Комплекс занятий по теме: "Мнемотехника, основанная на актуализации чувственного опыта"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Комплекс занятий по теме:
«Мнемотехника, основанная на
актуализации
чувственного опыта»
Педагог-психолог
Андреева Л.Л.
ГОУ Д/С №1020
Занятие №1
Предшествует обучающим. Подводит к выводу о том, что трудно запомнить большое количество слов по порядку, без специальных способов запоминания.
Детям предлагается запомнить 10 слов по порядку:
- лист
- море
- дом
- костер
- телевизор
- кольцо
- шмель
- яблоко
- зеркало
- бант
Дети припоминают слова по порядку. Обычно все слова по порядку не запоминаются (либо забываются какие-то слова, либо нарушается порядок слов, либо дети запоминают их совместными усилиями). Делается вывод о том, что одному человеку трудно запомнить большое количество слов по порядку. Задается вопрос: «А вам бы хотелось научиться запоминать большое количество слов?»; «А зачем нужно иметь хорошую память?»
Далее детям предлагается познакомиться со способами, которые помогают запомнить большое количество информации.
Вам никогда не приходило в голову, что слово можно «увидеть»? Как? (варианты детей) Вот, к примеру, слово шмель. Шмеля можно увидеть в своем воображении. Сядьте поудобнее, закройте глаза и попытайтесь представить себе живого шмеля. Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить его так ясно, как будто видите на самом деле. Может быть, сразу это и не получится, нужно постараться. Этого шмеля можно увидеть по-разному.
Ты думаешь о шмеле, стараешься его представить, но не видишь его четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы шмель, а может, и нет.
Можешь увидеть его как на фотографии или на картинке.
А можно увидеть шмеля в своем воображении живым. Он летает, садится на цветы.
Открыли глаза. А каким вы видели шмеля? (ответы детей)
Ответы делятся на группы:
- ничего не увидел;
- увидел как какое-то пятно, похожее на елку;
- увидел как на картинке или на фотографии;
- увидел как настоящую.
По аналогии со шмелем представляем елку.
Занятие №2
Припоминание что делали на предыдущем занятии, с каким способом запоминания познакомились, какие слова «видели».
А сегодня попробуем запомнить больше слов.
После запоминания каждого слова детям предлагается самостоятельно отметить в таблице как, каким способом смог увидеть.
Слова для запоминания: бабочка, озеро, дерево, лестница, облако, лес, дом.
Припоминание слов.
Занятие №3
Припоминание слов с предыдущего занятия.
Слова можно не только «увидеть», их можно еще и «услышать». Вспомните шмеля… Его можно и видеть, и слышать. Как можно услышать шмеля? (ответы детей)
Постарайтесь услышать слова:
- колокольчик
- машина
- ваза
После каждого представления дети рассказывают, каким образом смогли услышать.
Слова еще можно потрогать в своем воображении. Например, слово подушка. Закройте глаза, представьте подушку, постарайтесь ее потрогать. Какая она на ощупь?
Постарайтесь представить, что вы трогаете:
- колесо
- стакан
- шарф
После высказываний детей об ощущениях припоминаются все слова, которые запоминали на занятии («слышали», «трогали»).
Занятие №4
Припоминание слов с предыдущего занятия, способа, с помощью которого запоминали.
Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус. Закрываем глаза, представляем лимон. Попробуйте его на вкус. Кисло, правда? А теперь попробуйте понюхать розу. Как она пахнет?
Пахнет даже книга. Давайте проверим. Закройте глаза. Детям предлагается понюхать книгу (новую, с запахом типографской краски). Чем пахнет книга?
Далее предлагается понюхать или попробовать на вкус слова:
- соленый огурец
- печенье
- лес
- дождь.
Припоминание всех запоминаемых слов на занятии.
Занятие №5
Припоминание всех слов, которые видели, слышали, трогали, нюхали, пробовали на вкус.
Занятие №6
Припоминание способов, которые помогали лучше запоминать слова.
На самом деле одно и то же слово можно и увидеть, и услышать, и потрогать, и понюхать, и попробовать на вкус. Например, слово апельсин.
Его легко увидеть – он такой яркий, оранжевый…
Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус…
А теперь представьте, что вы трогаете апельсин. Вы вынимаете его из холодильника. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками…
Если очень захочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить, как он скатывается со стола и шлепается об пол.… А некоторые дети считают, что у апельсина есть свой собственный звук, но каждый из них слышит этот звук по-своему. Кто-то при слове апельсин слышит высокий мелодичный звук, как у флейты.
Послушайте другие слова и попытайтесь представить их так же, как слово апельсин. Но учтите, что необязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое – только видеть, третье – видеть, трогать, чувствовать его вкус и запах.
Запоминаем слова:
- мяч
- лев
- орех
- букет
- ножницы
- вишня
- картошка
- снег
После каждого слова проходит обсуждение, что было легче увидеть, потрогать, услышать, понюхать, попробовать на вкус. Что было труднее, что невозможно сделать.
В конце дети рисуют слова, которые запоминали.
Занятие №7
Вы уже знаете, что слово можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать его вкус и запах. Это помогает нам запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их по порядку, нужно представить себе, что слова - это персонажи какой-то истории.
