Проект программы индивидуальной работы с ребёнком "Развитие навыков запоминания"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Данная программа является актуальной для тех воспитателей и родителей, у детей которых недостаточно развиты навыки запоминания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmy_individualnoy_raboty_razvitie_navykov_zapominaniya.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Завражный детский сад Кадыйского муниципального района Костромской области
Проект программы индивидуальной работы с ребёнком «Развитие навыков запоминания»
Автор: Векшина С.Н.
Актуальность программы.
В последнее время всё чаще приходится слышать о дифференцированном подходе к воспитанию и обучению ребёнка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми – одно удовольствие: им всё интересно, у них всё получается, они вежливы, способны и очень милы. Но не каждый ребёнок подходит под эту категорию, и воспитателю часто приходится использовать свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к детям. Данная программа является актуальной для тех воспитателей и родителей, у детей которых недостаточно развиты навыки запоминания. Многие специалисты уверены, что нет плохой памяти, а есть лишь отсутствие нужных навыков запоминания. В разных возрастных группах детского сада есть дети, которые плохо запоминают стихи, с трудом согласовывают слова в предложении, у них имеются проблемы с нарушением внимания, памяти, логического мышления. Подобные сложности можно преодолеть, активно занимаясь с ребёнком, направляя его деятельность в нужное русло, повышая его самооценку. Делать это лучше всего с помощью интересных для ребёнка видов деятельности. Конечно же, самой интересной деятельностью для него является игра. Наблюдая за детьми и анализируя результаты диагностики в конце учебного года и в начале учебного года я выделила 3 человек из 12-ти с вмдимыми нарушениями памяти. Эти дети с трудом формулируют в речи свои мысли, тяжело им даются и логические операции. Но пристального внимания требует Матвей Шишкин. На мой взгляд, он особо нуждается в индивидуальных занятиях.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБНКА.
ФИ ребёнка, мальчик 5 лет. Поступил в младшую группу в возрасте 1год 8 месяцев. В 2-3 года у Матвея не были сформированы навыки к обучению, поэтому он не проявлял интереса к организованным занятиям с детьми всей группы, у него недостаточно развиты навыки самообслуживания. Речь не развита, это мешало в общении со сверстниками. Его не интересовали игры, это ограничивалось бегом и криком. На занятиях ведёт себя неадекватно, в любой момент может встать и уйти. У ребёнка нарушена психика. В период с 4 до 5 лет у ребёнка была задержка речевого развития. В возрасте 5 лет он только начал разговаривать полными предложениями. Поэтому из-за задержки речевого развития у ребёнка нарушен навык запоминания. Это проявляется в его поведении. Занятий в детском саду недостаточно. Необходимо развитие ребёнка в семье. Но мама Матвея не могла уделять ему много внимания, т.к. семья не полная, нет папы, живут с бабушкой, и в семье появился второй ребёнок. Воспитанием Матвея занимается бабушка. В связи с тем, что дома мало занимаются развитием и воспитанием ребёнка, к 5 годам стали сказываться недостатки речевого развития: Матвей плохо строит предложения, не может объяснить словами то, что он хочет сказать, не желает принимать участие в совместных мероприятиях или как-то проявить себя. Его игры с другими детьми заканчиваются конфликтами и истериками с его стороны. В общем он любознательный мальчик и чаще играет один.
Цель проекта:
Развитие у ребёнка навыков запоминания.
Задачи проекта:
- Провести диагностику уровня памяти ребёнка.
- Выяснить, чем любит заниматься ребёнок больше всего и использовать это в своей работе.
- Составить план мероприятий индивидуальной работы для тренировки памяти и внимания.
- Определить формы работы.
- Подготовить пособия для индивидуальных игр.
- Провести повторную диагностику, чтобы отследить результат.
Обоснование содержания деятельности.
Для того, чтобы проверить память и внимание ребёнка, уровень развития логического мышления, я провела диагностику:
- «Методика 10-ти слов». Стандарт запоминания – 5-6 слов из 10-ти.
- Для определения смысловой памяти предлагается логически связанных пять пар слов. Например, ( река- вода, рубль – тысяча, лес – медведь, и тд..)
