающие понятие -учить красиво с выражением рассазывать стихотворение наизусть |
13 | Звук Н | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку Н -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
14 | Лексическая тема «Домашние животные» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -обобщающие понятие -развитие графомоторной функции -развивать словообразование и словоизменение |
15 | Звук М | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку М -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
16 | Лексическая тема «Дикие животные» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -обобщающие понятие -развитие графомоторной функции |
17 | Звук П | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -четкое произнесение звук П -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
18 | Лексическая тема «Мебель» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -обобщающие понятие -развитие графомоторной функции |
19 | Звук Т | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку Т -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти,мышления |
20 | Лексическая тема «Зима» Составление рассказа по картине | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие памяти -развитие диалогической речи -развивать умение логически выстраивать свое высказывание |
21 | Звук К | -развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку К -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
21 | Лексическая тема «Новый Год» Заучивание стихотворения | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -обобщающие понятие -учить громко, с выражением рассказывать стихотворения |
22 | Звук К-Т | -развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - четкое произношение и сопоставление звуков К-Т -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
23 | Лексическая тема «Домашние птицы» «Расскажи о курочке» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие памяти -развитие пространственного восприятия |
24 | Звуки П-Т | -развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - четкое произношение и сопоставление звуков П-Т -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
25 | Лексическая тема «Транспорт» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие памяти -учить определять пространственное расположение предметов -учить рассказывать о предмете |
26 | Звуки П-Т-К | -развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики -произнесение, хараетеристика, сопоставление -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
27 | Лексическая тема «Профессии» Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие памяти -учить пересказывать рассказ |
28 | Звук Х | -развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики -дать характеристику звуку Х - закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
29 | Лексическая тема «Дикие животные» «Зайчонок ищет свою маму» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -закрепление в речи простых предлогов -развитие диалогической речи(стимулировать речевые реакции, умение отвечать на вопросы) |
30 | Звуки К-Х | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -закрепление произношения и различения звуков К-Х -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
31 | Лексическая тема «Продукты» «У куклы Маши день рождения» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -учить детей пересказывать рассказ -обобщающие понятие |
32 | Звук О | -развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку О -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
33 | Лексическая тема «Семья» Рассказ по сюжетной картине «Семья» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -учить составлять рассказ по сюжетной картине с помощью плана |
34 | Звук Хь | -развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку Хь -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
35 | Лексическая тема «Рыбы» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие памяти -развитие графомоторной фунукции |
36 | Звук Пь | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -характеристика звука Вь -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
37 | Лексическая тема «Весна» «Ушла Зима-пришла Весна» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие памяти -учить составлять рассказ с опорой на предметные картинки |
38 | Звуки Ть | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -характеристика звука Ть -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
39 | Лексическая тема «Времена года» | -активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие слухового восприятия -формирование представлений о смене времен года |
40 | Звук Кь | -развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку Кь -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
41 | Лексическая тема «Обувь» «У меня сапоги,а у Вас….» | активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие памяти -учить правильно употреблять существительные в родительном падеже в уменьшительно-ласкательной форме |
42 | Звук Ы | развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку Ы -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие зрительного восприятия |
43 | Лексическая тема «Наш дом» «Рисуем картину» | активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -учить детей последовательному рассказу о ходе работы -развитие графомоторной функции |
44 | Звуки Ы-И | развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики -различение звуков Ы-И -развитие фонематического восприятия -развитие зрительного восприятия |
45 | Лексическая тема «Я – человек. Части тела» «Танечка» | активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -развитие пространственного восприятия -закрепление названий основных частей тела -развивать словарь антонимов |
46 | Звук Ль | развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - дать характеристику звуку Ль -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие зрительного восприятия |
47 | Лексическая тема «Растения» Рассказ-сравнение | активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи -учить составлять рассказ-сравнение |
48 | Звуки Ль-Й | развитие артикуляционного аппарата -развитие дыхания -развитие мелкой моторики - четкое произнесение и сопоставление звуков Ль-Й -развитие фонематического восприятия -развитие зрительного восприятия |
49 | Лексическая тема «Насекомые» Составление Описательного рассказа о пчеле | активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие связной речи - учить логически последовательно строить высказывание -закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных |
50 | Звук В | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -четкое произнесение звука В -закрепление четкого произношения звука -определение места звука в слове -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
51 | Лексическая тема «Лето» | активизировать и обогащать словарь по теме -развитие общей моторики -развитие логического мышления и связной речи -развивать словарь синонимов |
52 | Звук Ф | -развитие артикуляционного аппарата -развитие мелкой моторики -Характеристика звука Ф -четкое произнесение звука -развитие фонематического восприятия -развитие словесной памяти |
Используемая литература:
1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий). М. 2014.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы 1 и 2 часть. М. 2014.
3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. 2010.
4.Картотека пальчиковых игр
5.Е.М. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. «Эксмо» 2007
6.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство Пресс» 2012
7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
8.Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
9.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.
10.Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста
11. Нищева Н.В. Подгрупповые логопедические занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР СПб.,Детство –Пресс,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГТ к структуре образовательной прграммы ДОУ
В данной презентации - выступлении раскрываются требования к разработке образовательной программы ДОУ.Презентация может использоваться как консультация для педагогов, так и выступление на педаго...
Рабочая прграмма по аппликации
планирование на год...
Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Обзор по оздоровительной прграмме М. Лазарева
Одной из наиболее частых причин невротического состояния ребенка является его физическая неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам.Это значит, что физическое здоровье и психическое состояние ребен...
Рабочая прграмма " Коррекция речи у детей с фонетико-фонемотическим недоразвитием "
Пояснительная записка; планирование работы по речевой деятельности; тематическое планирование по лексическим темам;приложение к рабочей программе, литература....
рабочая прграмма кружка по патриотическому воспитанию
рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию...
Прграмма для детей с ограниченными возможностями здоровья "Краски радуги"
По данной программе в нашем центре ГКУСО "ЦМСРИ"Росток" город Чита Забайкальского края работает кабинет эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Я провожу зан...
Прграмма дополнительного образования для детей 5-6 лет "Ритмоцветик"
Программа по дополнительному образованию для детей старшей группы детского сада...