Программа "Я и мои чувства" на снижение тревожности у дошкольников. Индивидуальные занятия.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель программы: снижение уровня тревожности дошкольника, повышение навыков самоконтроля. Помощь в осознании ребенком собственных чувств, переживаний и освоении новых эффективных социально-приемлемых стратегий поведения.
Программа ориентирована на индивидуальную форму работы с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_s_trevozhnym_rebenkom.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида №10 «Теремок»
ПРОГРАММА
«Я И МОИ ЧУВСТВА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Педагог – психолог
Максимова И. В.
ПРОГРАММА «Я И МОИ ЧУВСТВА»
Цель: снижение уровня тревожности дошкольника, повышение навыков самоконтроля. Помощь в осознании ребенком собственных чувств, переживаний и освоении новых эффективных социально-приемлемых стратегий поведения.
Программа состоит из двух циклов занятий.
Программа ориентирована на индивидуальную форму работы с ребенком, и большинство упражнений требуют именно такой формы организации, не исключается и работа в группе с высокотревожными детьми с согласия самого ребенка.
В некоторых случаях дети сами начинают придумывать варианты упражнений или просят повторить упражнение предыдущего занятия. При этом в выполнении упражнения могут принимать участие, как сам психолог, так и подготовленные родители или воспитатели (по желанию ребенка).
Тематический план программы «Я и мои чувства»
Продолжительность всех занятий не должна превышать 30 минут.
№ занятия | Наименование упражнений |
Первый цикл: Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. Занятие 4. Занятие 5. | «Совместное рисование» «Игра в рисунки» «Разрывание бумаги» «Игра в ситуации» «Игра с глиной (пластилином, тестом)» «Спрятанные проблемы» «Жил был один мальчик» |
Второй цикл Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. Занятие 4. Занятие 5. | «Игра в ситуации» «Волшебный мешочек» «Сочинение историй с помощью предметов» «Звериные чувства» «Потайная дверь» «Подарок» «Стройка» «Вылеплялки» |
ПЕРВЫЙ ЦИКЛ.
Занятие № 1. «Совместный рисунок»
В начале занятия ребенку предлагается порисовать на свободную тему красками. Ребенка спрашивают: «Можно мне принять участие в рисовании твоего рисунка?». Если ребенок против, то психолог не настаивает, можно спросить позже еще раз.
Занятие № 2. «Игра в рисунки»
В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», - он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник –крыша, два прямоугольника – трубы).
«В этом домике жила девочка». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали эту девочку?» если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Маша.
«Маша жила в доме со своими родителями. Однажды они купили ей щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Маша назвала щенка?» ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Маша вернулась из садика и не нашла дома Рекса. Она вышла на улицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.
Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашла Маша там свою собачку?» если ребенок отвечает «нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: подойдя к собачке, Маша увидела, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Маша стала дальше искать Рекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Маша вспомнила, что Рекс любит гулять в парке, и пошла туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Маша ходила по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашла Рекса. И тогда она пошла домой». Здесь можно спросить, какое настроение было у Маши, как быстро она шла домой, что делала по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» если ребенок отвечает, психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.
«Игра в рисунок» позволяет ребенку снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом.
Занятие № 3. «Разрывание бумаги»
Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря, при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывая по комнате. Можно прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.
К этой игре можно подключать родителей или воспитателей – особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребенка.
«Игра в ситуации»
Игра направлена на моделирование поведения ребенка в конкретных жизненных ситуациях.
Здесь ребенку предлагается находить выход из конкретных проблемных ситуаций, которые ставит перед ним психолог. Решение отыгрывается не только вербально и невербально. Можно предложить ребенку изобразить, как он обычно поступает и как можно поступить.
Подобная тактика моделирования может использоваться с любыми ситуациями, где у ребенка проявляется повышенный уровень тревожности.
Занятие № 4. «Игра с глиной (пластилином, тестом)»
Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).
Вначале ребенок играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией психолога. Затем начинается создание определенных образов. Психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.
Существует два основных способа работы детей с материалом:
- создание единичных символических образов.
- создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.
Занятие № 5. «Спрятанные проблемы»
Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».
После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.
«Жил был один мальчик»
Игра помогает ребенку научиться рассказывать о себе без стеснения, отмечая свои положительные и отрицательные стороны. Психолог начинает рассказывать сказку о девочке (мальчике), которую зовут так же, как и ребенка, которая одета, также. Затем психолог предлагает помочь ему и продолжить сказку. Иногда он может направлять рассказ ребенка, вставляя различные проблемные ситуации.
