Психологическое сопровождение детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему

Кузнецова Нина Сергеевна

Психологическое сопровождение детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_zpr.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психологического сопровождения детей с ЗПР

 

Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя.

А. Шопенгауэр

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [2; c. 310].

Этиологию нарушения развития исследовали такие ученые как Т. А. Власова, К. С. Лебединская, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и другие. Они установили связь между задержкой психического развития и остаточными состояниями после перенесенных во внутриутробном периоде или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженных органических повреждений ЦНС, а также генетически обусловленную недостаточность головного мозга[3; с. 328].

Под психологической готовностью к обучению подразумевается сформированность определенного уровня знаний и представлений об окружающем мире, сформированность умственных операций, навыков и умений, речевого развития обусловленного владением основами грамматического строя речи, элементами монологической речи, а также развитость познавательной активности и регуляции поведения.

Все эти характеристики у детей с ЗПР развиты очень слабо. Для них характерно следующее:

  1. обедненный словарный запас;
  2. отсутствие интереса к учебной деятельности;
  3. преобладание игровой мотивации;
  4. низкая работоспособность;
  5. быстрая утомляемость;
  6. легкая отвлекаемость [3; с. 329].

В создании условий и возможностей для обучения детей с ЗПР главную роль играет педагог-психолог образовательного учреждения.

Задачей педагога-психолога является психологическое сопровождение детей с ЗПР на всех ступенях обучения.

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей.

Осуществляя сопровождение образовательного процесса педагог-психолог реализует в своей индивидуальной, подгрупповой или групповой работе с педагогическим коллективом и родителями ребенка по вопросам обучения и воспитания детей в образовательном учреждении следующие направления:

  1. профилактическое;
  2. консультативное;
  3. диагностическое;
  4. коррекционное;
  5. просветительское.

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематическое поэтапное наблюдение за динамикой и коррекцией психического развития детей с ЗПР.

Коррекционно-развивающее направление включает в себя развитие эмоционально-личностной сферы, развитие познавательных процессов, а также развитие произвольной регуляции поведения.

Большое значение, в коррекционной работе с детьми ЗПР, имеет развитие мелкой моторики рук, включая лепку, рисование (рисование пальцами), конструирование, игры с мозаикой, пальчиковые игры.

С детьми ЗПР мы проводим игры и упражнения, способствующие развитию тактильной чувствительности, такие как:

  1. крупотерапия (игры с крупами – рис, пшено, горох, гречка) – примером такой игры является д/и «Найди игрушку». В емкости с крупой прячут один или несколько небольших предметов (для детей раннего возраста особенно интересно находить киндер-игрушки);
  2. пальчиковые игры с элементами крупотерапии, например, в емкость насыпают крупу, и ребенок опускает в нее руки и перебирает пальчиками под стишки:

«Мы в ковш насыпали горох и пальцы окунули,

Перебираем мы горох, чтоб пальцы отдохнули!».

  1. игры с ниточками. На бархатной бумаге или кусочках фланели дети выкладывают «дорожки» из ниток разной текстуры, позднее можно усложнить задачу, например, выложить ниточками какой-либо контур;
  2. игры с пуговицами – заполнение контура пуговками разного размера или украшать рисунки, например, д/и «Укрась елочку игрушками»
  3. игры с геометрическими бусами различными по текстуре (деревянные, пластмассовые);
  4. игры с песком (пескотерапия).

Развитие эмоционально-личностной сферы включает гармоничное развитие аффективной сферы ребенка, профилактику и коррекцию возможных агрессивных проявлений, снятие тревожных состояний, создание условий для развития и формирования адекватной самооценки, а также развитие коммуникативных способностей.

Развитие познавательной сферы подразумевает стимуляцию познавательной активности как элемента устойчивой познавательной мотивации, развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

Развитие произвольной регуляции поведения включает в себя формирование определенного комплекса умений, например, умение ставить и удерживать цель деятельности, умение планировать действие, использование самоконтроля на всех ступенях деятельности.

Консультативно-просветительская работа педагога-психолога заключается в оказании своевременной психологической помощи участникам образовательного процесса (родители, педагоги) по вопросам воспитания и обучения детей с ЗПР[1; С. 28-31].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. № 1. – С. 23-31
  2. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2009. – 312 с.
  3. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2003. — 432с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""

В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»

Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...