Эмоцональное благополучие детей с ОВЗ в условиях ДОУ
презентация по коррекционной педагогике на тему
В данной презентации раскрываются такие понятия как: "базовые потребности человека; факторы влияющие на эмоциональное благополучие дошкольника с ОВЗ; актуальными изменениями в работе педагогов, связанными с внедрением ФГОС ДОУ и построению индивидуальной траектории развития ребенка с ОВЗ в рамках реализации рекомендаций ЦПМПК".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек .
Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. Задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. 1.3. В Стандарте учитываются:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия 5 ; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров .
Основная задача дошкольного учреждения: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН НЕ ВОРУЕТ НЕ ГРУБИТ СПОСОБЕН ПРЕОДОЛЕВАТЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ СЛУШАЕТ ДРУГИХ РАЗГОВОРЧИВ НЕПОСРЕДСТВЕНЕН УЛЫБЧИВ НЕ ДРАЧЛИВ ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ ЮМОРА НЕ КРИКЛИВ НЕ ОБИЖАЕТ ДРУГИХ
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте. Г.Г.Филипова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья. Компоненты эмоционального благополучия: эмоция удовольствия как содержание преимущественного фона настроения; переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта; переживание успеха в достижении целей; переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.
Эмоциональное благополучие зависит от многих причин (А.Д.Кошелева): Состояния здоровья ребенка в период посещения детского сада; Особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении; Особенностей взаимодействия с детьми группы, которую он посещает; Эмоциональной обстановки и уклада жизни в детском саду в целом; Обстановки в семье ребенка.
Источники угрозы психологической безопасности Внешние Физические: Неблагоприятные погодные условия; Сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе; Скудность питания, плохая организация; Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений (режим проветривания); Враждебность окружающей ребенка среды. Социальные: Манипулирование детьми; Межличностные отношения между детьми; Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки; Преобладание авторитарного стиля; Отсутствие понятных, доступных ребенку правил. Внутренние Привычки негативного поведения как следствие неадекватного воспитания; Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности ; Отсутствие автономности; Индивидуально-личностные особенности ребенка негативного характера; Патология физического развития (нарушение зрения, слуха и т.п.).
Толкование термина « здоровьe » Всемирной организацией здравоохранения: " Здоровье – это не только отсутствие болезней, оно представляет собой полное физическое, душевное и социальное благополучие». Здоровье – это комплексная категория, это понятие имеет три составляющие: • физическое , • психическое, • социальное .
Пирамида потребностей по А.Маслоу
Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу ) - потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта , а это обеспечивает : • доверительное и активное отношение к миру, • формирует высокую самооценку, • самоконтроль; • ориентацию на жизненный успех. эмоциональное неблагополучие, может проявиться в: • расторможенности, агрессии; • подавленности; • в страхах; • обидах; • изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми , взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
Ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение Положение ребенка в группе сверстников , характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта
ТРИ ГРУППЫ ФАКТОРОВ влияющих на гармонию семейных отношений, от которой в прямую зависит психоэмоциональное состояние ребенка
Выделяются следующие особенности семей, имеющих детей с патологией: Нарушается взаимодействие с социумом Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские Возможно нарушение репродуктивного поведения Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских отношений в целом Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией.
Реакция родителей на появление ребенка с патологией Состояние шока, растерянности, иногда страха. Негативизм, отрицание поставленного диагноза. Принятие диагноза и связанная с этим депрессия. Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам.
В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.
Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и педагогом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым.
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка с ОВЗ, со стороны педагога личностные качества педагогов; профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); нарушения педагогической рефлексии; отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком с ОВЗ; низкий уровень развития коммуникативных способностей, прежде всего невербальных форм поведения; не желание (или неспособность) ориентироваться на изменения в современном образовании; авторитарный стиль общения.
Как построить отношения с «особыми» детьми? «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой ) Родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия , на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»: - Понимание; - Принятие; - Признание.
Дети с ОВЗ – неоднородная по составу группа Во-первых, потому что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями; Во-вторых, потому что биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обуславливает возникновение отклонений в его психическом развитии (немота – глухота; нарушение пространственной ориентировки – искаженные представления – слепота). Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные нарушения.
