Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы с детьми по ознакомлению с разными жанрами живописи»
консультация

Анисимова Елена Александровна

Данная консультация предназначена для воспитателей групп дошкольного возраста и раскрывает: основные понятия по теме, значение изобразительного искусства для развития детей дошкольного возраста, особенности воспириятия произведений живописи детьми дошкольного возраста, требования к отбору произведений живописи для детей дошкольного возраста, методику ознакомления детей с разными жанрами живописи, рекомендуемыйсписок произведений живописи по возрастам и список необходимой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Планирование и организация работы с детьми по ознакомлению

с разными жанрами живописи»

План:

  1. Основные понятия по теме
  2. Значение изобразительного искусства для развития ребенка дошкольного возраста
  3. Особенности восприятия произведений живописи детьми дошкольного возраста
  4. Требования к отбору произведений живописи для детей дошкольного возраста
  5. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи
  6. Рекомендуемый список произведений живописи (по возрастам)
  7. Литература

 

  1. Основные понятия по теме

Искусство — художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Восприятие – способность воспринимать явления окружающего мира.

Процесс восприятия включает в себя субъект и объект восприятия.

Образ в изобразительном искусстве — наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи — композиция, цвет, колорит, линия и др.).

Виды и жанры изобразительного искусства:

Изобразительные:

• Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина)

• Графика,

• Скульптура

Неизобразительная:

архитектура

Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное).

Живопись делится на:

Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте (станке). Отсюда и название станковая живопись.

Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).

Выделяют следующие жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, мифологический, религиозный, исторический, батальный, бытовой жанры.

Натюрморт (от фр. nature morte мертвая природа, натура) это жанр живописи, посвящённый изображению различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.).

Пейзаж (от фр. paysage, от pays местность, страна, родина) жанр живописи, изображающий природу, ландшафты, моря, панорамы местности, архитектурные сооружения, городские улочки, мосты.

Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр живописи, цель которого - изображение одного человека или группы людей.

Анималистический жанр - изображение зверей и птиц. Художников, работающих в анималистическом жанре называют анималистами (например, Е. И. Чарушин).

Мифологический (сказочно-былинный) жанр – сказочные, былинные темы, мифы. В сказочном жанре цвет играет огромную роль (например: для отрицательного героя, используются темные, мрачные и холодные цвета; для положительного - светлые, яркие и теплые).

Исторический жанр. Включает в себя мифологические, библейские, былинные времена и события прошлого (например, В. Суриков).

Батальный жанр. Включает в себя темы войн, битв, походов. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

Бытовой жанр - повседневные занятия людей, быт. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён.

  1. Значение изобразительного искусства для развития ребенка дошкольного возраста

        Основная задача воспитания дошкольников - гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности. 
Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Они испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.

На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни. Живопись - означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

3. Особенности восприятия произведений живописи детьми дошкольного возраста

По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. Именно с него лучше всего начинать ознакомление дошкольников с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые.

В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи.

Показать важнейшую особенность искусства можно на произведениях со специальным содержанием. Так, например, маленькие дети не в состоянии понять те произведения живописи, в которых передана борьба добра со злом, но малыши очень рано начинают интересоваться изображениями детей, животных. Их увлекают иллюстрации в книгах, отдельные произведения живописи, скульптуры.

Было установлено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших четырёх лет, вырывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребёнку этого возраста (мать и дитя, их взаимоотношения). Не менее привлекателен для малышей мир книжной графики.

Детей старшего дошкольного возраста уже можно познакомить с основными жанрами живописи и помочь им понять, как художники, используя средства выразительности, передают в художественной поэтической форме своё восприятие мира, своё понимание его.

  1. Требования к отбору произведений живописи для детей дошкольного возраста

Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета – форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

В сюжетной картине должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

В детском саду дошкольников знакомят преимущественно с четырьмя жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.

Произведения для эстетического воспитания детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение мысли, доступные детям.

Требования к отбору картин

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

* актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

* произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

* единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

* колористическое решение (цветовой контраст)

* композиционное решение

* эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Таким образом, детей дошкольного возраста знакомят с разными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, богатые по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные для ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности.

  1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи

Под методами ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства мы будем понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей. Необходимо сразу отметить, что избранные методы должны опираться на традиционные – наглядные, словесные и практические методы и соответствовать характеру познавательной деятельности. Поэтому мы будем говорить об использовании комплексной системы методов.

