Консультация для родителей «Развитие зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением функции зрения».
консультация по коррекционной педагогике

Новоселова Елена Ивановна

Дети, посещающие специализированный детский сад, имеют разные нарушения зрения  как функционального так и органического характера.   Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако, это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением зрения

Подготовила учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Новоселова Е.И.

Дети, посещающие специализированный детский сад, имеют разные нарушения зрения  как функционального так и органического характера.   Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако, это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением.

Если  в диагнозе у детей  отмечена  амблиопия  - это говорит о снижении остроты зрения вследствии различных причин. В таких случаях на медицинских аппаратах детям повышают остроту зрения. Результаты аппаратного лечения закрепляются и в повседневной жизни ребенка. Мы подбираем в детском саду такие игры, которые заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, покажи все красные фигуры (демонстрация пособия Блоки Дьенеша); отбери в коробку все треугольники; отложи в сторону только большие, только толстые фигуры и др. Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между двумя рисунками. Развивает зрение и мышление, и позволяет нам, взрослым, понять: а что знает ребенок о предмете - такие задания, как «что перепутал художник?», «что художник забыл нарисовать?».

Если у ребенка такой диагноз как косоглазие, астигматизм или ребенок носит окклюзию, то у него, естественно, нарушен зрительный контроль за движениями руки, детям сложнее рисовать, лепить, вырезать.

Зрительно-моторная координация – это процесс согласования движений и под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.

Причины, вызывающие отставания в развитии зрительно-моторной координации:

  • нарушение зрительных функций;
  • несформированность зрительно-пространственного восприятия,
  • нескоординированность зрительно-двигательных функций,
  • несовершенство нервной регуляции,
  • недостаточное развитие механизма программирования сложно-координированных действий,
  • низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.

Для того чтобы помочь детям автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые хорошо делать и дома.

 1.  Обводка фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят книжки-раскраски с четким контуром. При этом важно учитывать возраст и возможности ребенка. Маленькому ребенку мы подбираем простые картинки – мяч, домик, огурец, морковка .Детям старше – подбираются и книжки-раскраски сложнее, с изображением животных, детей, сюжетов. Такие задания ребенок может выполнять с вами и дома.

2. Различные мозаики, конструкторы также развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции, т.е. заставляют подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно, развивают самоконтроль – это правильно, а это неправильно. Часто у наших детей слабо развиты пальчики рук, кисти рук вялые. Мы выделяем обязательное время и на развитие мышц руки и мышц пальцев.

3. Нанизывания бус на леску, нитку; плетение и разные виды шнуровки. Чем младше ребенок или ниже острота зрения, тем крупнее бусины должны быть.

4. Игры с прищепками, пробками.  Например, ребенок может прикреплять прищепку к картинке  по ее цвету. Для этого необходимо подобрать картинки и прищепки таких же цветов.   Можно прикрепить прищепки на одежду себе или человеку рядом. А зачем с закрытыми глазами по памяти снять все прищепки. Также можно развешать прищепки на веревочке в определенной последовательности и чередовать их.

5. Сортировка семян, выкладывание рисунков из зерен и семян. В большую чашу высыпите разные зерна (крупы) и с ребенком вместе рассортируйте зерна с помощью пинцета. Необходимо захватить пинцетом зерно и перенести каждое в определенное место, не уронив их.

6. Наматывание ниток. Для игры следует подготовить моток ниток и маленькие мягкие игрушки. Задача ребенка заключается в наматывании ниток на мягкие игрушки. Затем он должен размотать их и замотать нитки в моток снова.

7.  Обведи (выложи по контуру). Для игры нужны карточки с контурным изображением различных предметов, а также различный природный материал: камешки, ракушки, крупы, нитки. Задача ребенка выложить  контур рисунка  предложенным материалом.

8. Лабиринты.  В лабиринте необходимо пройти определенный путь, проследить его глазами, пальчиком, провести карандашом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений рук»

В дошкольном возрасте необходимо работать над развитием мелкой моторики и координации движений рук. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Задания должны приносить ребёнку радос...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста"

"Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста» Воспитатель: Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»Воспитатель: Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Предлагаю вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Предлагаю вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Газета для родителей. Развитие связной речи у старших дошкольников с нарушением зрения

Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]]  ...

Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ».

Дети с нарушением зрения часто испытывают трудности при  ориентировке в пространстве. Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при ...