Открытое занятие педагога-психолога «Путешествие в страну эмоций»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Абрамова Елена Владимировна

Тема: «Путешествие в страну эмоций».

Субъект: дети старшей  группы (5-6 лет).

Количество детей  - 6-8 человек.    

Форма занятия: подгрупповое.

Цель –закрепление знаний детей по теме «Эмоции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oz_emotsii.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа г. Шарья Костромской области

Открытое занятие

 педагога-психолога

 «Путешествие в страну эмоций»

Подготовила:

Абрамова Е.В.

        

Шарья – 2017 г.

 Конспект НОД педагога-психолога.

Тема: «Путешествие в страну эмоций».

Субъект: дети старшей  группы (5-6 лет).

Количество детей  - 6-8 человек.

Форма занятия: подгрупповое.

Цель –закрепление знаний детей по теме «Эмоции».

Задачи:

  1. Способствовать сохранению эмоционального благополучия детей, созданию возможности для самовыражения. (Психогимнастика «Облака»).
  2. Способствовать развитию слухового внимания, контроля над своими действиями, двигательной активности. (Упражнение «Волшебный танец»).
  3. Способствовать развитию связной речи: побуждать отвечать полным ответом, обосновывать свой выбор. (Упражнение «Настроение Погоды»).
  4. Способствовать развитию способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с состояниями природы. (Упражнение «Настроение погоды»).
  5. Учить различать эмоциональное состояние, находить пару. (Дидактическая игра «Театр настроений»).
  6. Способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию напряжения после физических и эмоциональных нагрузок. (Релаксация «Песня мамы-кошки»).
  7. Формировать способность выражать эмоциональное состояние  с помощью мимики и жестов. (Дидактическая игра «Кубик настроений»).
  8. Развивать способность различать эмоциональные состояния, сравнивать из с музыкальными настроениями. (Игра «Музыкальное настроение»).
  9. Способствовать развитию логического мышления, побуждать к поиску выхода из проблемной ситуации. (Загадки, провокации).
  10.  Воспитывать чувство групповой сплоченности. (Упражнение «Пирог положительных эмоций»).

Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое».

Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности – игра.

Методы и приёмы, используемые в НОД:

Словесный: беседа-обсуждение, вопросы к детям, загадки;

Наглядный: рассматривание картинок (слайды), пиктограмм;

Практический: дидактическая игра с «кубиком настроений» и «Театр настроений», деятельность с пиктограммами, психогимнастика, релаксация, «Пирог положительных эмоций», упражнение «Башня дружбы», музыкальная подвижная игра, «Волшебный танец».

Форма – фронтальная, индивидуальная и работа парами. 

Вид детской деятельности:  коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий, творческий.

Ресурсы: использование мультимедийного оборудования (ПК, демонстрационный экран, ноутбук, колонки); интернет-источник; затраченное на подготовку время; материальные затраты (приобретение материала для изготовления молнии, облачка, картинок эмоций, «сюрприза» для детей.

       Занятие строилось в соответствии со следующими принципами: принцип природосообразности, интеграции, комплексности, тематического планирования, принцип максимальной активности детей, принцип индивидуального подхода к детям, принцип игровой подачи материала, здоровъесбережения. 

Предварительная работа.

  1. Познакомила детей с новой игрой «Пирог положительных эмоций».
  2. Тематические занятия на тему «Эмоции» (отдельное занятие по каждой эмоции).

Используемые материалы: презентация занятия, экран, колонки, 6 наборов пиктограмм  с изображением эмоциональных состояний и 6 тарелочек, браслеты разных цветов, конверт с письмом, плоскостные изображения молнии, облачка, зонт, объемное солнце, керамические грибы, ваза с цветами, плед для релаксации (имитация корзинки), «кубик-навигатор», «кубик настроения», набор карточек из «Театра настроений», «Солнышко» из конфет, разные игры и раскраски (для остальных детей).

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1. Вводная часть

Цель: - заинтересовать детей в предстоящей деятельности, настроить на положительное общение.

Организационный момент

Вхождение в образовательную ситуацию.

Мотивационный момент.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

Все дети находятся в группе. Психолог входит с конвертом.

Психолог открывает конверт и читает текст.

Психолог надевает детям на запястье браслеты разных цветов.

И читает письмо дальше.

Психолог вместе с детьми отправляются в музыкальный зал.

Психолог:

 - Здравствуйте, дети!

Мне сегодня пришло какое-то письмо и я захотела прочитать его вместе с вами.  Откроем его?

 - «Дорогие дети! Пишут вам жители страны эмоций. В нашей стране все эмоции перессорились друг с другом. Каждая эмоция считает, что она главная! Помогите, пожалуйста нам разобраться, кто у нас самый главный! А чтобы вы смогли добраться до нас, мы посылаем вам браслеты – это билетики на волшебный паровоз».