Знакомство с натюрмортом

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость.

Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенности восприятия натюрморта детьми 3-7 лет

Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста.

Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений.

На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.

Виды натюрмортов. Принципы отбора натюрмортов для детей разных возрастных групп.

Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. На картине может быть изображена и разнообразная и предметы быта.

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию.

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека.

При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.

Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты однопорядковые. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).

В старшем возрасте следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера.

Особенности восприятия пейзажной живописи детьми 4 – 7 лет.

Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени, совокупность её чувств и переживаний.

Младшие дошкольники впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. При знакомстве детей с пейзажной живописью необходимо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно её сезонам. В возрасте 4-5 лет собственная изобразительная деятельность детей будет опережать художественное восприятие картин.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с живописным пейзажем, формируя эмоционально-целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Дети внимательно вглядываются в окружающую природу, учатся видеть и понимать её красоту. Старшие дошкольники учатся не только понимать замысел произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений. В дальнейшем необходимо продолжить работу над формированием у детей представлений о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях. Расширить представление о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными её состояниями (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т.д.). На следующем этапе дети знакомятся с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, морской. Дети узнают о художниках-пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведений искусства в жизни общества, каждого человека, в дальнейшем используя полученные знания и ощущения в своём изобразительном творчестве.

Особенности восприятия портрета детьми 5 – 7 лет.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи.

Дети 5 лет проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна. Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

Дети 6-7 лет проявляют также активный положительный интерес к портретной живописи. Эмоционально откликаются на художественный образ, выражая собственные чувства и отношения к нему. Видят не только содержание, но и некоторые средства выразительности портрета. Понимают связь экспрессивных свойств позы с выражением лица, жестами человека (добрый, серьёзный, злой), дают общую нравственную оценку. На основе существенных признаков определяют социальное положение изображаемого. Обращают внимание на одежду. Окружающую среду, детали, предметы труда и быта, но они не являются  существенными признаками в оценке портрета, а привлекаются как дополнения в характеристике образа. Человеку даётся нравственно-эстетическая оценка, она более развёрнута и доказательна

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью.

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, воспитатель интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

1.Для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

2. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

3. Для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

4. Детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

5. Для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью

Пояснение– широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

Сравнение– повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа.

Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

1. Сообщение названия картины

2. Сообщение фамилии художника

3. О чём написана картина

4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

7. Что красивого показал своим произведение художник

8. О чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались.что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Второй этап

Задачи:

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

2. Выделять выразительные средства,

3. Формировать умения «читать» картины,

4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

- О чём картина?

- Почему думаете так, расскажите?

- Как бы вы назвали картину?

- Почему именно так?

- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

- Как он изобразил это в картине?

- Какое настроение вызывает картина?

- Отчего возникает такое настроение?

- Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов– педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

1. «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

- Что понравилось на картине?

- Почему она понравилась?

- Чем она понравилась?

Третий этап

Задачи:

1. Формирование творческого восприятия картины.

2. Сравнение изображенного с личным опытом.

3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.

Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Работая с детьми, надо помнить, что любое произведение искусства – это рассказ не только через изображение фигуры и предмета, но и через цвет, линию, композицию, технику и материалы изображения. Постижение ребёнком средств выразительности происходит постепенно.

В старшем дошкольном возрасте ребят уже знакомят со средствами выразительности (цвет, композиция и т. п.).

Душа живописи – цвет обладает удивительными свойствами. Есть произведения живописи, в которых цвет – главный повествователь. И даже если мы не знаем его символического смысла, всё равно психологический строй цветовых сочетаний помимо нашего сознания воздействует на нас определённым образом: навевает грусть, пробуждает беспокойство, вселяет радость, вызывает улыбку и т. п. Надо только приучить себя вглядываться и видеть развитие цвета, взаимодействие цветов – контрасты или их созвучия.

Линия - основной инструмент графики, но в живописи она тоже играет очень важную роль, линия может быть плавной, гибкой, певучей и резкой, энергичной, напористой. Она, так же как и цвет, выстраивает изображение в определённом эмоциональном, психологическом направлении.

Значительное место при восприятии картины принадлежит композиции, т. е. тому определённому порядку, в котором художник расположил отдельные элементы своего произведения, как связал их между собой, что выделил главным на фоне второстепенного.

Методика работы с детьми такова:

• Прежде всего, надо назвать детям фамилию художника.