Посмотрите, как это делает девочка Вика. Запоминайте слова вместе с ней. Вот слова, которые нужно запомнить:
- верблюд
- журнал
- ветер
- гвоздика
- ночь
- шляпа.
Вика представляет себе маленький фильм, в котором участвуют слова-образы. Закройте глаза и постарайтесь увидеть фильм, и услышать слова которые нужно запомнить Вике.
«…Я вижу, как по пустыне идет верблюд. Он находит журнал и начинает его рассматривать. Ветер переворачивает страницу, а там нарисована большая красная гвоздика.
Я вижу, как начинает быстро темнеть и наступает ночь. Верблюд укладывается спать, и ему снится шляпа».
Когда Вике нужно вспомнить слова, она закрывает глаза и просматривает этот фильм еще раз, стараясь представить его так ясно, как будто видит это на самом деле. Слова вспоминаются по порядку сами собой.
Детям предлагается вспомнить слова, участвующие в фильме по порядку. При необходимости припомнить кадры из фильма.
Занятие №8
Припоминание слов, которые запоминали при помощи фильма на прошлом занятии.
На этом занятии мы попробуем запомнить новые слова при помощи фильма, который придумаем сами. Слова для запоминания:
- цирк
- ракушка
- фонтан
- груша
- принцесса
- автобус.
Начнем вместе.
«Мы сидим в цирке. На арене лежит большая морская ракушка. Вдруг из нее начинает бить фонтан…»
Дальше предложения детей по продолжению фильма. После придумывания окончания, детям предлагается просмотреть его в своем воображении. (Дети закрывают глаза, и им зачитывается придуманный совместно фильм)
Дети припоминают все слова по порядку.
Занятие №9
Припоминание слов с предыдущего занятия.
Запоминание новых слов при помощи придумывания собственного фильма каждым ребенком. Зачитываются слова, которые необходимо запомнить. Дети закрывают глаза и им медленно еще раз зачитываются слова, с которыми каждый придумывает свой фильм. Слова для запоминания:
- журавль
- портфель
- конфета
- бант
- окно
- лодка.
Каждый желающий ребенок рассказывает свой фильм или предлагается его нарисовать.
Занятие №10
Припоминание слов с предыдущего занятия.
Для того чтобы запомнить много слов, надо придумать и увидеть большой и интересный фильм. Чем интереснее будет фильм, тем легче будет запомнить слова. Мы можем даже сами стать героями этого фильма. Послушайте, как это делает Вика, и постарайтесь запоминать вместе с ней.
Слова для запоминания:
- книга
- цыпленок
- занавеска
- картон
- сирень
- гном
- свисток
- сквозняк
- комната
- песок
- ведро
- очки
- город
- воздушный шар.
Вика обычно представляет себе фильм, в котором участвуют слова-образы и она сама.
«…Я открываю книгу, а она, оказывается, волшебная, и из нее выскакивает маленький желтый цыпленок. Я бегу за ним, а он прячется за занавеской. Я хочу ее отодвинуть, дотрагиваюсь рукой и чувствую, что она твердая – да это же картон, занавеска картонная! А вместо цыпленка на подоконнике сирень. Как хорошо пахнет!..
…Я наклоняюсь, чтобы получше понюхать, и вижу, что среди веток сидит крошечный гном. Он подмигивает мне, достает из кармана свисток и пронзительно свистит.
От этого свистка поднимается сквозняк. Я невольно зажмуриваюсь, а когда открываю глаза – уже никого нет, я стою в пустой комнате…
…Я начинаю оглядываться, делаю несколько шагов и чувствую, что у меня под ногами песок. Откуда он? Да вот же ведро, из которого он высыпался, - оно упало и лежит на боку. Ой, в нем еще что-то! Это очки. Я достаю их, очищаю от песка, надеваю и тут же понимаю, что они тоже волшебные.
Через них я вижу большой сказочный город, над которым летит разноцветный воздушный шар. Я сама лечу над городом. Дух захватывает!..
Припоминание слов по порядку.
Занятие №11
Припоминание слов с предыдущего занятия.
Придумывание собственного фильма и запоминание новых слов по порядку. Слова:
жираф, ковер, бумага, пластинка, гимнаст, шкаф, сметана, платье, пирожок, карандаш, муха.
Каждый ребенок рассказывает придуманный фильм и припоминает слова для запоминания.
Занятие №12
Итоговое. Индивидуальная диагностическое исследование произвольной памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности"
Вторая младшая группа...
«Накопление эмоционально-чувственного опыта детей при проведении театрализованных представлений в ДОУ»
Цель моей презентации: развитие творческих способностей детей через театральную деятельность....
Обогащение чувственного опыта детей посредством дидактических игр и упражнений
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Сенсорное воспитание, направленное на фо...
Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания
Игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста....
дидактические игры и пособия для развития чувственного опыта детей раннего возраста
В настоящее время на прилавках магазинов не всегда удается приобрести дидактический материал, отвечающий педагогическим задачам сенсорного и чувственного развития детей дошкольного возраста. В связи с...
Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.
В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....
Развитие сенсорных процессов и обогащение чувственного опыта у дошкольников на музыкальных занятиях
выступление из опыта работы...
- Мне нравится (1)