- Ребёнку предлагаются 3-4 картинки, объединённые одним сюжетом. Он должен разложить их в порядке действия.
При подборе упражнений использовала пособие «Развитие логического мышления детей (авторы: Тихомирова Л.Ф. и Басова А.В)
План мероприятий по программе.
месяц | Мероприятие, форма | Цели и задачи | участники |
сентябрь | Диагностика | Выявить сформированности памяти, внимания и логического мышления | Воспитатель - ребёнок |
Д/и «Зашифруй слово». | Учить соотносить зрительный образ с соответствующими предметами | ||
Заучивание потешки «Тень-тень потетень», пословий и поговорок | Тренировать память | ||
октябрь | Д/и «Волшебное слово» | Усвоение логических связей между предметами. | Воспитатель - ребёнок |
Заучивание стихотворения Аксакова К.С. «Лизочек» | Тренировать память | ||
Беседа с родителями | Развитие у ребёнка навыков запоминания | ||
ноябрь | Игра «Теремок» | Учить ребёнка делать выводы и объяснять словесно свои действия | Воспитатель – ребёнок Воспитатель- родители |
Чистоговорка «Пришёл Прокоп, кипит укроп» | Тренировать произношение звуков | ||
Работа с родителями : Предложить побеседовать с ребёнком о том, за что он может себя похвалить. | Повысить самооценку ребёнка, стремление к дальнейшим занятиям | ||
декабрь | Игра «Поезд» | Закреплять умения образовывать существительные с помощью суффиксов –ик, -ищ. | |
Заучивание стихотворения Тютчев Ф. «Зима» | Тренировать память | Воспитатель - ребёнок | |
Игра «Не пропусти растение» | Учить ребёнка распознавать растение (деревья, кусты, траву), и во время реагировать на сигнал. | ||
январь | Игра «Путешествие» | Закрепить навыки образования приставочного глагола | |
Заучивание скороговорки «жил в реке один налим» | Тренировать память и речь | Воспитатель- подгруппа детей | |
февраль | Участие ребёнка в инсценировке | Укрепить уверенность в своих силах, развивать связную диалогическую и монологическую речь, навыки запоминания и воспроизведения текста | Воспитатель- группа детей |
Игра «Цветик-семицветик» | Соотносить зрительный образ с соответствующими предметами | Воспитатель- подгруппа детей | |
Март | Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька…» | Упражнять в запоминании. | Родители- ребёнок |
Игра «Копилка слов» | Расширять словарный запас, тренировать память | Воспитатель- ребёнок | |
апрель | Игра «Семья слов» | Закрепить навык образования новых слов. | Ребёнок -воспитатель |
Пересказ рассказа «Лисичкин хлеб» по серии картинок | Упражнять в последовательном запоминании и воспроизведении текста, подборе слов. | ||
Игра «Ищи безостановочно» | Учить в течении 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. | ||
май | «Нарисуй такой же» | Работа в тетради в клеточку, (предложить нарисовать рисунок по клеточкам, который запомнил. | Воспитатель-ребёнок |
«Найди отличия» | Предлагаются картинки и найти быстрее отличия | ||
Диагностика | Выявить сформированности памяти, внимания |
В конце года я планирую повторную диагностику, используя те же критерии. Результаты моей работы с ФИ ребёнка я смогу проследить в течении года на занятиях и в процессе игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ
Программа индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ...
Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей
Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...
Программа индивидуальной работы педагога с ребенком в дошкольном образовательном учреждении
Сожержание данной программы индивидуальной работы педагога с ребенком в ДОУ: актуальность, цель, задачи, содержание деятельности по программе, план мероприятий, предполагаемый результат и способы диаг...
Проект программы индивидуального развития с ребёнком дошкольного возраста. Тема проекта: «Готовим руку к письму ».
Проект программы индивидуального развтия с ребёнкомдошкольного возраста....
Программа индивидуальной работы с детьми с ЗПР
Программа индивидуальной работы с детьми с ЗПР...
Программа индивидуальной работы с детьми с выраженной музыкальностью
Программа по ритмике с одаренными детьми...
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников
ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...