- « Сегодня действуют только желтые билеты. Поэтому у кого билетики других цветов  – тем детям мы посылаем интересные игры и задания. У кого билетики желтого цвета – встаньте паровозиком и мы отправимся в путь».

 - Здравствуйте!

 

- Да, откроем!

- У меня красная ленточка!

 - А у меня зеленая! и т.д.

2 часть – основная

Цель – закрепление детьми понятий о различных эмоциональных состояниях.

Приветствие.

Упражнение «Башня дружбы».

Цель – способствовать сплочению детского коллектива.

Психогимнастика.

Цель -  сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения.

Упражнение «Веселый танец».

Цель – развитие слухового внимания, контроля над своими действиями, двигательной активности.

Задание «Настроение природы».

Цель – развитие способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с состояниями природы; способности объяснить свой выбор. Развитие связной речи.

Провокация.

Цель – развивать логическое мышление, побуждать находить выход из проблемной ситуации.

Дидактическая игра «Театр настроений».

Цель – расширение представлений о выражении мимики лица; усовершенствование навыков собирания целого из частей; развитие зрительного восприятия, внимания, моторики пальцев рук.

Релаксация.

Цель - способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию напряжения после физических и эмоциональных нагрузок.

Дидактическая игра «Кубик настроений».

Цель – продолжать учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, жестов.

Игра «Музыкальное настроение».

Цель – развитие способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с музыкальными настроениями; способности объяснить свой выбор.

Провокация.

Цель – развивать логическое мышление, побуждать находить выход из проблемной ситуации.

В зале дети видят гостей.

Вместе с психологом дети строят «Башню дружбы» и здороваются!

Психолог обращает внимание детей на экран. На нем картинка с облаками.

Слайд 1.

Дети с психологом создают круг и выполняют движения по тексту.

Ребенок бросает кубик, а психолог читает на нем загадку.

Подходят к солнышку. Психолог достает из-за «Солнышка» изображение Веселинки.

Психолог включает веселую музыку и начинает изображать танцевальные движения.

Второй ребенок кидает кубик.

Дети ищут в зале зонтик и находят за ним изображение Грустинки.

Психолог раздает детям смайлики, изображающими различные эмоциональные состояния. Затем включает слайд с изображением разной погоды.

Слайд 2.

Психолог дает высказаться каждому ребенку.

Психолог

намеренно дает неправильный ответ.

Контроль за осанкой детей.

Третий ребенок кидает кубик.

Дети находят молнию.

Психолог достает из-за «Молнии» изображение Злинки.

Психолог раздает детям картинки с изображением мальчика и собаки в разных эмоциональных состояниях.

психолог контролирует действия детей.

Четвертый ребенок кидает кубик.

Дети находят молнию.

Подходят к облачку. Психолог достает из-за «Облачка» изображение Спокунчика.

Психолог вместе с детьми ложатся на покрывало.

Включается нежная спокойная мелодия.

Пятый ребенок кидает кубик.

Дети находят в зале гриб.

Подходят к нему. Психолог достает из-за «Грибочка» изображение Удивлинки.

Тут же выпадает Кубик Настроений.

Психолог контролирует действия детей.

Шестой ребенок кидает кубик.

Дети находят в зале вазу с цветами – а в ней изображение Пуглинки.

Психолог включает подборку музыкальных произведений.

На одной из мелодий намеренно неправильно определяет настроение музыки.

- Кажется, мы добрались до страны Эмоций! Посмотрите, здесь гости! Я предлагаю вам построить башню дружбы и дружно со всеми поздороваться!

 - Крепкая получилась башня?

Тогда дружно скажем «Здрав-ствуй-те»!

 - Посмотрите, дети, а в стране настроений сегодня облачно!

 - посмотрите, все облачки разные! Послушайте, что я расскажу! Встаньте удобно в круг, чтобы я вас видела и повторяйте за мной движения.

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

 - Дети, а где же жители страны эмоций, вы не видите их?

Кажется, они решили поиграть с нами в прятки. Поищем их?

А поможет нам в поисках – «кубик-навигатор». Тут написано:

 Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
Солнце

А вот и первая жительница! Вы узнали ее?

 - Верно. Веселинка хочет с вами потанцевать волшебный танец! А волшебным он называется потому что танцевать у нас будет только та часть тела, которую я назову. Готовы? Тогда начнем!

 - танцуют руки!

 - а теперь – ноги!

 - а сейчас – голова!

 - глазки!

 - губки!

 - брови!

Молодцы! У вас получился очень веселый танец! Скажите, а мы можем прожить без радости? Для чего нам нужна эта эмоция?

