НОД по развитию лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
НОД по развитию лексико-грамматических категорий по теме: "В мир подводный попадем, много рыб мы там найдем".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ryby.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико - грамматических категорий с детьми старшей группы по лексической теме: «В мир подводный попадем, много рыб мы там найдём»
Цель: создание условий для активизации и актуализации словаря по теме, для формирования грамматического строя речи и развития связной речи посредством составления предложений с простыми предлогами.
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование понятия «аквариумные и речные рыбы». Учить находить сходства и отличия во внешнем виде рыб. Закреплять умение образовывать существительное ед.ч. в Р.п., согласовывать существительные с числительными. Продолжать учить составлять и использовать в речи простые предлоги.
Коррекционно-развивающие цели: развитие внимания, памяти, связной речи. Развитие тонкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательная цели: воспитание любознательности, интереса к миру животных, инициативности, ответственности, умения вслушиваться в речь говорящего.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая среда: предметные картинки с изображением аквариумных и речных рыб, картинки с изображением аквариума и реки, цветные камешки, схемы предлогов, схемы предложений с предлогами, удочки с магнитами, магнитная доска.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Планируемые результаты: дети будут самостоятельно находить сходства и различия во внешнем виде рыб, образовывать существительное ед.числа в Р.п., составлять предложения с предлогами по схемам и самостоятельно.
Примерный план деятельности:
- Мотивационно-побудительный
Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Лог: Дети вы любите отгадывать загадки?
Отгадайте загадку и соберите пазл-отгадку (на доске изображение рыбы, закрытое цветными квадратами, после каждой отгадки открывается часть картинки).
В воде живет –
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка.)
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни! (Рыба)
- Основной
Лог: Ребята, кто у нас получился? Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах.
Посмотрите и назовите, из каких частей состоит рыба?
(У рыбы есть …)
Лог: Ребята, где живут рыбы? В каких водоемах?
Рыбы, живущие в море – какие? … морские
Рыбы, живущие в реке – какие? …
Рыбы, живущие в аквариуме – какие? …
Лог: Сегодня мы будем говорить об аквариумных и речных рыбах.
Игра «Кто где живет?» (ребенок берет картинку с изображением рыбы, называет ее и помещает на доску)
- Золотая рыбка живет в аквариуме.
- Щука живет в реке.
И т.д.
Лог: Чем отличаются аквариумные рыбы от речных?
Лог: А сейчас закройте глаза и скажите, что вы слышите? (шум воды). Сейчас мы отправимся к реке, но чтобы туда пройти, нужно распутать путаницу:
Река живет в рыбе.
Из ухи варят рыбу.
Щука поймала на удочку рыбака.
Водоросли заплыли за карася.
Червяк с удочки съел леща.
Дети проходят на ковер (на ковре имитация реки с рыбками).
Вот мы и пришли, давайте посмотрим, на рыб, живущих в реке.
Передаем рыбку и называем слова-действия.
Деление на слоги (выложить столько камней под рыбой, сколько слогов в слове)
Лог: Под какой рыбой 3 камня, 2 камня и т.д.
Физминутка
Игра на внимание (камни, рыбы, водоросли, река)
Логопед называет слова, дети выполняют движения, соответствующие каждому слову.
Игра проводится в нарастающем темпе.
Игра «Веселый счет» с удочкой (Я поймал в реке 3 окуня).
Лог: Вернемся на свои места.
Назовите короткие слова, которые вы знаете. А помогут нам схемы.
Игра «Аквариум» (отработка предлогов)
На доске сюжетная картинка с изображением аквариума и живущих там рыб (Приложение 1).
- Куда плывет гуппи? (Гуппи плывет к кормушке)
- Где плавает золотая рыбка? (Золотая рыбка плавает в аквариуме)
- Где плывет меченосец? (Меченосец плывет за крепостью)
- Где ползет улитка? (Улитка ползет по кораллу)
- Где проплывает сомик? (Сомик проплывает под кораллом)
- Где прячется скалярия? (Скалярия прячется за водорослями)
- Где в аквариуме песок? (Песок в аквариуме на дне)
- Кто плывет над улиткой? (над улиткой плывет золотая рыбка)
Составление предложений с предлогами по схемам (Приложение 2).
- Рефлексивный
Если бы рыба заговорила, что она могла бы нам пожелать?
Лог: Ребята, мы с вами сегодня говорили о рыбах. Вам понравилось? Какая рыба для вас была самая запоминающаяся? Вас смело можно назвать знатоками рыбного мира. В память о сегодняшнем занятии все ребята получают наклеечки-рыбки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект + презентация непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий, интоннационной выразительности и развитию связной речи в театрализованной деятельности у дошкольников на сказке "Теремок"
Презентация к конспекту фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме «Дикие животные» по развитию лексико– грамматическ...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"
Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...
Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...
НОД по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Сад. Фрукты»
Занятие рекомендовано учителям-логопедам в первый период обучения....
Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
Мастер- класс подготовлен и проведен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши....
«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»
Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...