• После этого предоставьте им возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию или иллюстрацию. Выяснить, понятен сюжет или нет.

• Затем надо подготовить к восприятию тех событий, которые изобразил художник, или познакомить ребят с художественным произведением, иллюстрации к которому предстоит рассматривать.

• Но это ещё не всё – недостаточно понять или оценить чисто сюжетную сторону.

Произведения изобразительного искусства не только изображают, они ещё и что-то выражают. Один и тот же пейзаж, написанный разными художниками, окажется на их полотнах очень разным. Эти полотна будут выражать разные чувства, разные мысли.

При этом для людей художественно неразвитых критерием оценки произведений часто служит сходство - похожи изображённые дерево или цветок на настоящие или нет. Если похожи, значит, картина хорошая. Если нет - значит, плохая. Уберегите детей от таких примитивных критериев!

Речь идёт, конечно, не только о книжных иллюстрациях. Подведите детей к пониманию того, что изобразительное искусство, как и иные виды искусства, говорит нам о способности и потребности человека передавать в художественной форме своё восприятие мира, своё понимание его. Например: в репродукциях с картин К. Юона «Русская зима», И. Грабаря «Февральская лазурь», И. Шишкина «Сосна» дети могут видеть изображение зимы в разное время суток, определить, на какой картине день, вечер, ночь. Но кроме этого они должны почувствовать настроение, которое хотел передать каждый из этих художников своим зрителям, и выделить те средства выразительности, которыми он пользуется в данном случае.

И. Шишкин в своей картине использует контрастное изображение: ослепительный белый снег, и чернеющее небо, и склоны утёса. Луны на картине не видно, но её таинственный свет озаряет вершину скалы и создаёт впечатление холодной таинственности, тревоги и ожидания.

Зимний пейзаж К. Юона пронизан светом, теплом, радостью, несмотря на то, что на картине изображён глубокий снег и сильный мороз.

«Февральская лазурь» И. Грабаря – это праздник лазоревого неба, жемчужных берёз и ярких сиреневых теней на снегу. Очевидно, что эстетического отношения к произведениям искусства нельзя добиться по приказу на одном или нескольких занятиях и от всех детей одновременно.

  1. Рекомендуемый список произведений живописи (по возрастам)

МЛАДШАЯ ГРУППА

Натюрморт. А.Головин «Купавки»; П.Кончаловский «Клубника», «Сирень в корзине»; И.Левитан «Васильки»; К.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»; И.Репин «Яблоки» или другие натюрморты, изображающие цветы, фрукты, овощи.

Детский портрет

Сюжетная живопись на темы «Мать и дитя», «Детский мир», «Мир животных».

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Натюрморт. А.Головин «Купавки»; М.Кончаловский «Поднос и овощи»; П.Кончаловский «Сирень белая и розовая», «Персики»; Б.Кустодиев «Сласти. Натюрморт»; И.Левитан «Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; Э.Мане «Персики»; И.Машков «Редиска», «Малина», «Синие сливы», «Розы в хрустальной вазе»; И.Репин «Яблоки»; В.Стожаров «Чай с калачами»; Ф.Толстой «Ветка крыжовника», «Клубника»; И.Хруцкий «Цветы и плоды».

Пейзаж. И.Айвазовский «Волна», «Черное море»; Ф.Васильев «Мокрый луг», «Болото», «Деревенский пейзаж»; Б.Коровин «Зимой», «Мостик», «Осень»; К.Крыжицкий «Лес зимой»; АКуинджи «Березовая роща»; Б.Кустодиев «Масленица»; И.Левитан «Дуб», «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна — большая вода», «Березовая роща», «Сараи у лесной опушки», «Летний вечер»; Г.Нисский «Околица», «Ночка», «Зима», «Радуга», «Февраль», «Подмосковье»; И.Остроухов «Ранняя весна»; В.Поленов «Московский дворик», «Золотая осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; В.Серов «Октябрь. Домотканово»; И.Шишкин «Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер. Дубы», «Цветы на опушке леса», «Рожь».

Портреты и жанровые изображения. И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; А.Архипов «Девушка с кувшином»; А.Венецианов «Захарка»; П.Кончаловский «Лизонька»; А.Мыльников «Верочка»; В.Поленов «Ванька с Окуловой горы»; Д.Рейнольде «Плутовка»; И.Репин «Стрекоза. Портрет дочери художника»; В.Серов «Портрет Микки Морозова»; В.Тропинин «Портрет сына художника»; Ф.Халъс «Смеющейся мальчик», Цыганочка», «Поющие мальчики», «Мальчик-рыбак», «Дети с кружкой».

