Использование дидактического пособия "Чудо-теремок"
презентация по коррекционной педагогике на тему
Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности:
- общения,
- познания,
- познавательно-исследовательской.
В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов ДОУ.
Для решения этой задачи в своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-teremok.docx | 25.18 КБ |
chudo-teremok.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игрового пособия «Чудо-теремок»
как средства развития речи дошкольников».
Воспитатель МДОБУ № 7 «Ласточка»
станицы Прочноокопской муниципального
образования Новокубанский район
Иваненко Татьяна Дмитриевна
СЛАЙД 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности:
- общения,
- познания,
- познавательно-исследовательской.
В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов ДОУ.
Для решения этой задачи в своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
СЛАЙД 2.
И сейчас, я хочу представить вам авторское игровое пособие, которое является многофункциональным средством, помогающим развивать речь детей дошкольного возраста. А также, позволяет получать и закреплять знания о временах года; расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с обобщающими понятиями; развивает речь, память, внимание, зрительное восприятие, скорость реакции; расширяет предметный словарь; учит различать предметы по цвету.
Пособие предназначено для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Его можно использовать для организации самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.
Я назвала его «Чудо-теремок». Теремок изготовлен из картонной коробки, каждая грань которой имеет свой цветовой оттенок. На ней приклеены прозрачные карманы для картинок. Каждая грань – это определённая тема, которой соответствуют несколько дидактических игр. И ребёнок может по своему желанию выбрать ту, в которую он желает поиграть. Игровой дидактический материал, предназначенный для игры, обклеен в цвет грани куба, что позволяет легко найти нужную сторону.
Чудо-теремок — это необычная форма подачи материала (в отличие от печатных игр и книг). Используя данное пособие, ребёнок сам может выбирать себе задания и выстраивать игру так, как ему нравится.
СЛАЙД 3.
Итак, цель моей педагогической идеи: использование многофункционального игрового пособия «Чудо-теремок» как средства развития речи дошкольников.
Задачи:
1. Обогащение игровой среды группы детского сада.
2. Разработать игры и упражнения с данным пособием по развитию речи дошкольников.
3. Обеспечение использования игрового пособия детьми разного уровня развития.
СЛАЙД 4.
ПЕРВАЯ ГРАНЬ - ОРАНЖЕВАЯ
Домашние животные:
интерактивные карточки по познавательному и речевому развитию
Новизна данного пособия состоит в том, что ребёнку предлагается не только смотреть на картинки называть их, но и действовать с ними разными способами. Такой интерактивный и деятельностный подход способствует лучшему запоминанию и усвоению материала.
СЛАЙД 5.
Развивающие игры для дошкольников:
«Деревенский двор»
1.Рассмотреть животных, назвать их, обратить внимание на характерные признаки: «корова большая, у неё есть рога, копыта, длинный хвост с кисточкой на конце» и т.д. про всех животных.
2. Перевернуть все картинки и попросить детей назвать как можно больше животных, которые живут в деревне. Можно усложнить задание, предложив назвать не только животное, но и место, на котором располагалась карточка с его изображением.
«Лото»
1.Карточки с изображением животных находятся у взрослого. Взрослый зачитывает вопросы, которые расположены на обратной стороне карточек. Если ребёнок догадался, о каком животном идет речь, он получает карточку и выставляет её на теремок.
2.Все карточки выставляются на стене теремка. Чтобы получить карточку с изображением конкретного животного, ребёнку нужно рассказать о нём. В зависимости от задач, которые ставит взрослый, в одной игре можно попросить ребёнка описать внешний вид животного, в другой игре – рассказать, чем оно питается или какую пользу приносит.
СЛАЙД 6.
«Найди как можно больше различий между животными»
Выставить две карточки и предложить детям рассказать, чем отличаются изображённые на них животные друг от друга. Например, корова и лошадь: у коровы есть рога, а у лошади нет рогов; у коровы нет гривы, а у лошади есть грива и т.д.
