Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей с задержкой психического развития.
консультация (старшая группа)

Паргатова Ирина Александровна

Одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность. Благодаря этому умению дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Могут возникать трудности с обучением школьников с задержкой психического развития письму: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков.И поэтому очень важно помогать ребенку в развитии графо- моторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей с задержкой психического развития.

  1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать  разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
  2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей  интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
  3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
  4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
  5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
  6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
  7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради,  альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
  8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.
  9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.
  10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:
  • сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»...);
  • с направлением написания (слева направо);
  • местом начала письма (сколько клеточек отступить);
  • учить определять части страницы, границы строки.
  1. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.
  2. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);
  3. «Прописи»        для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.
  4. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.
  5. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут( первый класс).
  6. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически  2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.
  7. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.
  8. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте - залог успешного обучения в школе

развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте предупреждает оптическую дисграфию у детей в школе...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 5 Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков....

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей логопедической группы.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, склад...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Методическая разработка учителя- дефектолога по теме «Формирование графо- моторных навыков у детей с умственной отсталостью»

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.Среди различных категорий детей с ОВЗ особое м...