СТАРШАЯ ГРУППА

Натюрморт. Ю.Васнецов «Цветущий луг»; В.Ван Гог «Натюрморт с цветами, белые розы», «Ирисы», «Картофель», «Корзина с яблоками»; А.Головин «Цветы и фарфор»; И.Грабарь «Красные яблоки на синей скатерти», «Груши на зеленой драпировке», «Подснежники. Утренний чай», «Хризантемы»; В.Конашевич

«Бананы», «Цикламен»; М.Кончаловский «Поднос и овощи», «Хлебы», «Сирень у окна»; К.Коровин «Цветы и фрукты»; И.Крамской «Букет цветов», «Флоксы», «Цветы»; А.Лентулов «Овощи»; И.Машков «Натюрморт с фруктами», «Арбуз и виноград», «Айва и персики», «Снедь московская. Хлебы», «Клубника и белый кувшин», «Натюрморт с самоваром», «Полевые цветы в стеклянном кувшине», «Ананасы и бананы»; И.Михайлов «Овощи»; К.Моне «Персики в стеклянной банке»; КПетров-Водкин «Яблоки и лимон», «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт»; М.Сарьян «Цветы и фрукты», «Пионы»; П.Сезанн «Натюрморт с драпировкой», «Натюрморт с луковицами», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»; Ф.Снайдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти»; В.Стожаров «Хлеб, соль и братина», «Лен», «Квас», «Красная и черная рябина»; Ф.Толстой «Цветок, бабочка и муха»; Я.Фейт «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем»; И.Хруцкий «Цветы и фрукты».

Пейзаж. И.Айвазовский «Море», «Черное море»; В.Бакшеев «Голубая весна»; Л.Бродская «Опавшие листья», «Апрель»; В.Бялыницкий-Бируля «Осенний вечер», «Весенний день»; Ф.Васильев «Мокрый луг»,

«Болото. Перед дождем», «Деревенский пейзаж»; А.Герасимов «После дождя (Мокрая терраса)»; И.Горлов «Парк культуры», «Осень»; И.Грабарь «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж», «Осенний день»; А.Иванов «Вода и камни» (этюд); А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Днепр утром», «После грозы»; И.Левитан «Вечерний звон», «Осень», «Золотая осень. Слободка», «Околица»; Г.Нисский «Радуга», «Подмосковье. Февраль»; И.Остроухое «Золотая осень»; В.Поленов «Заросший пруд»; Н.Рерих «Закат. Шатровая гора»; А.Рылов «Зеленое кружево», «Зеленый шум»; А.Саврасов «Радуга», «Закат над болотом», «Ночка», «Вечер», «Перелет  птиц», «Иней», «К концу лета на Волге»; М.Сарьян «Апрельский пейзаж»; В.Токарев «Зимушка-зима»; И.Шишкин «Корабельная роща», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу», «Сумерки»; Б.Щербаков «Вихри грозовые»; К.Юон «Мартовское солнце», «Лыжники. Конец зимы»,

«Полдень», «Майское утро».

Портрет. А.Архипов «Девушка с кувшином», «Крестьянка»; А.Бубнов «Васька»; А.Венецианов «Портрет детей Панаевых с няней», «Старая няня в шлычке»; Н.Ге «Портрет Л.Н.Толстого»; И.Глазунов «Верочка со свечой»; Н.Жуков «Андрюша»; П.Корин «Портрет скульптора С. Коненкова», «Александр Невский»; П.Крамской «Девочка за столом», «Портрет писателя Л.Н.Толстого»; Б.Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», «Дети художника»; А.Лашин «Спящий мальчик-пастушок»; К.Лемох «Варька»; Э.Мурилъо «Мальчик с собакой»; М.Нестеров «Портрет Веры Игнатьевны Мухиной»; В. Попков «Осенние дожди (А.С.Пушкин)»; И.Репин «Осенний букет  (портрет Веры)», «Автопортрет за работой», «Автопортрет», «Портрет Л.Н.Толстого»; И.Репин, И.Айвазовский «Пушкин у моря („Прощай, свободная стихия!")»; 3.Серебрякова «Портрет сына»; В.Серов «Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками»; В.Тропинин «Кружевница»; П.Трубецкой «Девочка с собакой»; Ф.Хальс «Шут с лютней»; У.Хогарт «Дети Грехем».

