«Создание условий для эффективной социализации детей с ОВЗ в ДОО»
статья по коррекционной педагогике на тему
Сборник. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 472с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurysheva_e.s._1.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для эффективной социализации детей с ОВЗ в ДОО.
Курышева Е.С.,
учитель-логопед Государственного бюджетного образовательного учреждениягорода Москвы«Школа №842»
Чулибаева О.Р.,
педагог-психологГосударственного бюджетного образовательного учреждениягорода Москвы «Школа №842»
ГБОУ «Школа №842», г.Москва, Россия
С 2016 году на базе ГБОУ «Школа №842» действует инновационная площадка Российской академии образования по проблеме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия». Объектом исследования является процесс эффективной социализации ребенка.
Эффективная социализация предполагает как интеллектуальное развитие, приобретение навыков в предметном мире, так и умение общаться с людьми, понимание их внутреннего мира, желаний и мотивов поведения, соответствующую культуру общения. Социализация наших воспитанников осуществляется посредством внедрения авторских технологий эффективной социализации Гришаевой Н.П.
В учреждении выделяется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могли быть включены в проектную деятельность на общих условиях вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения.
На сегодняшний момент дети с ОВЗ получают образование не в отдельно взятой группе, а в общей вместе с нормально развивающимися сверстниками. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной и эффективной социализации необходимо создавать особые психолого-педагогические и социальные условия.
Основными условиями сопровождения детей с ОВЗ являются:
- включение в занятия всех детей группы, независимо от особенностей развития, в том числе в реализацию технологий эффективной социализации по Гришаевой Н.П.;
- постепенное вовлечение воспитанников с ОВЗ в освоение авторских технологий эффективной социализации через этапы: индивидуальная работа, работа в паре или мини-группе, вовлечение в коллективные занятия.
- создание для ребенка атмосферы доброжелательности, психологической безопасности;
-корректная и гуманная оценка динамики продвижения ребенка;
- сравнение уровня развития социальных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья не с другими детьми, а с собой на предыдущем уровне развития, считать положительным достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка на конкретном этапе.
- выстраивание педагогического прогноза на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны, на которые можно опереться при педагогической работе.
- информирование родителей о работе инновационной площадки в учреждении, приглашение их к участию в технологиях эффективной социализации по Гришаевой Н.П. Вовлечение родителей в экспериментальную деятельность, общие проекты позволяет им иначе взглянуть на ситуацию, помогает выработать пути совместной работы, сохранив единство и согласованность всех требований к ребенку. Родители воспитанников признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами, поддерживая тем самым тактику преемственности между дошкольными отделениями и школой.
- включение и вовлечение детей с ОВЗ во все мероприятия учреждения при обязательной предварительной работе учителя-логопеда, специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что позволяет говорить о включении детей в систему эффективных социальных отношений.
Основными задачами сопровождения детей с ОВЗ являются:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития специалистами и воспитателями;
-разработка индивидуальной образовательной программы, которая направлена на создание условий для движения ребенка в соответствии с его возможностями, способностями и интересами и отражает реализацию принципа индивидуализации дошкольного образования;
- проведение развивающих и коррекционных занятий согласно индивидуальному образовательному маршруту;
- осуществление работы по адаптации, социализации детей;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
- анализ условий и результатов сопровождения с определением дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Таким образом, при целенаправленной методической работе у коллектива формируется внутренняя мотивация работать с детьми с особыми вариантами развития, помогая им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личные возможности.
Библиографический список
- Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана - Граф, 2015. – 184 с.
2. Московский международный салон образования -2016 // «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 2016. №5(67).С. 16-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.
Государственная политика в области образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образова...
Взаимодействие педагога с семьей по созданию условий для ранней социализации детей 3-го года жизни
Этот материал рассказывает о взаимодействии педагога с семьями воспитанников....
Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.
Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....
Создание условий для позитивной социализации детей раннего возраста.
Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....
Создание условий для эффективной социализации детей с ОВЗ в ДОО.
Сборник. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 472с....
«Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ по физической культуре в ДОУ»
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...
"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».
laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой (10 игр для ...