Проект индивидуальной работы с ребёнком "Развитие восприятия цвета посредством игровой деятельности"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Векшина Светлана Николаевна

Опыт работы показывает, что восприятие  детей носит неполный, неточный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, величина и др.).Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, это цвет. Значение цветового восприятия в жизни ребёнка очень велико, так, как оно создаёт фундамент для развития мышления, развития речи, внимания, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_individualnoy_raboty.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное    учреждение    Завражный детский сад Кадыйского муниципального района Костромской области

Проект программы индивидуальной работы с ребёнком

«Развитие восприятия цвета посредством игровой деятельности».

                                                                           Автор: Векшина С.Н.

                                                     

                                                         

Актуальность программы.

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребёнка. Одно из главных мест занимает сенсорное развитие. Сенсорное развитие  ребёнка – это – развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте очень велико. Это накопление представлений об окружающем мире, совершенствование деятельности органов чувств. С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так, как полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения в детском саду и школе, но и для многих видов деятельности. Сенсорному развитию уделяется много внимания, так как это позволяет научить воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования учёных показывают, что восприятие  детей носит неполный, неточный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, величина и др.).Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, это цвет. Значение цветового восприятия в жизни ребёнка очень велико, так, как оно создаёт фундамент для развития мышления, развития речи, внимания, воображения. Это свойство не может быть выделено практическим путём проб и ошибок, цвет нужно обязательно увидеть. Дети младшего дошкольного возраста особо нуждаются в развитии цветового восприятия, так, как различие и  запоминание названий цвета протекает медленно.  Необходимо уделить больше внимания созданию условий для развития цветовосприятия.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества. Поэтому главной целью я выбрала – развитие восприятия цвета  у ребёнка посредством игровой деятельности.

 

Психолого-педагогический портрет ребёнка.

ФИ ребёнка  - мальчик 4 года.(28.02.2008г).Группа здоровья вторая. На учёте у психоневролога и др. специалистов не стоит. Часто болеет простудными заболеваниями.

Семья мальчика многодетная, состоит из 8 человек. Мама (35 лет) работает почтальоном, папа (40 лет) работает водителем у частника .Есть брат близнец (4 года), сестра( 6 лет), ещё 3 брата учатся в школе. Семья не конфликтная, доброжелательная.

Мальчик поступил в ДОУ в 2,5 года, вместе со своим братом-близнецом. Адаптация ребёнка в группе была удовлетворительная. В целом это спокойный, не конфликтный, добрый ребёнок. Самостоятельно не может организовать свою деятельность, не в состоянии занять себя игрой, только по инициативе взрослого, под его руководством. Играет в основном один, игры соответствуют возрасту.

На занятиях ведёт себя пассивно. Если что-то не получается или не нравится, может проявить упрямство. Очень любит, когда с ним занимаются взрослые.

Мальчик физически развит. При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, координация движений слабо развита. Также недостаточно развита мелкая моторика рук и пальцев. Ведущая рука -правая.

 Программу на занятиях усваивает удовлетворительно. Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Внимание не достаточно устойчивое, у мальчика наблюдается рассеянность. Память хорошо развита, быстро запоминает стихи, сказки. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление высоко сформировано. Быстро может собрать пазлы, разрезные картинки, хорошо конструирует по образцу. У ребёнка наблюдаются комплексные нарушения восприятия цвета, формы, величины.  Почему то очень трудно даётся запоминание цвета. При показе предмета определённого цвета, он называет другой цвет. Но знает назначение цвета. Например, трава зелёная, солнышко жёлтое. Не сформированы обобщённые понятия. Воображение слабо развито. У мальчика была задержка речевого развития. Сейчас, на данный момент ,речь плохо развита, невнятная, грамматически неправильная, имеются  трудности в звукопроизношении. Может пересказать прочитанную ему сказку или не большой рассказ, но отмечается нарушение смысла. Описательный рассказ составляет только с помощью воспитателя, по вопросам. Из-за плохой речи мальчик не очень общительный, но любознательный, любит задавать вопросы, переспрашивать. Очень нравится, когда взрослые дают какое-нибудь поручение, с удовольствием его выполняет. По отношению к сверстникам проявляет чувство симпатии, заботу, помощь.

Уровень самостоятельности не сформирован. У ребёнка наблюдается лень. Не хочет самостоятельно одеваться, раздеваться, прибирать после себя игрушки.

Ориентировка в пространстве и времени недостаточно сформирована. Любимое занятие – настольные игры, особенно любит собирать пазлы.

Для преодоления трудностей у ребёнка необходимо формировать пространственно-временные представления. Продолжать работу по развитию психических процессов, особенно восприятия. Необходимо организовать работу, направленную на формирование обобщающих понятий. Для развития правильного произношения необходима помощь логопеда. Из-за нарушения восприятия цвета, формы, величины, у мальчика наблюдается отставание  от своих сверстников в познании окружающего мира.