Жанровая живопись. М.Авилов «Поединок на Куликовом поле»; А.Бубнов «Утро на Куликовом   поле»; К.Васильев   «Бой   Добрыни   со   змеем»,   «Русалка»,   «Садко   и   Владыка   морской»,

«Гуси-лебеди»; В.Васнецов «Сказка о спящей красавице», «Царевна-Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Ковер-самолет»; А.Венецианов «На пашне. Весна», «Вот те и батькин обед!»; А.Дейнека «Раздолье»; О.Ефимова «Кот-баюн»; А.Комаров «Звери наших лесов» (альбом); Ю.Кугач «В субботу»; Б.Кустодиев «Масленица», «Ярмарка на Красной площади»; И.Репин «Садко в подводном царстве»,

«Праздничный вечер в деревне»; Н.Рерих «Илья Муромец», «Гесер-хан»; 3. Серебрякова «За обедом»; В.Суриков«Взятие снежного городка»; А. и С. Ткачевы «Детвора»; Н.Ульянов «Снегири»; Т.Яблонская «Утро»; М. Кассат «Купание», «Поцелуй».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Натюрморт.        Ю.Васнецов        «Цветущий        луг»;        В.Ван        Гог        «Натюрморт        с книгами», «Корзина с яблоками»;        И.Грабарь «Дельфиниум», «Утренний чай. Подснежники», «Неприбранный стол», «Хризантемы»; Р.Гуттузо «Корзина с картофелем», «Орудия труда»; В.Кальф «Натюрморт»; В.Конашевич «Бананы», «Цикламен»; М.Кончаловский «Поднос и овощи», «Хлебы»; П.Кончаловский «Сухие краски»; И.Крамской «Букет цветов», «Флоксы», «Цветы»; А.Куприн «Натюрморт с кабачком и корзиной»; А.Лентулов «Овощи»; И.Машков «Снедь московская. Хлебы», «Натюрморт с бегониями», «Клубника и белый кувшин», «Натюрморт с грибами», «Полевые цветы в стеклянном кувшине»; И.Михайлов «Овощи»; К.Моне «Персики в стеклянной банке»; К.Петров-Водкин «Натюрморт с селедкой», «Утренний натюрморт»; И.Репин «Букет цветов»; М.Сарьян «Цветы и фрукты», «Осенние цветы»; П.Сезанн «Натюрморт с драпировкой», «Персики и груши»; Ф.Снайдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти»; В.Стожаров «Хлеб, соль и братина», «Братина и чеснок»; Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; Ж.Б.Шарден «Натюрморт с ящиком красок»; В.Шумилов «Натюрморт»; Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»; Я.Фейт «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем»; И.Хруцкий «Цветы и фрукты».

Пейзаж. И.Айвазовский «Черное море», «Девятый вал», «Волна»; В.Бакшеев «Голубая весна»; Л.Бродская «Лес зимой в снегу», «Осенний туман»; В.Бялыницкий-Бируля «Осенний вечер», «Весенний день»; Ф.Васильев «Мокрый луг», «Болото. Перед дождем», «Деревенский пейзаж»; В.Васнецов «Затишье»; А.Герасимов «После дождя (Мокрая терраса)»; И.Горлов «Парк культуры», «Осень»; И.Грабарь «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж», «Рябинка», «Березовая аллея»; А.Грицай «Половодье», «Подснежники», «Первые дни мая»; А.Иванов «Вода и камни» (этюд); А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Днепр утром», «После грозы», «Ладожское озеро»; И.Левитан «Вечерний звон», «Осень», «Золотая осень. Слободка», «Деревня зимой», «Лунная ночь», «Озеро», «Осенний день. Сокольники», «Околица», «Река Истра»; В.Мешков «Сказ об Урале»; Г.Нисский «Над снегами», «Околица», «Радуга», «Ночка», «Подмосковье. Февраль»; И.Остроухов «Золотая осень»; В.Поленов «Заросший пруд»; Н.Рерих «Закат. Шатровая гора», «Тибет», «Карелия», «Урочище», «Ростов Великий», «Полунощное», «Граница Тибета. Наныпань»; А.Рылов «В голубом просторе», «Зеленый шум»; А.Саврасов «Рожь», «Закат над болотом», «Перелет птиц», «Зимний пейзаж. Иней», «К концу лета на Волге»; М.Сарьян «Горы Армении», «Апрельский        пейзаж»; В.Серов «Заросший пруд. Домотканово»;        В.Токарев «Зимушка-зима»; И.Шишкин «Корабельная роща», «Дождь в  дубовом  лесу», «Утро в сосновом лесу», «Сумерки», «Сосны, освещенные солнцем», «Рожь», «Лесные дали», «Среди долина ровныя...»; Б.Щербаков «День догорает», «Вихри грозовые», «Снежный ветерок»; К.Юон «Мартовское солнце», «Лыжники. Конец зимы», «Полдень», «Майское утро».

