Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста
«Дети рождаются гениями. Они развиваются быстрее, чем думают их родители».
Макото Шичида.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия полушарий головного мозга детей младшего дошкольного возраста?
Задачи: развитие правого полушария головного мозга у детей (и левого полушария у леворуких);
Развитие памяти, внимание, мышления и координации движений;
Формирование самоконтроля над своим телом.
Схема нейроигры классифицируется: на развитие правого полушария, межполушарное взаимодействие и развитие координации движений.
Разница между полушариями заключается также в том, что левое полушарие последовательно (по этапам) производит обработку информации, а правое – параллельно, то есть одновременно осуществляется обработка различной информации. С учётом решения разных задач полушариями мозга крайне важно, чтобы они активно взаимодействовали между собой, дополняя друг друга.
Актуальность.
Как известно у ребёнка до трёх лет доминирует правое полушарие мозга. В возрасте трёх лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга. Соответственно, работа правого полушария значительно снижается.
Изучив данную тему, нас заинтересовал опыт японского ученого, который уделяет особое внимание развитию межполушарных связей. Методика работы, разработанная для раннего развития детей ученым Макото Шичида.
Его опыт включает в себя методы стимулирования детского мозга. Он убежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты.
Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития. Для гармоничного развития ребенка Макото Шичида предлагает развивать в ребенке способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Вместе с феноменальной памятью к ребенку приходит способность к языкам. Он также предлагает развивать интуицию для того, чтобы в будущем ребенок мог принимать верные решения, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный. Активно развивать фантазию и воображение, чтобы через них стимулировать развитие творческой личности, которая способна к искусству и принятию нестандартных решений. Помимо этого, методика подразумевает отсутствие насилия при выполнении заданий и поиск подхода к ребенку через ласку, любовь и взаимное доверие и уважение как родителей, так и педагога.
Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Только при гармоничном развитии обоих полушарий мозга ребенок растет уверенным, творческим, разносторонне развитым.
Содержание.
Игры, направленные на развитие правого полушария:
Сетка памяти. Memory game Игра: запомни и найди.
Цель: Развитие памяти и правого полушария.
Описание: положите карточки (две или более) со знакомыми изображениями перед ребенком, четко назовите их по порядку. Дайте ребенку запомнить изображения в течение 5-10 секунд. Переверните карточки и попросите вспомнить что где «спряталось». Правильно угаданные карточки оставляйте открытыми, неправильно названные карточки опять переворачивайте «рубашкой» вверх. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки) накрывайте одинаковыми непрозрачными стаканчиками (баночками). Можно играть несколько раз.
Игры с водой: Поймай парный предмет.
Цель: развитие межполушарных связей и правого полушария, создание эмоционально положительного настроя.
Описание: Воспитатель наливает в ёмкость тёплую воду на глазах у детей, предлагает детям пустить поплавать различные предметы (шарики, пробки, шишки, рыбки). Затем предлагает поймать предметы поочередно правой рукой, левой рукой, двумя.)
Упражнение из комплекса кинезиологических игр: наши пальчики здороваются.
Цель: развитие правого полушария, мелкой моторики рук.
Ход игры: «Кулак-ребро-ладонь»: Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.
Сортируем крупы.
Игра: мамин помощник.
Цель: развитие мелкой моторики и межполушарных связей.
Атрибуты: мисочки, пластмассовый пинцет, мелкие игрушки, крупы: фасоль, горох, макароны,
Ход игры: Предложить детям перекладывать крупы из миски в миску двумя руками одновременно. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки. Сортировать: смешать горох и фасоль, а затем предложить разложить пинцетом их по разным мискам. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.
Игра: покорми свинку.
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики,
восприятия, внимания, речи, воображения.
Атрибуты: свинки из пластиковых бутылок, крупы, тарелочки.
Ход игры: педагог предлагает детям покормить Хрюшку, у ребёнка поросёнок, в тарелке корм (фасоль, горох, жёлуди, бобы, макароны). Постепенно, не торопясь накормить поросёнка (засовывать их по одному зернышку или семечку в горлышко бутылки).
Игра на определение знакомых запахов.
Игра: узнай по запаху.
Цель: развивать у детей обоняние и межполушарные связи.
Атрибуты: повязка на глаза, тарелочка, лимон, шоколад, яблоко, апельсин, огурец.
Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами определяет запах предмета на тарелке, даёт определение запаху, находит этот предмет на столе.
Сетка памяти. Memory game.
Игра: Найди пару.
Цель: развитие памяти и межполушарных связей.
Атрибуты: 4 карточки.