Уровень психического развития ребенка с ОВЗ зависит: - от времени возникновения нарушения, - характера нарушений, - степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, - от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик: - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, - до детей с необратимым тяжелым поражением ЦНС. - от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками - до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе обучения.
Потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения , обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения; формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования ).
Схема деятельности ПМПк Запрос на обследование ребенка на психолого-медико-педагогическом Консилиуме (по согласованию с родителями/ законными представителями) Обследование специалистами ПМПк (индивидуальное) Определение образовательного маршрута и необходимой специализированной помощи Назначение ведущего специалиста (по итогам ПМПк) Реализация рекомендаций ПМПк по коррекционному обучению Групповая коррекционная работа Индивидуальная коррекционная работа Проведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы
Цель психологического сопровождения: Создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия, для его максимального личностного развития и обучения. Работа по сопровождению носит многослойный, многоуровневый характер. Её содержание определяется с учётом специфики и степени трудностей у ребёнка.
Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ: - прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения и воспитания на основе выявленных особенностей развития; - определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребёнком; - реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса
Задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ: - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с учетом диагноза; - организация сотрудничества с родителями по совместному разработанному плану; - сохранение и укрепление физического и психического здоровья; - развитие положительной эмоциональной контактности, коммуникативности , собственной активности детей, их интереса к окружающему; - формирование навыков адекватного поведения и общения со взрослым. Формирование первых контактов между детьми. Привитие первых навыков личной и коллективной организованности; - развитие общей моторики и мелкой моторики (коррекция недостатков двигательной сферы); - развитие навыков самообслуживания; - поэтапное формирование целенаправленной предметной деятельности; - расширение практического опыта детей, объема знаний и представлений об окружающем мире и развитие речи; - формирование игровой деятельности; - развитие эмоционально-эстетических и творческих возможностей средствами искусства.
При изучении ребенка с тяжелым нарушением развития необходимо обратить внимание на следующие стороны его состояния: - сохранность эмоциональной сферы; - правильность восприятия интонаций речи взрослого и дифференцирование близких; - поведение, контакт с окружающими, способы общения (речь, жесты); - состояние двигательной сферы; - игру; - возможность включения в целенаправленную деятельность и уровень развития разных видов деятельности (предметной, изобразительной, конструктивной и др.); - состояние речи (понимание обращенной речи, несложных инструкций, активная речь ); - уровень представлений ребенка о себе и об окружающем мире; - владение, хотя бы частичное, навыками самообслуживания, опрятности; - состояние пространственных и временных ориентировок; - личностные особенности, свойства характера и темперамента, интересы; - состояние восприятия, внимания , памяти, работоспособность, истощаемость.
Пример перспективного планирования коррекционно-развивающего обучения по разделу «Социализация» (первый год обучения) Задачи обучения и воспитания 1 период: откликаться и называть свое имя; откликаться на свою фамилию; узнавать себя в зеркале и на фотографии; показывать части своего тела. 2 период: самостоятельно садиться, сидеть, ложиться (выполнять простые движения); узнавать знакомых; формировать тактильно-эмоциональные способы привязанности; наблюдать за действиями других; эмоционально реагировать на присутствие сверстников и их действия; фиксировать взгляд на лице собеседника; проявлять интерес к игрушкам, предметам и действия с ними; демонстрировать двигательное оживление.
Пример перспективного планирования коррекционно-развивающего обучения по разделу «Социализация» (первый год обучения) 3 период: фиксировать взгляд на движущейся игрушке; выполнять действия с предметом; эмоционально реагировать на окружающих людей, предметы и явления. Показатели развития к концу первого года. Знать: свое имя, фамилию; части своего тела. Уметь: самостоятельно садиться за стол; фиксировать взгляд на движущихся игрушках; проявлять интерес к игрушкам, правильно действовать с ними; правильно выполнять действия с предметом; проявлять эмоции при обращении со взрослыми и сверстниками.
Положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».
В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...
Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни
Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...
Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада
Рекомендации педагогам....
"Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума."
Статья о психологическом благополучии и эмоциональном комфорте детей дошкольного возраста при развитии музыкальности из опыта музыкального руководителя...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Статья о психологическом комфорте ребёнка в семье. Разновидности родительского поведения и воспитания. Приведены примеры того, как ведут себя дети живя в разных психологических условиях внутри с...
Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»
Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...
- Мне нравится (1)