Эту игру можно использовать в течение нескольких минут на каждом последующем занятии.
ВТОРОЙ ЦИКЛ.
Занятие № 6.«Игра в ситуации»
Игра направлена на моделирование поведения ребенка в конкретных жизненных ситуациях.
Здесь ребенку предлагается находить выход из конкретных проблемных ситуаций, которые ставит перед ним психолог. Решение отыгрывается не только вербально и невербально. Можно предложить ребенку изобразить, как он обычно поступает и как можно поступить.
Подобная тактика моделирования может использоваться с любыми ситуациями, где у ребенка проявляется повышенный уровень тревожности.
Занятие № 7.«Волшебный мешок»
Перед проведением игры ребенка просят рассказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем психолог показывает ребенку мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например, гнев, страх, злость. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает ребенку выбросить его в мусорный ящик.
«Сочинение историй с помощью предметов»
Для проведения игры понадобятся пять или шесть предметов. (это могут быть игрушки). Эти предметы кладут перед ребенком и объясняют, что ему нужно придумать историю о них, причем история должна быть интересной и должна чему-то учить. После этого ребенок выбирает предмет и придумывает о нем историю. Во время рассказывания психолог может проанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребенок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем психолог пересказывает историю, рассказанную ребенком.
Основная цель сочинения ребенка и его пересказа психологом заключается в предоставлении ребенку возможности понять свои чувства и осознать последствия своих действий.
Занятие № 8. «Звериные чувства»
Для проведения игры необходим набор картинок с изображением известных животных. Психолог раскладывает по очереди перед ребенком картинки и просит назвать основные качества животного: например: зайчик-страх, боязливость; лев-смелость; лиса-хитрость.
Затем ребенку предлагается рассмотреть ту или иную ситуацию и описать свои чувства и состояния с помощью картинок.
При проведения игры желательно избегать оценок поведения ребенка, так как основная цель здесь – не нравственное воспитание, а научение ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.
«Потайная дверь»
Ребенку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Затем психолог предлагает ребенку сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что у него в голове есть узенький коридорчик, который заканчивается дверкой. Эта дверка закрыта, но если ребенок захочет, он может открыть ее и выбросить все ненужные, плохие мысли, чувства, переживания, и опять закрыть дверь.
Занятие № 9.«Подарок»
Все дети сидят в кругу. Психолог предлагает каждому подарить соседу подарок, но не настоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит. По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли.
«Стройка»
Данная игра поможет ребенку научиться вербально и невербально выражать свои эмоции.
Для проведения игры необходимы строительные кубики. Психолог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (заборчик, башню). Но прежде чем положить кубик, ребенок должен рассказать, что его раздражает больше всего. Только после этого он может положить свой кубик. Затем психолог делает то же самое. В следующий раз ребенок может рассказать, что его веселит, нравится.
К игре можно подключить родителей и воспитателей.
Занятие № 10.«Вылеплялки»
Игра проводится перед большим зеркалом. С помощью этой игры ребенок учится распознавать чувства по лицам людей и передавать свои чувства с помощью мимики.
В первой части игры психолог предлагает ребенку изобразить, какое у него лицо, когда он сердится, боится, радуется и т.д. Если ребенок затрудняется это сделать, то психолог показывает образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части.
Ребенок садится перед зеркалом, психолог руками «лепит» на лице ребенка мимическую маску. Ребенок должен угадать, какое чувство изобразил психолог на его лице. Затем психолог меняется ролями с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового занятия по снижению тревожности старших дошкольников
Конспект занятия включает в себя игры и игровые упражнения направленные на повышение самооценки, снижение уровня страхов и тревожности....
Коррекционно-развивающая программа по развитию ЭВС и снижению тревожности Я – все смогу! (для детей с ОПФР)
Пояснительная запискаНастоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Данная программа направлена на снижение тревож...
Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают п...
Курс занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет.
Курс занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет. Этот курс поможет педагогу работать над снижением уровня тервожности у детей 4-7 лет. Содержит релаксационные упражнения...
Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет
Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет...
Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет
Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет...
Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по снижению тревожности, неуверенности у дошкольников 4-5 лет.
Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по снижению тревожности, неуверенности у дошкольников 4-5 лет....