«Детёныши домашних животных»
Рассмотреть карточки с изображением детёнышей и уточнить их названия: у коровы телята, у лошади жеребята и т.д.
«Поможем детям найти своих мам»
Выставить карточки с изображением взрослых животных. Показать карточку, на которой нарисованы детёныши и спросить: «Кто у них мама?». Если ребёнок отвечает правильно, он выставляет карточку с изображением детенышей рядом с его мамой.
«Помоги животным найти своих детёнышей»
Выставить карточки с изображением детенышей животных. Показать карточку, на которой нарисованы взрослые животные и спросить: «Кто его дети?». Если ребёнок отвечает правильно, он выставляет карточку с изображением мамы рядом с детёнышем.
«Кто играет во дворе?»
Выставить карточки с изображением детёнышей домашних животных и попросить детей запомнить, кто «играет во дворе». Затем убрать одну карточку и попросить назвать детёнышей, которые «убежали». Можно убирать по 2-3 карточки.
«Один – много»
Выставить пары картинок с одним и несколькими животными. Взрослый называет животное в единственном числе, а ребёнок во множественном.
«Сосчитаем детёнышей»
Предложить детям сосчитать детёнышей, изображенных на карточках. Считать нужно так: один котёнок, два котёнка, три котёнка и т.д. Затем задание можно усложнить и считать следующим образом: один пушистый котёнок, два пушистых котёнка, три пушистых котёнка и т.д.
«Угости животных»
Выставить карточки с изображением животных. Показать карточку, на которой нарисовано то, что ест животное, и спросить: «Кому дадим молоко, косточку, траву и сено, корыто с овощами?» Если ребёнок отвечает правильно, он выставляет карточку с изображением корма рядом с животным.
СЛАЙД 7.
ВТОРАЯ ГРАНЬ - ГОЛУБАЯ
Дикие животные:
интерактивные карточки по познавательному и речевому развитию
Задачи, решаемые при использовании развивающих игр:
- Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с обобщающими понятиями.
- Активизировать словарный запас.
- Развить речь, закрепить навыки словообразования и словоизменения, внимание, зрительную и слухоречевую память, мелкую моторику.
СЛАЙД 8.
Используемые развивающие игры:
«В лесу»
1.Рассмотреть вместе с детьми диких животных, назвать их, обращая внимание на их характерные признаки: у зайца уши длинные, хвост короткий, задние лапы длиннее, чем передние; это помогает ему быстро бегать и отбиваться от врагов; шерсть у зайца летом серая, а зимой белая и т.д.
2.Предложить детям: «Посмотрите на картинку и назовите зверя, у которого есть иголки; у которого ушки треугольные с кисточками на концах, хвост длинный, пушистый, поднят вверх, шерсть рыжего цвета; у которого маленькие круглые уши, а хвост короткий, сам он большого размера и коричневого цвета» и т.д.
3.Перевернуть карточки и предложить детям ответить на те же самые вопросы по памяти.
«Прогулка по лесу»
1.Предложить детям посмотреть на карточки и запомнить зверей, которые живут в лесу. Затем одну карточку убрать. Детям надо вспомнить, какой зверь «убежал». Также можно убирать по 2-3 карточки.
Предложить детям запомнить всех зверей, которые живут в лесу. Затем поменять несколько карточек местами и попросить расставить их так, как они были расположены сначала.
«Лото»
1.Карточки с изображением животных находятся у взрослого. Взрослый зачитывает вопросы, которые расположены на обратной стороне карточек. Если ребёнок догадался, о каком животном идет речь, он получает карточку и выставляет её на теремок.
2.Все карточки выставляются на стене теремка. Чтобы получить карточку с изображением конкретного животного, ребёнку нужно рассказать о нём. В зависимости от задач, которые ставит взрослый, в одной игре можно попросить ребёнка описать внешний вид животного, в другой игре – рассказать, чем оно питается или какую пользу приносит.
