Проект программы индивидуальной работы с ребёнком "Развитие навыков запоминания"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Векшина Светлана Николаевна

 

Данная программа является актуальной для тех воспитателей и родителей, у детей которых недостаточно развиты навыки запоминания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Завражный детский сад Кадыйского муниципального района Костромской области

Проект программы индивидуальной работы с ребёнком «Развитие навыков запоминания»

                                                                 

                                                                 Автор: Векшина С.Н.

                  Актуальность программы.

В последнее время всё чаще приходится слышать о дифференцированном подходе к воспитанию и обучению ребёнка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми – одно удовольствие: им всё интересно, у них всё получается, они вежливы, способны и очень милы. Но не каждый ребёнок подходит под эту категорию, и воспитателю часто приходится использовать свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к детям. Данная программа является актуальной для тех воспитателей и родителей, у детей которых недостаточно развиты навыки запоминания. Многие специалисты уверены, что нет плохой памяти, а есть лишь отсутствие нужных навыков запоминания. В разных возрастных группах детского сада есть дети, которые плохо запоминают стихи, с трудом согласовывают слова в предложении, у них имеются проблемы с нарушением внимания, памяти, логического мышления. Подобные сложности можно преодолеть, активно занимаясь с ребёнком, направляя его деятельность в нужное русло, повышая его самооценку. Делать это лучше всего с помощью интересных  для ребёнка видов деятельности. Конечно же, самой интересной деятельностью для него является игра. Наблюдая за детьми и анализируя результаты диагностики в конце учебного года и в начале учебного года я выделила 3 человек из 12-ти с  вмдимыми нарушениями памяти. Эти дети с трудом формулируют в речи свои мысли, тяжело им даются и логические операции. Но пристального внимания требует Матвей Шишкин. На мой взгляд, он особо нуждается в индивидуальных занятиях.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБНКА.

ФИ ребёнка, мальчик 5 лет. Поступил в младшую группу в возрасте 1год 8 месяцев. В 2-3 года у Матвея не были сформированы навыки к обучению, поэтому он не проявлял интереса к организованным занятиям с детьми всей группы, у него недостаточно развиты навыки самообслуживания. Речь не развита, это мешало в общении со сверстниками. Его не интересовали игры, это ограничивалось бегом и криком. На занятиях ведёт себя неадекватно, в любой момент может встать и уйти. У ребёнка нарушена психика. В период с 4 до 5  лет   у ребёнка была задержка речевого развития. В возрасте 5 лет он только начал разговаривать полными предложениями. Поэтому из-за задержки речевого развития у ребёнка нарушен навык запоминания.  Это проявляется в его поведении. Занятий в детском саду недостаточно. Необходимо развитие ребёнка в семье. Но мама Матвея не могла уделять ему много внимания, т.к. семья не полная, нет папы, живут с бабушкой, и в семье появился второй ребёнок. Воспитанием Матвея занимается бабушка. В связи с тем, что дома мало занимаются развитием и воспитанием ребёнка, к 5 годам стали сказываться недостатки речевого развития: Матвей плохо строит предложения, не может объяснить словами то, что он хочет сказать, не желает принимать участие в совместных мероприятиях или как-то проявить себя. Его игры с другими детьми заканчиваются конфликтами и истериками с его стороны. В общем он любознательный мальчик и чаще играет один.

Цель проекта:

Развитие у ребёнка навыков запоминания.

Задачи проекта:

  1. Провести диагностику уровня памяти ребёнка.
  2. Выяснить, чем любит заниматься ребёнок больше всего и использовать это в своей работе.
  3. Составить план мероприятий индивидуальной работы для тренировки памяти и внимания.
  4. Определить формы работы.
  5. Подготовить пособия для индивидуальных игр.
  6. Провести повторную диагностику, чтобы отследить результат.

Обоснование содержания деятельности.