Портрет. А. Архипов «Девушка с кувшином»; Н.Богданов-Бельский «Весна. Портрет госпожи И.Баумане»; А.Бубнов «Васька»; Н.Ге «Портрет Л.Н.Толстого»; А.Венецианов «Портрет К.И.Головочевского с тремя воспитанниками Академии»; И. Глазунов «Верочка со свечой»; И. Грабарь «Автопортрет с палитрой»; П.Корин «Портрет художника Кукрыниксов», «Портрет скульптора С.Коненкова», «Портрет пианиста К.Игумнова», «Александр Невский», «Северная баллада»; Б.Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», «Дети художника»; П.Крамской

«Девочка за столом», «Портрет писателя Л.Н.Толстого»; А.Лашин «Спящий мальчик-пастушок»; К.Маковский «Малороссиянка с граблями», «Казак»; Э.Мурильо «Мальчик с собакой»; М.Нестеров «Портрет Веры Игнатьевны Мухиной»; В.Попков «Осенние дожди (А.С.Пушкин)»; Н.Рачков «Девушка-украинка»; И.Репин   «Автопортрет   за   работой»,   «Портрет   Л.Н.Толстого»,   «Белорус»; И.Айвазовский «Пушкин у моря („Прощай, свободная стихия!")»; 3.Серебрякова «Портрет сына»; В.Серов «Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками», «Мина Моисеев»; В.Суриков «Этюд головы монахини к картине «Боярыня Морозова», «Портрет хакаски»; В.Тропинин «Кружевница».

Жанровая живопись. М.Авилов «Поединок на Куликовом поле»; А.Бубнов «Утро на Куликовом поле»; И К.Васильев «Бой Добрыни со змеем»; В.Васнецов «Сказка о спящей красавице», «Кощей Бессмертный», «Три царевны подземного царства», «Витязь на распутье», «Новгородский торг», «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века»; А.Венецианов «На пашне. Весна»; Е.Галунов «Новый район Ленинграда»; А.Дейнека «Хоккеисты», «Раздолье»; О.Ефимова «Кот-баюн»; Л.Кириллова «На прогулке»; А.Комаров «Звери наших лесов» (альбом); Ю.Кугач «В субботу»; Б.Кустодиев «Балаганы», «Масленица», «Ярмарка на Красной площади»; Н.Ломакин «Рыбаки Балтики»; Ю.Пименов «Новая Москва»; А.Пластов «Летом. Сенокос», «Жатва»; И.Репин «Садко в подводном царстве», «Праздничный вечер в деревне»; Н.Рерих «Заморские гости», «Илья Муромец», «Гэсэр-хан», «За морями земли великие», «Гонец», «Волокут волоком», «Город строят»; В.Суриков «Взятие снежного городка»; А. и С. Ткачевы «Детвора»; И.Шевандрова «В сельской библиотеке»; Т.Яблонская «Утро».

  1. Литература
  1. Гогоберидзе А.Г., Акулова О.В., Вербенец А.М., Деркунская В.А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство», С-Пб «Детство-пресс», 2017 г.
  2. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С. В. Погодина. – М. : Академия, 2013. – 33 с.

2. Дошкольникам об искусстве. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1999.

3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: 
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2000., 300с. 

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М., 1999., 220с. 

5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.,206с. 

6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.,127с.

7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – МП.: Педагогика, 1995., 165с. 

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990., 326с. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное тематическое планирование по теме:" Организация работы с детьми по ознакомлению с историей русского северного костюма."

В работе указаны цели, условия реализации задач, организация работы с родителями и непосредственно само содержание....

Консультация для воспитателей на тему: "Организация работы с детьми в летний период"

   «Организация работы с детьми в летний период»Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообраз...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Консультация для воспитателей по теме «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострада...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

  Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образо...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование....