Обучение дошкольников с нарушением бинокулярного зрения ориентировке в микропространстве.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для педагогов коррекционных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovka_v_mikroprostranstve.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников с нарушением бинокулярного зрения ориентировке в микропространстве.
У дошкольников с нарушением зрения, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.
Нарушение бинокулярного зрения приводит к отклонениям в оценке глубины пространства и отношений между разноудаленными предметами, что осложняет создание синтезированного зрительного образа.
Монокулярное зрение не способно анализировать глубину, удалённость, протяжённость и объёмность пространства.
И потому ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. В процессе обучения детей с нарушением бинокулярного зрения пространственной ориентировке одной из задач является – научить детей ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, тетради, фланелеграфе, поверхности стола, магнитной доске).
Работа строится поэтапно.
Прежде всего, дети усваивают, что такое верхний и нижний край листа. Тот край, который дальше от ребёнка, будет называться верхним, а тот край, который ближе – нижним. Где правая рука – будет правая сторона листа, где левая – левая сторона листа. Показывает середину листа.
Младших дошкольников учим брать предмет правой (левой) рукой и располагать их на магнитной доске, на фланелеграфе справа и слева, вверху и внизу, посередине, для облегчения запоминая можно надеть на правую руку ребенка яркую резинку или бантик. Старших дошкольников учим самостоятельно располагать предметы, в названных направлениях микропространства: справа, слева, вверху, внизу, в середине, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу и т. д Учим рисовать фигуры, игрушки в названных направлениях микропространства. Обозначать в речи расположение предметов в микропространстве: «Домик стоит в левом верхнем углу», «Круг нарисован посередине листа».
Привлекательность таким заданиям придает наличие сюжета, а также то, что сюжет раскрывается постепенно. До последнего момента для детей сохраняется элемент неожиданности. Применение трафаретов для детей с нарушением зрения, облегчает процесс зрительной ориентации, достижения положительного качественного результата, а это снимает предпосылки к формированию неуверенности в своих силах, повышает стремление детей к преодолению трудностей.
В заданиях на штриховку, учим выполнять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева на право, сверху вниз или вправо вниз и т. д.
При выполнении графических заданий у ребенка совершенствуются навыки точных движений руки под контролем зрения, происходит развитие зрительных операций и умений, развивается тактильная память. Повторение одного и того же движения во время штриховки приводит к автоматизации двигательных навыков. Стимулирование детей к проговариванию своих действий «сверху вниз» или «слева на право» развивает речь и закрепляет у детей навык ориентировки.
Интересны для детей задания на раскрашивание: раскрась желтым цветом рыбок, плывущих вправо, розовым – влево. При выполнении таких заданий совершенствуется умение ориентироваться на плоскости, происходит развитие мелкой моторики.
Важным условием эффективного обучения ориентировке является соблюдение принципа доступности, посильности предлагаемых заданий, подбор их по возрастам и степени сложности. Использование разнообразного игрового и дидактического материала помогает вызвать у ребенка интерес к заданию и сохранять его в процессе всей игры.
Детей старшего возраста учатся ориентироваться по клеткам. Сначала знакомим детей с клеткой, даем задание обвести её карандашом. Учим находить центр клеточки, стороны, углы, даем различные задания: проводить прямые, наклонные линии, срисовывать простые изображения.
С большим удовольствием дети выполняют различные упражнения на прямое копирование с образца с опорой на клетки, которые развивают зрительно-моторную координацию, формируют зрительное сосредоточение «глаз - рука», комментирование своих действий развивает речь..
Большую помощь в обучении ориентировке оказывают магнитные тренажеры. При работе на них у детей формируется умение ориентироваться по клеткам, перемещаться в указанном направлении, отсчитывать нужное количество клеток, упражняться в словесных обозначениях различных пространственных направлений. На магнитном тренажере «Муха», играя, ребенок учится перемещаться на одну клетку в разных направлениях, проговаривая направления перемещения (вправо, влево, вверх, вниз).
Наши дети с нарушением зрения в большинстве своем не уверены в своих возможностях, поэтому нерешительны. Им необходима поддержка, поощрение. Похвала стимулирует ребенка правильно выполнять задание. Игровая ситуация и использование разнообразных игровых и дидактических материалов помогает вызвать у ребенка интерес к заданиям, что способствует усвоению детьми навыков ориентировки в пространстве. Овладение ориентировкой в микропространстве процесс сложный и длительный, требующий от педагога настойчивости и терпения и. конечно же, огромного желания помочь детям.
Формируя представления о пространственных признаках, большое внимание необходимо уделять активизации речи дошкольников: их нужно постоянно привлекать к самостоятельному точному словесному обозначению характеристик объектов и их частей по форме и величине, а также величинных соотношений в ходе анализа образцов, планирования и сопровождения деятельности, в разнообразных играх и упражнениях.
Поэтому на первых этапах обучения детей умениям ориентироваться в пространстве следует побуждать их к самостоятельному обозначению различных пространственных признаков и отношений соответствующими терминами. Важно, чтобы дети оперировали ими осмысленно и самостоятельно. Это ускоряет процесс освоения детьми пространства.
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что в процессе работы мы наиболее эффективно решаем следующие коррекционно-образовательные задачи:
- формируем и развиваем у дошкольников представления о пространственных признаках плоскостных объектов, о направлениях пространства и отношениях между объектами на микроплоскости;
- формируем навыки свободного ориентирования на микроплоскости;
- работаем над усвоением детьми необходимой пространственной терминологии.
- формируем потребность в самостоятельной ориентировке:
- учим преодолевать неуверенность в своих силах при ориентировке в макропространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения
В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...
« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»
В данной работе описана роль развития познавательной активности и исследовательского поведения у детей с нарушением зрения в особой, специально организованной...
Проблема нарушений бинокулярного зрения в жизнедеятельности детей и офтальмо-гигиенические основы их воспитания и обучения.
Данная работа посвящена изучению проблем нарушения бинокулярного зрения. В представленной работе рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с нарушением бинокулярного зрения. В работе были и...
Консультация для родителей «Развитие зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением функции зрения».
Дети, посещающие специализированный детский сад, имеют разные нарушения зрения как функционального так и органического характера. Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как ...
Консультация для воспитателей: "Методы и приемы обучения дошкольников с нарушениями зрения"
В данном материале говорится о методах и приемах обучения детей с нарушениями зрения. Даны не только общедидактические методы, но и специальные, направленные на развитие зрения и зрительного восприяти...