 - А теперь пора найти другого жителя этой страны. Обратимся к нашему навигатору. Послушайте следующую загадку.

Если в тучах горизонт,
Я беру с собою (зонт)

Если дождик моросит
И асфальт  дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь,
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой.
(зонт)

 - А это кто?

 - Грустинка говорит, что в этой стране настроение есть не только у жителей, но и у погоды. Да только забыла погода – когда и какое настроение у нее бывает.  

 - Поможете напомнить? Подойдите к столам – на них вы видите пиктограммы с изображением разных настроений. Вы будете смотреть на картинку и поднимать подходящую пиктограмму.

 - Посмотрите на первую картинку – какая погода здесь изображена?

На какое настроение похожа она? Чем хочется заняться в такую погоду?

 - а у этой погоды какое настроение? Почему вы так решили? На какого человека она похожа? и т.д.

 - Я считаю, что у этой погоды веселое настроение!

 - Оказывается, вы прекрасно определяете настроение погоды!

 - Что означает эта картинка? Покажите так же!

Мы можем прожить без эмоции грусти? Она нужна нам?

Снова обратимся к навигатору. Слушайте:

 Летит огненная стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Ответ: молния

- А вы узнали как зовут эту девочку?

 - Представляете, ребята, все жители страны эмоций переругались между собой – каждая эмоция считает себя главной! Вот и Злинка до того рассердилась, что со злости перемешала и перепутала фотографии жителей и их питомцев!

- Попробуем собрать перепутанные фотографии? Тогда вам нужно соблюдать такие правила: Вам нужно будет найти хозяина собаке – какое настроение у хозяина – такое же и у его собаки.

 - Отвернитесь из круга.

 -Какое настроение у мальчика? А у собаки? И т.д.

 - Как ты думаешь, почему у него такое настроение?

  - Мы можем прожить без Э. злости?

 

Фотографии разобрали – снова к навигатору! Слушайте следующую загадку.

Кучерявые барашки 
В белых меховых рубашках 
Плавно по небу плывут, 
Завтра там, сегодня тут. 
Что за странные барашки? 
Непричесанны, в кудряшках, 
И взъерошены слегка 
Кучевые … .
 - Дети – а этого мальчика как зовут?

 - И у него есть кошка – такая же спокойная, как и он сам. Она хочет промурлыкать вам свою песенку. Хотите ее послушать?

 - Для этого мы удобно ляжем головой в центр, расслабимся и представим, что мы – маленькие котята лежим в уютной корзинке. А мама-кошка мурлычет нам свою песню.

Песня мамы – кошки.

Наигрался мой котёнок –

Милый, ласковый ребёнок.

Вот свернулся он в комочек –

Нежный, мягонький клубочек.

Ему снится сон волшебный:

Небо, солнце и река…

А в воде прозрачной, чистой

Проплывают облака,

Серебрятся спинкой рыбки…

На губах у нас улыбки…

Мама лапкой по спине

Гладила, ласкала

И котёнку своему песню напевала:

- Мяу – мяу, мур – мур - мур,

Милый мой котёнок!

Как же я тебя люблю,

Милый мой ребёнок!

Глазки ты сейчас открой

И со мною песню спой: «Мяу»!

 - Понравилась вам песня мамы-кошки? А как кошка пела своим котятам песню?

 - Скажите, нужна ли нам эмоция спокойствия? А для чего?

 - Вы немного отдохнули – обратимся к нашему помощнику. Теперь слушайте следующую загадку.

Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. 

(Грибок)

- А кто же здесь спрятался?  Ой, и она что-то выронила от удивления! Это же Кубик Настроения! Кажется, она тоже предлагает с ней поиграть!

 - Правила игры такие: нужно бросить кубик и показать своей мимикой, жестами то настроение – какое выпало. А остальные дети угадывают. Что вы изображаете.

 - Что ж, с Удивлинкой поиграли. Нужна ли нам эмоция удивления? Когда она может нам пригодиться?

 - Снова нам поможет «Кубик-навигатор».

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы

 - А здесь  Пуглинка. Она очень любит музыку! Она даже спряталась в около пианино! Пуглинка тоже приготовила для вас игру. Вы уже знаете, что разное настроение может быть не только у людей, животных, погоды. А как вы думаете, может быть настроение у музыки? Сейчас мы проверим, как вы определите музыкальное настроение. Правило игры такое – вы послушаете музыку– какое настроение у музыки – к жителю с таким же настроением вы и подбежите. Если это будет веселая музыка – рядом с какой картинкой вы встанете? А если сердитая?

 - А я считаю, что это веселая мелодия!

 - Вы молодцы, правильно определили настроение мелодий.