 Поэтому, я считаю, что проблема нарушения восприятия цвета у ребёнка очень серьёзная. Необходимо уделить больше внимания созданию определённых условий для развития восприятия цвета.

Цель программы:

Создать условия для развития восприятия цвета у ребёнка 4 лет, посредством игровой деятельности.

Задачи проекта :

  1. Проанализировать методическую литературу по теме. Подобрать игровой  дидактический материал, игры, пособия.
  2. Провести диагностику уровня восприятия цвета.
  3. Выяснить, чем больше всего ребёнок любит заниматься, и использовать это в своей работе.
  4. Составить и организовать план мероприятий по развитию восприятия цвета.
  5. Создать условия для закрепления знаний в процессе игровой деятельности.
  6. Провести повторную диагностику, чтобы определить результаты.
  7. Обеспечить дальнейшую работу по развитию восприятия.

Обоснование содержания деятельности:

Для того, чтобы проверить уровень  восприятие у ребёнка , необходимо провести диагностику. Проведение экспериментов:

  1. Выбор цвета по предложенному образцу.
  2. Выбор цвета по названию его  взрослым.
  3. Умение самостоятельно называть цвет.

Создание коррекционно-развивающей среды в группе и в игровом уголке. Подготовить игры для развития цветовосприятия, приобрести новые, изготовить своими руками.

Использование  игр в совместной деятельности (дидактические, настольно-печатные, подвижные).   В играх ребёнок  знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учится различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его

Создаю условия для развития восприятия в учебной деятельности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. В работе использую различные упражнения на классификацию, сравнение, обобщение , сериацию.

. Раскладывая мозаику, ребенок учитывает не только разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Формирование чувства цвета на специально организованных занятиях является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире..

В рисовании использую карандаши, краски. Важное место в методике обучения младшего возраста  должен занимать приём сопряженных (совместных) действий взрослого и ребёнка – их сотрудничество. Например, на большом листе бумаги рисую солнышко, а ребёнку предлагаю нарисовать – синие облака вокруг него. Или же даю  лист бумаги с наклеенным силуэтом котёнка и предлагаю нарисовать клубочки. Овладевая эталонной системой свойств и признаков предметов (в том числе и общепринятыми эталонами цвета), ребёнок  учится  соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в своем рисунке.

Конструирование помогает накапливать у ребёнка  определённый сенсорный опыт: ориентироваться не только в форме и величине предметов, но и в цвете. Показывая  образец постройки, обязательно обращаю внимание на его цвет, а так же на то, как с помощью цвета можно изменить предмет, учу  использовать цвет как элемент украшения. Например, говорю: «Зеленый домик становится намного красивее, если у него красная крыша».

Наглядные методы и приёмы: показ предмета, показ образца, показ картины, показ способа действия, наблюдение, рассматривание предмета, наложение объектов, вложение объектов, приложение объектов, сравнение объектов, эталоны цвета.

Словесные методы и приемы: использование художественного слова,  мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия для опредмечивания цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.

Практические и игровые методы и приёмы: неожиданное появление игрушки, элементы сюрпризности, обследование предмета, совместные действия,  игры, упражнения, гимнастики, призы, поощрения.

                  План мероприятий по программе.

месяц

Мероприятие, форма

Задачи мероприятия

участники

Сентябрь

Диагностика

Выявить у ребёнка сформированность восприятия цвета.

Воспитатель, ребёнок.

Октябрь

Дидактические игры : «Найди такой же по цвету», «Собери бусы по цвету», «Найди серединку от цветка».

Рисование «Осенние листья».

Развивать восприятие красного , жёлтого цвета. Учить находить красный и жёлтый цвет среди других.

Учить рисовать листья дерева красного и жёлтого цвета, развивать восприятие цвета с помощью красок.

Воспитатель - ребёнок

Ноябрь

Задание : Выбор нескольких предметов по цвету, «Какая из фигур лишняя?», «Раздели на 2 группы по цвету и по величине», «Построй ряд из одного цвета».

Дидактические игры: «Друзья синего и зелёного цвета», «Собери цветы синего цвета», «Посади бабочку на цветок». «Выложи дорожку синего цвета», «Найди игрушки зелёного цвета».

Подвижные игры: «Кто увидит первый», Принеси флажок синего, зелёного цвета».

Рисование «Синее море».

Аппликация «Красивый коврик»

Развитие восприятия зелёного и синего цвета. Учить находить цвета среди других.

Упражнять в нахождении синего и зелёного цвета, учить находить эти цвета среди других.

Закреплять знания о синем и зелёном цвете.

Закреплять знания о синем цвете.

Учить составлять узор из геометрических фигур зелёного цвета.

Воспитатель –ребёнок

Воспитатель –подгруппа детей

Декабрь

«Подбери мяч по цвету отверстия», «Подбери по цвету фигуру и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Спрячь все синие игрушки в домик».