«Кто играет на полянке?»
1.Расставить карточки с изображением детёнышей животных и предложить запомнить, кто играет на полянке. Затем убрать одну карточку и попросить детей вспомнить, кто «убежал». Можно убирать по 2 карточки.
2. Расставить карточки с изображением детёнышей животных и предложить запомнить, кто играет на полянке. Закрыть карточки и предложить детям вспомнить, кого они видели на полянке. Количество карточек зависит от возраста и возможностей детей.
«Поможем детям найти своих мам»
Выставить карточки с изображением взрослых животных. Показать карточку, на которой нарисованы детёныши и спросить: «Кто у них мама?». Если ребёнок отвечает правильно, он выставляет карточку с изображением детенышей рядом с его мамой.
«Помоги животным найти своих детёнышей»
Выставить карточки с изображением детенышей животных. Показать карточку, на которой нарисованы взрослые животные и спросить: «Кто его дети?». Если ребёнок отвечает правильно, он выставляет карточку с изображением мамы рядом с детёнышем.
«Сосчитаем детёнышей»
Предложить детям сосчитать детёнышей, изображенных на карточках. Считать нужно так: один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка и т.д.
«Один – много»
Выставить пары картинок с одним и несколькими животными. Взрослый называет животное в единственном числе, а ребёнок во множественном.
СЛАЙД 9.
ТРЕТЬЯ ГРАНЬ – СВЕТЛО-ЗЕЛЁНАЯ
Развивающие игры
на определение действия (спит, сидит, идёт, бежит, летит)
Задачи:
- Расширять предметный и глагольный словарь;
- Формировать умение подбирать к глаголам подходящие по смыслу существительные;
- Учить различать глаголы по смыслу и существительные по способу действия;
- Развивать фразовую речь, мышление, внимание.
СЛАЙД 10.
Используемые развивающие игры:
«Назови действие»
Выставляется карточка с изображением действия. Дети подбирают соответствующую картинку с изображением существительного и выставляют рядом, например: «Пчела летит».
«Четвертый лишний»
Выставить 4 маленькие карточки: на трех изображены предметы или живые существа, выполняющие одинаковое действие, на одной – отличное. Ведущий предлагает назвать изображения, подобрав к ним нужный глагол, и найти лишнюю карточку. Ребёнок должен объяснить свой ответ, например: «Самолёт, ракета, бабочка летят, а мальчик идет. Лишняя карточка – с мальчиком».
«Найди по признаку»
Карточки выставляются и ребёнку предлагается найти изображения по определенному признаку: неодушевленные предметы, живые существа, обитающие на природе или дома, большие или маленькие и т.д.
«Загадай загадку»
Выкладываются все карточки. Один ребёнок дает словесное описание картинки, а остальные дети пытаются найти картинку по описанию.
«Придумай слово»
Детям по очереди предлагается придумать и четко произнести название предмета или живого существа, которое выполняет действие, изображенное на картинке.
СЛАЙД 11
ЧЕТВЁРТАЯ ГРАНЬ – ТЁМНО - ЗЕЛЁНАЯ
Цвет
(развивающие игры на дифференциацию цвета)
Задачи игр:
- Развивать речь, память, внимание, зрительное восприятие, скорость реакции;
- Расширять предметный словарь;
- Учить различать предметы по цвету.
СЛАЙД 12
Используемые развивающие игры:
«Найди по цвету»
На теремок выставляется карточка с определенным цветом. Детям предлагается подобрать маленькие карточки с изображение предмета соответствующего цвета и выставить их рядом.
«Четвертый лишний»
Выставляются 4 маленькие карточки, на трех из которых изображены одинаковые по цвету предметы, а на одной – предмет другого цвета, она и будет лишняя. Взрослый предлагает детям назвать, что изображено на картинках, и сказать, какая из них лишняя. После того, как ребенок даст ответ, ведущий просит объяснить, почему именно эта картинка лишняя.
