Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Мрига Светлана Александровна

Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mriga_s.a._proekt.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)

Выполнила:

                                                                             Мрига Светлана Александровна

                                                                                  (ФИО)

                                                                       Старший воспитатель

                                                                                          (должность)

МАДОУ города Нижневартовска

                                                                     ДС №37 «Дружная семейка»

                                                                                 (место работы)

Пояснительная записка

Сложность современного этапа развития системы российского образования обусловлена серьезными социально-экономическими изменениями в обществе. С одной стороны, декларируется смена парадигмы в системе образования, приоритет личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению, с другой стороны – не создан механизм и реальные условия для реализации целей и задач индивидуализации и дифференциации содержания, методов, форм воспитательно-образовательной работы с детьми.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает акцент на необходимость обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии. Одной из основных проблем таких  воспитанников являются нарушения в речевом развитии, коммуникативные трудности, невозможность долгое время концентрироваться на одном виде работы, проблемы в припоминании и т.д. Поэтому в работе с детьми коррекционных групп следует применять  такую систему работы, которая поможет выстроить образовательный процесс с учетом распределения нагрузки на детей и чередованием видов деятельности, и тем самым будет способствовать повышению речевых и познавательных функций.

Актуальность. Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. В коррекционных группах для детей с ОНР, особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей данной категории, максимально скорректировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении.

Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, испытывают затруднения в овладении учебными навыками. Организация образовательного процесса с детьми с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей.

Коррекционно-педагогический процесс в дошкольном учреждении представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Содержание образовательного процесса определяется общими целями и задачами гармоничного развития личности каждого ребенка, а также  частными, которые решают специфические цели и задачи.

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей-логопатов
  • Осуществление индивидуальной педагогической помощи детям
  • Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
  • Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ

Коррекционная работа с детьми строится с опорой на основные психолого-педагогические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, Д. Б. Эльконина и др.

Основные принципы программы:

- принцип комплексного подхода предполагает взаимодействие разных специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и других педагогов ДОУ);

- принцип системного подхода к изучению ребенка лежит в основе определения структуры дефекта развития и иерархии отклонений;

- принцип деятельностного подходаНа различных возрастных этапах образовательный процесс строится с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований;

- принцип единства диагностики и коррекцииРеализация этого принципа позволяет продуктивно использовать результаты обследования для построения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Ожидаемый результат программы:

- оптимальная ориентация родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с речевыми нарушениями;

- адекватное восприятие образовательного материала ребенком с нарушениями речи;

- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с речевыми нарушениями.

Основная часть

Структурные компоненты и содержание коррекционной работы в дошкольном учреждении определяются следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Приказ Министерства образования науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО», Приказ Министерства образования науки РФ от 30.08.13 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам ДО», СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26. Отражаются во внутренних документах ДОУ – в Уставе ДОУ, «Программе развития ДОУ», в «Образовательной программе ДОУ», положение «О психолого-медико-педагогическом консилиуме»

В указанных документах сформулированы задачи повышения квалификации специалистов и воспитателей, организация образовательного процесса, определение развивающей предметно-пространственной среды в группах.

В ФГОС дошкольного образования содержится указание на содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная) с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника.

Недоразвитие компонентов устной речи для детей с ОНР – это фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, тесно взаимосвязано с недоразвитием психических процессов и речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления. Воспитатели групп для детей с ОНР находятся в постоянном поиске подходов к трудным и неконтактным детям для развития коммуникативных навыков, без которых не возможна социализация и полноценное воспитание. Характерные особенности детей с ОНР проявляются на непосредственно-образовательной, в игровой и бытовой деятельности. Наиболее значимым и ведущим является коррекционно-воспитательное направление. Дети, поступающие в группы компенсирующей направленности, по запасу знаний, по своему речевому и психическому развитию, поведенческим навыкам отстают от сверстников с нормальным развитием.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и речевого развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции речевой и личностной сфер ребёнка.

Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов в нашем ДОУ, являются консилиумы и службы сопровождения образовательного процесса, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также воспитателям группы в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно – развивающей программе, включающую в себя:

- комплексную педагогическую диагностику;

- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;

- характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Основой индивидуальной программы сопровождения ребёнка по коррекционно – развивающей работе является индивидуальный маршрут развития ребенка, которой отражает все этапы образовательного  процесса применительно к конкретному ребёнку. В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых представлений и практических умений. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период нахождения ребенка в группе).

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

- ступенчатая диагностика.

- индивидуальный подбор педагогических технологий.

- систематический контроль и корректировка.

- наблюдение.

- пошаговая фиксация.

Работа в компенсирующей группе выстраивается в трех направлениях: 

1. Работа с родителями: совместные детско – родительские практикумы, семинары, консультации, круглые столы, анкетирование с целью:

1. Повышения общей сензитивности к  ребенку, его проблемам;

2. Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

3. Активизации коммуникаций в семье.

Также планируется индивидуальная работа с родителями, которая способствует выяснению родительских установок, ценностей, моделей их поведения с ребенком. На всех этапах работы учитывается уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

2. Работа с педагогами, включающая в себя следующие разделы:

  1. Повышение компетентности педагогов при работе с детьми с ОНР через консультирование и организацию открытых просмотр совместной деятельности.
  2. Консультирование и организацию мастер-классов по разработке интегрированных занятий.
  3. Консультирование, организацию круглого стола по использованию диагностических методик и применению мотивационных игр и упражнений.

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании информационной помощи педагогам и осуществляется с целью: повышения педагогической культуры педагогов в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей, имеющих нарушения в речи.

  1. Работа с детьми выстраивается в соответствии со следующими направлениями работы:
  1. Речевое развитие и развитие интеллектуальных способностей через специально организованные занятия.
  2. Оптимизация совместной деятельности с ребенком с ОНР посредством сопровождения.
  3. Снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью психотерапевтических методов.

