"Развитие волевой сферы у детей с ОНР в процессе постановки и автоматизации звуков"5
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_volevoy_sfery_5.docx12.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие волевой сферы у детей с ОНР в процессе постановки и автоматизации звуков

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и процедура обследования

Исследование по изучению волевых качеств проводилось на базе ДОУ № 52 среди воспитанников 2-й старшей группы, в группе 26 человек, дети в возрасте 5-6 лет, из них 12 девочек, 14 мальчиков.

При выполнении диагностических методик необходимо выполнять несколько основных правил, без которых результаты исследования не будут достоверными:

1) точно выполнять инструкции, иначе содержание задания, а, следовательно, и полученный результат могут полностью измениться;

2) многие методики требуют специального "стимульного материала", то есть карточек, текстов, картинок для предъявления ребенку;

3) внимательно следить за тем, чтобы возраст детей совпадал с тем, на который рассчитана данная методика. Некоторые методы можно использовать в разных возрастных группах, но при этом надо обращать внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста;

4) полученные результаты также не могут быть одинаковы для разного возраста, поэтому нужно быть внимательными при их интерпретации, обязательно сверять их с типичными для детей данного возраста;

5) не работать с детьми через силу, без их добровольного желания, заинтересовать детей, не упоминать, что проверяете ребенка; можно включить обследование в процесс любой совместной деятельности, игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе игры сосредоточиться, принять задание.

Методика "Не подглядывай" проводилась нами с целью выявления уровней развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.

Ребенку сообщалось, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое. Главное – не подглядывать, что делает взрослый, "а то будет неинтересно играть". Ребенку предлагалось посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а в это время создавалась видимость активной подготовки к игре (перекладывание деталей конструктора, стук). Через 3 мин ребенок получал обещанную игру. Если дошкольник не выдержал и открыл глаза раньше, делался вид, что нарушение правил не замечено, и игра отдавалась ребенку. Если дети все 3 мин не открывали глаза, испытание продлялось до 4 мин, но не более.

При обработке результатов учитывалось время, которое смог выдержать каждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядываний каждого ребенка. Затем подсчитывалось, сколько детей выдержали 3 минуты, затем 2 и 1 минуту, также подсчитывалось количество подглядываний по группе.

Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:

I высокий уровень – время ожидания более трех минут, ни одного подглядывания;

II средний уровень – время ожидания от 2 до 3 минут, 1-2 подглядывания;

III низкий уровень – время ожидания менее 2 минут, более 3 подглядываний.