«Придумай слово»
Выставляется большая карточка определенного цвета. Детям предлагается придумать и назвать предмет соответствующего цвета.
«Кто первый соберет картинки»
На две стороны теремка выставляются большие картинки разных цветов. По команде ведущего игроки начинают заполнять окошки картинками соответствующего цвета.
СЛАЙД 13
ПЯТАЯ ГРАНЬ - СИНЯЯ
«Времена года»
Задачи:
- Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с особенностями каждого из четырех времен года, с названиями месяцев.
- Активизировать словарный запас.
- Развить речь, наблюдательность, внимание, зрительную и слухоречевую память.
СЛАЙД 14
Используемые развивающие игры:
«Времена года»
По сигналу участники игры должны выбрать из набора маленьких карточек те, которые относятся к времени года, изображенному на большой карте.
«Четвертый лишний»
Выставляются 4 маленькие карточки, на трех из которых изображены предметы, относящиеся к одному времени года, а на четвёртой – другого. Взрослый предлагает детям назвать, что изображено на картинках, и сказать, какая из них лишняя. После того, как ребенок даст ответ, ведущий просит объяснить, почему именно эта картинка лишняя.
СЛАЙД 15
ШЕСТАЯ ГРАНЬ – ФИОЛЕТОВАЯ
«Овощи и фрукты»
- Сформировать у детей представление об овощах и фруктах.
- Формировать представление о том, где они растут.
- Обогащать и развивать словарный запас.
СЛАЙД 16
Используемые развивающие игры:
«Фрукты»
1.Рассмотреть вместе с детьми фрукты, назвать их.
2.Предложить детям назвать фрукты, похожие на овал, круг, треугольник. Назвать фрукты зелёного цвета, красного, жёлтого, оранжевого и т.д.
3.Перевернуть картинки и ответить на вопросы по памяти.
«Что растёт на грядке»
1.Рассмотреть вместе с детьми овощи, назвать их, обратить внимание на то, где они растут: на земле или в земле.
2.Предложить назвать овощи, похожие на овал, круг, треугольник. Назвать овощи зеленого цвета, красного, коричневого, оранжевого, фиолетового и т.д.
3.Перевернуть картинки и ответить на вопросы по памяти.
«Что продаётся в магазине?»
1.Выставить картинки с изображением овощей (фруктов), которые продаются в магазине. Затем одну карточку можно убрать. Детям надо вспомнить, какой овощ (фрукт) купили.
2.Предложить детям запомнить овощи (фрукты), которые продаются в магазине. Затем поменять несколько карточек местами и попросить детей вспомнить, как были расставлены овощи (фрукты).
«Найди четвертого лишнего»
Взрослый предлагает рассмотреть картинки в ряду и найти ту карточку, которая не подходит к остальным. После того, как ребёнок находит карточку, необходимо попросить его объяснить свой выбор.
Например, в верхнем ряду лишний чеснок, потому что это овощ, а остальные картинки – фрукты.
«Учимся находить различия»
Предложить детям рассмотреть два любых овоща (фрукта) и рассказать, чем они отличаются друг от друга. Например: «Огурец зеленый, а помидор красный; огурец овальный, вытянутый, а помидор круглый; у них разный вкус; огурец покрыт толстой кожурой, а помидор – тонкой кожицей».
СЛАЙД 17
Вывод: Чудо-теремок часто бывает в центре внимания детей. Использование этого игрового пособия побудило детей моей группы к познанию нового. Особенно ценным бывает его использование в индивидуальной работе c ребёнком. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Результаты внедрения моей педагогической идеи свидетельствуют о том, что подобное игровое пособие действительно может использоваться, как средство развития речи у дошкольников, а также средством развития их познавательной мотивации.
СЛАЙД 18
Спасибо за внимание!