 - А скажите, нужна ли нам такая эмоция как страх? А когда она нам пригодится?

- Да!

Здрав-ствуй-те!

Прикладываюто одну, то другую руку ко лбу и всматриваются в небо.

Щурятся.

Улыбаются.

Смеются.

Машут рукой облачку.

Изображают грусть на лице.

Показывают рукой вдаль.

Собирают «слезинки» с глаз.

Мотают головой.

Изображают гнев на лице.

Грозят кулаком.

Изображают страх на лице.

Дуют на облако.

Изображают удивление на лице.

«Гладят» незримое облачко.

«Зовут» рукой.

Качают головой.

Дети осматриваются вокруг.

 - Нет!

 - Да!

 - Это солнце!

Дети ищут солнце.

- Это Веселинка!

 - Да!

Дети выполняют танцевальные движения в соответствии с инструкцией.

 - Нет!

Ответы детей.

 - Это зонтик!

Дети ищут в зале зонтик.

 - Грустинка!

 

 - Поможем!

 - Дождливая, пасмурная!

 - На грустное!

Дети поднимают «грустные» смайлики.

 и т.д.

 - Нет, грустное!

 - Мы все правильно сделали!

 - Да/ нет.

Ответы детей.

- Молния!

 - Злинка!

 - Да!

Дети встают в круг(спиной внутрь круга).

Рассматривают полученную картинку.

Дети встают парами.

 - Веселое!

 - Тоже веселое!

Ответы детей.

 - Облака!

 - Спокунчик!

 - Да!

Сворачиваются в комок.

Закрывают глаза.

Улыбаются.

Психолог нежно поглаживает каждого ребенка по спине.

Открывают глаза.

 - Мяу! Мяу!

 - Да! Нежно, ласково, спокойно.

 - Да!

Ответы детей.

 - Это гриб!

 - Это Удивлинка.

 - Это кубик!

Дети по очереди бросают кубик и показывают эмоцию. Остальные угадывают.

- Да!

Ответы детей.

  - Это цветы!

 - А вот и Пуглинка!

- Может!

  - Рядом с Веселинкой!

 - Со злинкой!

Дети действуют в соответствии с инструкцией.

 - Нет, это грустная!

- Да!

Ответы детей.

3 часть – заключительная

Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы, вызвать чувство удовлетворения.

Рефлексия

Цель -

Подведение итогов, деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Прощание. Упражнение «Пирог положительных эмоций».

Цель - снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, воспитание чувства групповой сплоченности.

Плавный выход детей из НОД.

.

Встают в круг.

Психолог достает «Сюрприз» и показывает детям.

Строят вместе с психологом башню дружбы.

Строятся паровозиком и возвращаются в группу.

 - Дети, вы поиграли с несколькими эмоциями. Что вам запомнилось больше всего?

 - Какая эмоция у вас самая любимая?

 - Вспомните, зачем нас звали в гости жители этой страны?

 - какая же эмоция, по вашему мнению, самая главная?

- Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные

 - И все-таки все эмоции нам нужны! Значит, все они главные!

 - Я считаю, что теперь эмоции помирятся и будут жить дружно!

-  А теперь, я предлагаю вам испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся. Встаем в круг. Повторяйте за мной.

Взяли мы щепотку смеха, 
И немножечко успеха,

Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!

 - Вкусный пирог получился?

 - Подошло к концу наше приключение.

И все эмоции дают вам наставление:

Быть добрым, без каприз,

И дарят вам сюрприз!

Пора нам возвращаться –

Осталось попрощаться!

 - А построим на прощанье башню дружбы!

 Билетики на волшебный паровозик у вас есть занимаем места– Поехали!

Ответы детей.

 - Разобраться, какая эмоция самая главная и нужная!

Дети высказывают свое мнение.

Выполняют движения по тексту.

«Угощают» гостей.

 - Да!

Строят их рук башню.

 - До-сви-да-ни-я!

Строятся паровозиком.

 - Ту-Ту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для детей и родителей в средней группе «Путешествие в страну Эмоций».

Обогащение эмоциональной сферы детей через закрепление знаний об основных эмоциях: радость, злость, печаль, удивление....

Конспект открытого мероприятия для родителей "Путешествие в страну эмоций"

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Задачи: - закрепить умение узнавать и выражать эмоции (радости, печали, злости, страха), эмоциональные состояния в мимике; - раз...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6–7 лет) «Волшебная страна эмоций »

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6–7 лет) «Волшебная страна эмоций »  Цель:  учить детей распознавать следующие эмоциона...

Открытое занятие "Волшебная страна эмоций"

Закрепление основных эмоций ( радость, страх, Интерес, Удивление, гнев и спокойствие)...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...