ИНТЕНСИВ – КУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
статья по коррекционной педагогике на тему

Мелкова Алена Владимировна

У всех людей есть органы слуха. Но всегда ли мы слушаем и слышим других?  Порой разговариваешь с человеком и понимаешь, что он тебя всего лишь слушает, но не слышит. И это нас очень огорчает. А как же быть людям, у которых имеются различные проблемы со слухом, как выживать в этом «глухом» мире, где невозможно ничего понять без сопровождающих нас звуков. Парадоксально, но ведь  слышать – это понимать, что тебе говорят при помощи слов, эмоций и жестов, а слушать – это всего лишь воспринимать звуки.  А как быть тем,  кто в силу разных обстоятельств не может воспринимать окружающую слуховую действительность? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intensiv_kurs.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время все чаще говорят об инклюзивном и интегрированном подходах в работе с детьми с особыми потребностями в развитии. Такие дети могут включаться  в образовательный процесс в массовых дошкольных учреждениях – новое направление реформы системы специального образования России.

Также и  дети с нарушением слуха могут посещать массовые дошкольные учреждения. Благодаря новейшим технологическим разработкам в области медицины глухие и слабослышащие дети приобретают возможность полноценного общения со сверстниками после операции по вживлению импланта. На современном этапе кохлеарная имплантация (КИ) стала одним из самых эффективных методов реабилитации и абилитации таких детей. Кохлеарная имплантация – это сложная хирургическая операция, которая представляет собой введение системы электродов во внутреннее ухо пациента, которые в свою очередь обеспечивают восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. [1]

Но сделать операцию – это  еще не гарантия полной успешности. Важную роль после операции играют процедуры по настройке процессора и обучению неслышащего ребенка  слушать и слышать, понимать речь окружающих, обучать различать окружающие его звуки, воспринимать чужую речь, окружающую его действительность. [2]

 И только после этого наступает  самый сложный и длительный процесс работы с ребенком. Этот процесс включает в себя занятия со специалистами: сурдопедагогом, логопедом, психологом. Специалисты нашего ДОУ помогают ребенку с КИ освоить речь, учат полноценному общению не только со своими сверстниками, но и взрослыми, готовя их к дальнейшему обучению. На данный момент кохлеарный имплант является непосредственным  выходом  из "страны глухих".

Кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни в обществе слышащих. Многие знают, что операция полностью не вернет слух, однако она настолько существенно расширяет слуховую базу восприятия речи, что глухие с незначительными остатками слуха с помощью импланта понимают речь на слух и говорят значительно лучше многих слабослышащих детей. Кохлеарная имплантация «открывает двери» глухим детям для полноценного овладения речью. Но эти возможности реализуются только тогда, когда систематично и полноценно ребенок научится самостоятельно пользоваться своим слухом.

Практика работы с глухими и слабослышащими детьми показывают, что дети с недостатками слуха испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих.

До последнего времени проблемы социального воспитания, социального развития ребенка с кохлеарным имплантантом не изучались и не разрабатывались специальные учебные и методические пособия. Поэтому нам в первую очередь важно было определить подходы к изучению основных показателей социального развития дошкольника с кохлеарными имплантантами, чтобы обеспечить дошкольникам наилучшие условия для социализации в дошкольный период.

Для этого нами были выделены факторы, способствующие решению проблемы:

1. Наличие квалификационных кадров. Так как ДОУ является единственным в республике учреждением для детей с нарушением слуха, кадры постоянно повышают свое профессиональное  образование. В штате имеются 2 учителя – дефектолога (сурдолога) для работы с детьми с нарушением слуха.

2. Наличие разработанной программы воспитания и обучения неслышащих детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары ЧР (адаптированная). Составлена на основе «Программы воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» Л.П. Носкова и «Программы воспитания и обучения слабослышащих  детей дошкольного возраста» Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова.

3.Собственные наработанные  методические материалы (опыт работы).

4.Материальная база (учебная, методическая, возможности ДОУ) и современные обучающие программы.

Проанализировав факторы и получив на них положительный ответ, на базе  нашего ДОУ  в 2015-2016 году был организован интенсив- курс «Сквозь тишину» для детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации.

Какое же значение имеет слово «интенсив»? В переводе с латинского оно переводится как усилие, напряжение. Если же это слово перевести с английского языка, то смысл слова будет заключаться в усилении какого-либо процесса.

Так что же тогда означает наш интенсив -  курс? Такой курс означает, что посещающие могут  значительно приумножить и приобрести знания в сжатые, короткие сроки.

Следует отметить, что вся деятельность проводится в присутствии родителей с их активным участием. Мамы и папы выполняют все вместе с детьми – играют, рисуют, строят, бегают и прыгают. Особое место уделяется развитию навыков общения и развитию слухового восприятия детей. Здесь учителя – дефектологи помогают родителям в работе с детьми с нарушением слуха. Данный курс проходит  2 раза в неделю, посещают его неорганизованные дети 2-7 лет. Каждый родитель совместно с ребенком получает много интересного, полезного и необходимого теоретического, дидактического и раздаточного материала. Совместно с квалифицированными специалистами мамы учатся приемам воспитания и обучения  детей с проблемами слуха, учатся понимать своего ребенка, прийти во время к нему в помощь.

Ранняя коррекционная работа поможет детям легко адаптироваться в обществе, в детском саду, дети учатся слышать, слушать и говорить.

Проанализировав год работы нашего интенсив – курса, мы заметили позитивные изменения. Мы увидели, как  меняются дети: они стали более общительными, эмоционально открытыми и у детей легко прошла адаптация к детскому саду. Особенно ценно отношение родителей и их отзывы, которые рекомендуют нас своим знакомым и родителям других неорганизованных  детей. Ведь каждый родитель с надеждой смотрит в будущее и радуется каждому успеху своего ребенка.

Мы надеемся, что при государственной поддержке  особых детей и их семей общество придет к реальному улучшению качества жизни всего человечества.

Литература:

  1. Королева И. В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода.-  СПб.: КАРО, 2014. – 304с.
  2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. - СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Статья "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе совместного образования детей с ТНР и детей с кохлеарным имплантом"

Авторы: Акулова Т.Е, Зосик Н.Д.Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием: Санкт-Петербург, 8 ноября 2011 г. / СПбАППО. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 188с.Н...

Сценарий. "Урок доброты" в детском саду для детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами

Развитие логического мышления, воображения и внимания.Формирование представления о доброте, воспитание добрых чувств к окружающим людям. Помочь детям понять, что все нуждаются в любви и доброжелательн...

Коррекционная работа по слуховому восприятию у детей с кохлеарным имплантом

Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей с КИ строится в два этапа:1) развитие неречевого слуха;2) развитие речевого слуха.У детей с КИ формирование слухового восприятия, разл...