Ход игры: на столе раскладываются карточки с изображением различных предметов. Детям дается задание запомнить в каком месте находится каждая из карточек. Через 20 секунд картинки переворачиваются изображением вниз. Дети должны по заданию воспитателя найти изображение по команде: (Покажи –где находится кружка). Если ребенок правильно находит заданную картинку, то забирает карточку себе, если нет, то карточки переворачиваются изображением вниз и возвращаются в игру. Выигрывает тот, кто больше всех угадает и загаданные картинки.
Зеркальное рисование. Рисуем воздушный шарик.
Атрибуты: фломастеры, бумага.
Ход игры: Дети берут два фломастера в две руки и одновременно двумя руками рисуют округлый предмет в разные стороны.
Рисуем палочками солнышко.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Атрибуты: палочки для рисования.
Ход игры: Дети берут две палочки в две руки и одновременно двумя руками рисуют округлый предмет в разные стороны.
Перекрестный точечный массаж в области ушей. Комплекс занятий по Семеновой К.А.
Ухо/нос.
Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полушарием, снятие эмоционального стресса.
Дети слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с детьми, затем умышленно допускает ошибки.
Игра кулак, ребро, ладонь.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.)
Ход игры: детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух.
Игры на развитие координации движений.
Нейрогимнастика.
Работа с кинезиологической дорожкой: Ручки-ножки.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, ловкости, быстроты двигательной реакции, средней и крупной моторики.
Атрибуты: дорожка с изображение ручек и ножек, магнитофон, ритмичная музыка.
Ход занятия: Детям предлагается пройти под музыку по дорожке «рукой» или «ногой» в зависимости от того, что нарисовано на дорожке.
Упражнение: По кочкам.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, улучшать навыки самоконтроля движений. Развитие средней и крупной моторики.
Атрибуты: разноцветные кочки, мячики, магнитофон, ритмичная музыка.
Ход игры: Кочки выкладываются на полу, дети должны пройти по ним. Перепрыгивать через одну под ритмичную музыку (на одной ноге, на двух в прыжке, поднять правую руку- левую, две одновременно).
Упражнение: разноцветные ладошки.
Цель: развитие межполушарных связей, внимания, памяти, ловкости, быстроты двигательной реакции, мелкой моторики рук.
Атрибуты: заламинированные силуэты цветных ладошек правой и левой руки: красные, желтые, зелёные.
Ход игры: Воспитатель показывает детям цветные ладошки, напоминая, где правая и левая рука. По сигналу педагога, дети находят названные ладошки методом зрительного соотнесения.
Перекрестная передача мячей су – джоку. Игра: колючие ёжики.
Цель: развитие межполушарного взаимодействий, ловкости, зрительно-моторной координации, мелкой средней крупной моторики.
Ход игры: дети сидят друг на против друга, перекрёстными движениями из правой руки в левую и наоборот перекатывают мяч по диагонали.
Игра: Зеркало.
Цель: развитие зрительно-пространственной организации движений, межполушарных связей, координации движений.
Атрибуты: два мяча жёлтого цвета, два мячика красного цвета.
Ход игры: Пара детей стоят друг к другу лицом. Один из них ведущий. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные позы, движения, имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы поднимает руку с предметами в руках и т. д.), второй игрок одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику в зеркальном отражении.
Заключение.
Мозгу нужны интенсивные ежедневные тренировки, заставляющие работать и левое, и правое полушарие. Упражнения, в которых укрепляется связь между полушариями, станут вашим верным помощником в воспитании всесторонне развитой, гармоничной личности и счастливого ребенка. Играйте и развивайте мышление и межполушарные связи!
Список использованной литературы:
- Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c.
- Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М. : АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с. : ил.
- Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
- Интернет-ресурс: https://school94.centerstart.ru/sites/school94.cen...нейроигры.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема. ТРИЗ-технология как средство развития творческого воображения в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель.Развитие творческих способностей через использование приемов ТРИЗ – РТВв ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Использоватьсказки как инструмент развития у детей воображения, мы...
Методическая разработка "Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста"
Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа, которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомско...
Методическая разработка «Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»
Нейроигры как средство развития межполушарных связейу детей дошкольного возраста...
«Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»
laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые рукиснова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов...
«НЕЙРОИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;НЕЙРОИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Парфенова Яна Александровна воспитатель МБДОУ « Детский сад « Карамелька&ra...
Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста.
Чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты....
Консультация для родителей. Развитие межполушарных связей головного мозга у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей.Развитие межполушарных связей головного мозга у детей дошкольного возраста....