«Соответствия противоположности»
Задачи:
- Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, скорость реакции;
- Расширять словарный запас, пополнить словарный запас словами с противоположным значением;
- Развивать умение сравнивать и классифицировать предметы.
«Соответствия противоположности»
Детям предлагается найти два предмета с противоположным значением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чудо-теремок» помогает развивать речь детей дошкольного возраста, позволяет получать и закреплять знания о временах года; расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с обобщающими понятиями; развивает речь, память, внимание, зрительное восприятие, скорость реакции; расширяет предметный словарь; учит различать предметы по цвету.
Цель моей педагогической идеи : использование многофункционального игрового пособия «Чудо-теремок» как средства развития речи дошкольников. Задачи: 1. Обогащение игровой среды группы детского сада. 2. Разработать игры и упражнения с данным пособием по развитию речи дошкольников. 3. Обеспечение использования игрового пособия детьми разного уровня развития.
ПЕРВАЯ ГРАНЬ - ОРАНЖЕВАЯ Домашние животные : интерактивные карточки по познавательному и речевому развитию Новизна данного пособия состоит в том, что ребёнку предлагается не только смотреть на картинки называть их, но и действовать с ними разными способами. Такой интерактивный и деятельностный подход способствует лучшему запоминанию и усвоению материала.
«Деревенский двор» «Лото»
«Найди как можно больше различий между животными» «Детёныши домашних животных» «Сосчитаем детёнышей» «Угости животных»
ВТОРАЯ ГРАНЬ - ГОЛУБАЯ Дикие животные : интерактивные карточки по познавательному и речевому развитию Задачи: Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с обобщающими понятиями. Активизировать словарный запас. Развить речь, закрепить навыки словообразования и словоизменения, внимание, зрительную и слухоречевую память, мелкую моторику.
«Прогулка по лесу» «Лото» «Кто играет на полянке?» «Помоги животным найти своих детёнышей»
ТРЕТЬЯ ГРАНЬ – СВЕТЛО-ЗЕЛЁНАЯ Развивающие игры на определение действия (спит, сидит, идёт, бежит, летит) Задачи: Расширять предметный и глагольный словарь; Формировать умение подбирать к глаголам подходящие по смыслу существительные; Учить различать глаголы по смыслу и существительные по способу действия; Развивать фразовую речь, мышление, внимание.
«Назови действие» «Четвертый лишний» «Найди по признаку» «Придумай слово»
ЧЕТВЁРТАЯ ГРАНЬ – ТЁМНО -ЗЕЛЁНАЯ Цвет (развивающие игры на дифференциацию цвета) Задачи игр: Развивать речь, память, внимание, зрительное восприятие, скорость реакции; Расширять предметный словарь; Учить различать предметы по цвету.
«Найди по цвету» «Четвертый лишний» «Кто первый соберёт картинки» «Придумай слово»
ПЯТАЯ ГРАНЬ - СИНЯЯ «Времена года» Задачи: Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с особенностями каждого из четырех времен года, с названиями месяцев. Активизировать словарный запас. Развить речь, наблюдательность, внимание, зрительную и слухоречевую память.
«Времена года» «Четвертый лишний»
ШЕСТАЯ ГРАНЬ – ФИОЛЕТОВАЯ «Овощи и фрукты» Задачи: Сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. Обогащать и развивать словарный запас.
«Фрукты» « Что растёт на грядке » « Что продаётся в магазине? » «Найди четвертого лишнего» « Учимся находить различия »
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего...
Методическая разработка "Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи"
Цель данной работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.- подготовка детей к усвоению чтения; - обучение детей умению подбирать слова с за...
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Формирование элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических и развивающих игр на тему: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП"
Использование дидактических игр в ОД....
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
Публичное выступление с мультимедийной презентацией "Использование дидактического пособия на практике - Дидактическая игра "Звуковые домики"
Педагогическая площадка дошкольных отделений ГБОУ школы № 777 г. Москва...
Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической
Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...