В речевых группах воспитатель осуществляет следующие коррекционные задачи:
- закрепляет речевые навыки; максимально пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов;

- осуществляет систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности; на своих занятиях включает задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей; развивают произвольную пальцевую моторику детей.

Индивидуальные занятия воспитателем планируются и проводятся во второй половине дня на основании тетради по взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей группы.

Основные формы работы с детьми в группе:

На первом этапе работы целесообразно планировать такие формы работы с детьми как чтение художественной литературы; разучивание стихотворений; просмотр диафильмов, видеофильмов, использование по возможности компьютерных технологий; проведение экскурсий; проведение бесед по картине. 

По мере исправления дефектов речи, педагог требует от детей более полных ответов, рассказов. При овладении навыками правильного звукопроизношения, воспитатель усложняет требования к ребенку и проводит работу по развитию речи: развитие навыков диалогической речи, работа над развитием структуры фразы, формирование и активизирование навыков связной речи.

Примерный тематический план взаимодействия

 учителя – логопеда с воспитателями и профильными специалистами в группе компенсирующей направленности детей старшего возраста  на неделю (Октябрь)

Неделя №3

Темы занятий

учителя-логопеда

Перелётные птицы.

 Звук (П), буква «П». 

Цели: закрепление знаний о перелётных, зимующих птицах. Знание отличительных признаков птиц по окраске оперения, способу передвижения. Закрепление умения сравнивать птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, галка, сорока, ласточка, грач,).

Цели: четкое произнесение и характеристика звука [п]. Выделение звука [п] в слогах, словах. Развитие внимания и памяти. Составление простых нераспространенных предложений. Работа с интерактивной доской «Составь схему» (презентация с использованием мимио)

Содержание работы воспитателя

Составление рассказа «Птицы нашего двора». «КВН «Птичьи разговоры», игра «Птичий двор».

Упражнение на координацию речи с движением «На грядке и на ветке звук [п]».

Игры с использованием ИКТ:

- Придумывание слов на звук (П).

- Определение места звука в слове.

- Деление слов на слоги – части.

Вырезание буквы «П».

Аппликация «Обитатели кормушки».

Конструирование «Плаваем, летаем, ходим».

Содержание работы педагога - психолога

Психогимнастика «Перелетные птицы » (Поваляева).

Психокоррекционное упражнение  «Птички».

Содержание работы

музыкального руководителя

Муз. Композиция «Воробьи чирикают»

Содержание работы

инструктора

ФИЗО

«Метелица»

Использование элементов логоритмики при изучении звука «П»,

Игра «выше ноги от земли»

Дыхательная гимнастика «Комарики».

Аналогично выстраивается работа по взаимодействию педагога и узких специалистов на весь учебный год.

В индивидуальной работе для развития навыков составления рассказа воспитатель использует следующие приемы и методы: серии сюжетных картинок, сюжетные картины, составление рассказа по памяти, составление описательного, сравнительного рассказа. В соответствии с планом работы занятия содержат и реализуют основные коррекционные задачи, все виды детской деятельности связанны с речью. Активно применяется «речевой режим». Все основные понятия формируются и закрепляются по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Воспитатель задействует различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередует различные виды деятельности, соблюдая «охранительный режим» на занятиях. В работе с детьми с ОНР активно используются здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковая гимнастика,  упражнения артикуляционной гимнастики, дыхательная гимнастика. Так же дети-логопаты зачастую имеют проблемы с координацией движений, что мешает им легко ориентироваться в пространстве, а это сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья, что зачастую приводит к гипотонии. Устранению двигательных расстройств помогают специальные игры и подвижные физкультминутки в сочетании с речевым материалом:

- физкультминутки направленные на формирование синхронизации компонентов речи с движениями;

- гимнастику для глаз, которая способствует улучшению кровоснабжения, нормализации тонуса глазодвигательных мышц, а также способствует снятию зрительного утомления;

- физкультминутки направленные на развитие мелкой моторики рук, для формирования пространственных представлений.

В работе с детьми, имеющих нарушения речевого развития, эффективно использовать разнообразные аудиовизуальные средства, компьютерные программы, а так же современные компьютерные технологии: мультимедия (проектор), мимио, интерактивный пол, электронный микроскоп.

Важно отметить возможности компьютерной техники и как средства, позволяющего педагогу осуществлять контроль за деятельностью детей (компьютер может дать наиболее объективный и полный анализ представлений и практических умений), а также как средства формирования и совершенствования навыков различных видов самоконтроля.

Компьютерные технологии являются мощным средством обучения и развития, которое способно значительно повысить его эффективность. А так же, они способны создать благоприятные условия на различных этапах непосредственно-образовательной деятельности. Использовать общие задания, задания с разным уровнем сложности, индивидуальные задания. Все задания  подбираются с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

Заключение

Представленная программа по работе с детьми с ОНР используется с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. А также осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности с учетом закономерностей усвоения языка в норме. Такая система работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи поможет ребенку приобрести содержание для его речи, накопить представления, понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком основными речевыми формами. Она направлена на свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Предложенная мною работа поможет детям овладеть разными видами речевой деятельности, что в последующем позволит успешно усваивать основы наук в школе.


Список литературы:

  1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
  2. Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
  3. Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
  4. Нищева Н.В., Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург 2013

5. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей \Под ред. Т.Б. Филичева. - М.: Альфа, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

Совместная непосредственно-образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «В поисках Красной книги»

Целью НОД является знакомство с Красной книгой как с государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир....

Проект «Народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет группы компенсирующей направленности № 08

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера Красноярского края....

Особенности обучения чтению детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Особенности обучения чтению детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....