 Для того, чтобы проверить память и внимание ребёнка, уровень развития логического мышления, я провела диагностику:

  1. «Методика 10-ти слов». Стандарт запоминания – 5-6 слов из 10-ти.
  2. Для определения смысловой памяти предлагается логически связанных пять пар слов. Например, ( река- вода, рубль – тысяча, лес – медведь, и тд..)
  3. Ребёнку предлагаются 3-4 картинки, объединённые одним сюжетом. Он должен разложить их в порядке действия.

При подборе упражнений  использовала пособие «Развитие логического мышления детей (авторы: Тихомирова Л.Ф. и Басова А.В)

План мероприятий по программе.

месяц

Мероприятие, форма

Цели и задачи

участники

сентябрь

Диагностика

Выявить сформированности памяти, внимания и логического мышления

Воспитатель - ребёнок

Д/и «Зашифруй слово».

Учить соотносить зрительный образ с соответствующими предметами

Заучивание потешки «Тень-тень потетень», пословий и поговорок

Тренировать память

октябрь

Д/и «Волшебное слово»

Усвоение логических связей между предметами.

Воспитатель - ребёнок

Заучивание стихотворения Аксакова К.С. «Лизочек»

Тренировать память

Беседа с родителями

Развитие у ребёнка навыков запоминания

ноябрь

Игра «Теремок»

Учить ребёнка делать выводы и объяснять словесно свои действия

Воспитатель – ребёнок

Воспитатель- родители

Чистоговорка «Пришёл Прокоп, кипит укроп»

Тренировать произношение звуков

Работа с родителями : Предложить побеседовать с ребёнком о том, за что он может себя похвалить.

Повысить самооценку ребёнка, стремление к дальнейшим занятиям

декабрь

Игра «Поезд»

Закреплять умения образовывать существительные с помощью суффиксов –ик, -ищ.

Заучивание стихотворения Тютчев Ф. «Зима»

Тренировать память

Воспитатель - ребёнок

Игра «Не пропусти растение»

Учить ребёнка распознавать растение (деревья, кусты, траву), и во время реагировать на сигнал.

январь

Игра «Путешествие»

Закрепить навыки образования приставочного глагола

Заучивание скороговорки «жил в реке один налим»

Тренировать память и речь

Воспитатель- подгруппа детей

февраль

Участие ребёнка в инсценировке

Укрепить уверенность в своих силах, развивать связную диалогическую и монологическую речь, навыки запоминания и воспроизведения  текста

Воспитатель- группа детей

Игра «Цветик-семицветик»

Соотносить зрительный образ с соответствующими предметами

Воспитатель- подгруппа детей

Март

Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька…»

Упражнять в запоминании.

Родители- ребёнок

Игра «Копилка слов»

Расширять словарный запас, тренировать память

Воспитатель- ребёнок

апрель

Игра «Семья слов»

Закрепить навык образования новых слов.

Ребёнок -воспитатель

Пересказ рассказа «Лисичкин хлеб» по серии картинок

Упражнять в последовательном запоминании и воспроизведении текста, подборе слов.

Игра «Ищи безостановочно»

Учить в течении 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета.

май

«Нарисуй такой же»

 Работа в тетради в клеточку, (предложить нарисовать рисунок  по клеточкам, который запомнил.

Воспитатель-ребёнок

«Найди отличия»

Предлагаются картинки и найти быстрее отличия

Диагностика

Выявить сформированности памяти, внимания

В конце года я планирую повторную диагностику, используя те же критерии. Результаты моей работы с ФИ ребёнка я смогу проследить в течении года на занятиях и в процессе игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ

Программа индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ...

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...

Программа индивидуальной работы педагога с ребенком в дошкольном образовательном учреждении

Сожержание данной программы индивидуальной работы педагога с ребенком в ДОУ: актуальность, цель, задачи, содержание деятельности по программе, план мероприятий, предполагаемый результат и способы диаг...

Проект программы индивидуального развития с ребёнком дошкольного возраста. Тема проекта: «Готовим руку к письму ».

Проект программы индивидуального  развтия с ребёнкомдошкольного возраста....

Программа индивидуальной работы с детьми с ЗПР

Программа индивидуальной работы с детьми с ЗПР...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников

  ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...