КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Особенности работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР»
консультация по коррекционной педагогике по теме
«Особенности работы учителя-логопеда
в группе для детей с ЗПР»
Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%.
Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.
Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее. В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение по следующим направлениям:
1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи,
2. Формирование правильного звукопроизношения,
3. Обучение игровой деятельности и ее развитие,
4. Ознакомление с художественной литературой,
5. Развитие элементарных математических представлений,
6. Подготовка к обучению грамоте,
7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида № 176»
Заводского района г. Саратова.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«Особенности работы учителя-логопеда
в группе для детей с ЗПР»
ПОДГОТОВИЛА:
Учитель-логопед
Колесникова А.А.
г. САРАТОВ, 2018 г.
«Особенности работы учителя-логопеда
в группе для детей с ЗПР»
Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%.
Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.
Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее. В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение по следующим направлениям:
1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, 2. Формирование правильного звукопроизношения, 3. Обучение игровой деятельности и ее развитие, 4. Ознакомление с художественной литературой, 5. Развитие элементарных математических представлений, 6. Подготовка к обучению грамоте,
7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Учитель-логопед проводит фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Индивидуальную работу учитель-логопед проводит по коррекции звукопроизношения, а учитель-дефектолог – по развитию познавательных процессов. С воспитанниками группы также проводят коррекционную работу педагог-психолог на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в процессе организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.
Характерные признаки ЗПР:
- ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
- низкий уровень познавательной активности,
- недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
- более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения. Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции, это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями.
Исследование грамматического строя речи детей выявило у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
У многих детей с ЗПР дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм. Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно - падежных конструкций. (У белка пушистый хвост). Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски. В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два белки, красная кресла), падеже (Первое сентября дети идут в школу).
Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется
нарушением речи как системы. В коррекционную группу поступают дети с логопедическими заключениями: ОНР 1, 2, 3 уровня, а также системное недоразвитие речи.
Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
· Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);
· Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по музыке;
· Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
· Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).
В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят: · Развитие и совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики;
· Развитие слухового восприятия, внимания;
· Развитие зрительного восприятия, памяти, чувства ритма;
·Формирование произносительных умений и навыков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;
· Совершенствование лексических и грамматических средств языка;
· Развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта.
Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, психолога и других специалистов, возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи и предъявляли единые требования детям. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
В ходе работы с детьми с ЗПР установлено, что наибольшие трудности у всех вызывает употребление предлогов, конструирование предложений, оперирование предложно-падежными конструкциями.
Исходя из выявленных в ходе особенностей, намечаются следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:
* развитие умения использовать в речи предлоги;
* развитие навыков конструирования предложений;
* обучение согласованию различных частей речи.
Обучение согласованию различных частей речи, образованию относительных прилагательных; отработка навыка правильного употребления единственного и множественного числа существительных; употребления в речи уменьшительно-ласкательных существительных и построения правильных предложений с ними проводится в различных играх и игровых упражнениях: «Семицветик», «Зашнуруй и назови», «Магазин», «Логический домик».
Развитию умения правильно конструировать предложения, способствует театрализованная деятельность.
Работа над предлогами начинается с простых предлогов "в", "на", "под". Отработка проводиться с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Далее детям предлагается составить предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам. Для активизации в речи предлогов, предлагается использовать «Волшебный кубик», на гранях которого обозначены схемы предлогов.
Затем детей знакомят с предлогами "у", "с", "по", "до", "из", "за", "к", «из-за», «из-под», «между».
Для детей с задержкой психического развития особенно важным является привлечение различных анализаторов–слухового, зрительного, кинестетического. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Однако детям с ЗПР в отличие от детей с ОНР в силу выраженности нарушений, требуется облегчённый материал, подаваемый в меньшем количестве. С учётом специфики диагнозов детей, обучающихся в данной группе, учитель-логопед на своих занятиях особое внимание уделяет развитию мелкой моторики. Для этого используют пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, с использованием предметов, пружинных и шариковых массажёров, самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», пальчиковую гимнастику с использованием элементов массажа БАТ «биологически активных точек» на руках, ушах, ногах. Для стимуляции БАТ на стопах ног, дети бегают по дорожке, выложенной галькой, а также выполняют релаксирующие и логоритмические упражнения, дыхательную и психогимнастику. Особое место занимают нетрадиционные технологии обучения: «песочная терапия», техника «су-джок»
Организация обучения детей с ЗПР требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является - мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Тем более что у детей к нарушениям речи присоединяется и задержка психического развития, и синдром дефицита внимания и гиперактивности. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Учитель-логопед не только использует компьютерный материал на своих занятиях, но и дает возможность родителям, которые имеют дома компьютер, продолжить с ребенком занятия в выходные дни. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно». Они предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.
Совместная работа логопеда и родителей — один из важнейших компонентов коррекционной работы, которая во многом определяет его успешность. Работа с семьей ребёнка с ЗПР, направлена на повышение компетентности и педагогической грамотности родителей, проявление заинтересованности и активизацию их в различных мероприятиях.
На всех этапах работы - диагностическом, коррекционном, профилактическом учитель-логопед придает большое значение информированности. При необходимости стимулирует обращение родителей с ребенком к узким специалистам: врачу-неврологу, психиатру, педиатру и др. Все эти вопросы решаются на заседаниях консилиума (ПМПк), индивидуальных консультациях.
В группе для детей с ЗПР важно правильно распределить обязанности между всеми специалистами. Четко выполнять программные задачи и осуществлять взаимодействие между логопедом и дефектологом. Ведь решается одна единая задача: подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: - сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

Перспективный план работы учителя- логопеда в группе для детей с ОНР трехлетнего возраста
Перспективный план составлен на учебный год в соответствии с запланированными лексическими темами и отражает содержание работы по следующим направлениям: развитие активного и пассивного словаря, разви...

Некоторые особенности работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Консультация для педагогов об особенностях коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –- ЛОГОПЕДА В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В статье говорится об особенностях развития речи детей с нарушением зрения и, соответственно, об особенностях работы учителя-логопеда в условиях специализированного ДОУ на каждом этапе коррекционной р...

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...
Консультация для педагогов «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Благодаря современным стандартам образования дети с тяжелыми нарушениями речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более зн...
Консультация для воспитателей: "Особенности работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ"
В данном материале говорится об основной цели и задачах по работе с родителями детей с ОВЗ. Даны формы и методы работы с данной категорией родителей....