Игры с мозаикой: «Курочка и цыплята», «Сугроб», «Домики и флажки», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами».

Дидактические игры: «Найди предмет чёрного цвета», «Найди такой же».

Рисование «Чёрные колёса».

 

Упражнять в подборе фигур, предметов по цвету.

Развивать мелкую моторику рук; упражнять в назывании и нахождении  белого цвета среди других.

Упражнять в назывании чёрного цвета, учить выделять цвет среди других.

Закреплять умения находить самостоятельно цвет, среди других.

Воспитатель -ребёнок

Январь

Строительные игры.

Упражнения для закрепления основных цветов: «Выбери предметы одного цвета», «Назови каким цветом игрушка», «Подбери цветочку серединку», «Закрась предмет», «Волшебное поле».

Закреплять знания об основных цветах.

Учить находить и правильно называть цвет по слову воспитателя. Закрепление знаний об основных цветах.

Воспитатель -ребёнок

Февраль

«Выбери пару», «Что пропало?», »Найди такой же», «Радуга», «Весёлые колпачки»

Конструирование «Построим башню»

Учить соотносить цвет с предметом, находить предмет по слову воспитателя.

Учить сооружать постройку определённого цвета.

Воспитатель -ребёнок

Март

Аппликация «Подари зайке морковку».

Дидактические игры: «Найди такой же», «Подбери по цвету», «Узнай какого цвета предмет».

«Нарисуй облака», «Какой это цвет»,

Познакомить с оранжевым цветом.

Познакомить с голубым цветом.

Упражнять в знании голубого цвета.

Воспитатель -ребёнок

Апрель

Подвижные игры: «Беги ко мне», «Возьми флажок», «Найди флажок», «Мяч в ворота», «Кто увидит первый», «Собираем шарики».

Дидактические игры: «Поможем петрушке найти потерявшиеся цвета»

Упражнять в нахождении определённого  цвета.

Закреплять умение называть и соотносить определённые цвета.

Воспитатель -ребёнок

Май

«Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета), «Построй ряд» (по эталону цвета), «Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета-оппоненты), «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).

Упражнять в знаниях о цвете.

Воспитатель -ребёнок

Июнь

Дидактические игры: «Разноцветные колечки,» «Цветные коврики», «Спрячь фигуры под зонтики»

Закреплять знания о цвете.

Воспитатель -ребёнок

Июль

Подвижные игры: «Мяч в ворота», «Кто увидит первый», «Собираем шарики».

Развивать зрительное восприятие, учить находить по образцу.

Воспитатель -ребёнок

август

«Подбери по цвету». «Какой цвет тебе больше всего нравится». «Расскажи какого цвета не хватает». «Подбери к шарам нитку».

Закреплять умения самостоятельно находить и называть цвета.

Воспитатель -ребёнок

Предполагаемые результаты и способы отслеживания результатов.

Критерии результативности программы

Показатели к критериям

Способ отслеживания показателей

Выбор цвета по наглядному образцу

Умеет выбрать цвет по наглядному образцу

Правильно выбирает цвет по наглядному образцу

Выбор цвета при названии его взрослым

Выбирает цвет при названии его взрослым

Правильно называет цвет по называнию взрослого

Умение самостоятельно называть цвет

Самостоятельно называет и различает цвет

Умеет сам назвать и выбрать цвета

Материально-техническое обеспечение.

Материалы и оборудование:

Дидактические игры:  «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару».

Игры с мозаикой: «Курочка и цыплята», «Сугроб», «Домики и флажки», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами».

Шаробросы и вкладыши: «Подбери мяч по цвету отверстия», «Подбери по цвету фигуру и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Спрячь все синие игрушки в домик».

Игры с куклами: «Подбери брюки к курточке», «Разложи кукол в кроватки», «Подари куклам платочки», «Подари куклам шарфики» ,«Подари куклам бантики», «Магазин».

Коррекционные игры (по Л. Григорьевой): «Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета), «Построй ряд» (по эталону цвета), «Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета-оппоненты), «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).

Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом», «Найди свой цвет», «Принеси предмет», «Беги ко мне», «Летите голуби», «Возьми флажок», «Бегите к флажку», «Найди флажок», «Мяч в ворота», «Кто увидит первый», «Собираем шарики».

Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы 4-х основных цветов (настольные); пластмассовый строитель 4-х основных цветов (настольный); напольный строитель.

Краски, раскраски, карандаши, фломастеры, цветная бумага. Предметные игрушки, пирамидки, настольно-печатные игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Речевое развитие детей дошкольного возраста, посредством игровой деятельности".

Тема самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста".Цель самообразования: Обогатить знания по теме самообразования, осуществить целенаправленную работу по развитию речи дошко...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия в процессе игровой деятельности

На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуются навыки речевой коммуникации. Проведение этой работы способствуют формированию нав...

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности.

           Актуальным в дошкольном образовании является  система непрерывного  и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного ...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...