Проект "Дизайн – проект оформления группового помещения разновозрастной группы общеразвивающей направленности /4 – 6 лет/
проект
Цель проекта – совершенствование предметно-развивающей среды и современное оформление интерьера группового помещения для развития творческой личности ребенка.
Задачи:
1. Изменить внутренний интерьер группы, обогатить предметно-развивающую среду; эстетично оформить помещение.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений
5. Создать комфортные условия пребывания детей в ДОО.
6. Приобщить дошкольников к активной предметно преобразовательной деятельности в интерьере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dizayn_gruppy_4-6l.docx | 807.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 450 г. Челябинска» /сп/
Дизайн – проект оформления группового помещения
разновозрастной группы
общеразвивающей направленности /4 – 6 лет/
Составила: Кулаева С.В
воспитатель 1 квалификационной категории
2023 г.
Дизайн – проект оформления группового помещения разновозрастной группы
общеразвивающей направленности /4 – 6 лет/
Введение
Основная идея:
Развивающая предметно-пространственная среда создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и ФОП ДО должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в ДОО выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС и ФОП дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
А так же эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Актуальность
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Цель проекта – совершенствование предметно-развивающей среды и современное оформление интерьера группового помещения для развития творческой личности ребенка.
Задачи:
1. Изменить внутренний интерьер группы, обогатить предметно-развивающую среду; эстетично оформить помещение.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений
5. Создать комфортные условия пребывания детей в ДОО.
6. Приобщить дошкольников к активной предметно преобразовательной деятельности в интерьере.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагог, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
План мероприятий:
1. Организация работы по дизайну и оформлению.
2. Разработка проекта оформления группы
3. Приобретение материалов для реализации проекта.
4. Оформление группы.
Этапы проекта:
I этап: Организационный - разработка проекта (сентябрь 2023)
II этап: Основной - практическая реализация проекта (октябрь 2023)
III этап: Заключительный - подведение итогов (ноябрь 2023)
Этапы реализации проекта.
I этап – организационный
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации |
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды, материала по истории и стилям дизайна. | Старший воспитатель | Сентябрь 2023 |
Разработка алгоритма проектирования развивающей среды группы | Педагог | Сентябрь 2023 |
Мониторинг РППС (изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах). | Педагог | Сентябрь 2023 |
II этап – основной
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации |
Консультация «Построение РППС в соответствии с ФОП ДО». Семинар-практикум для педагогов ДОО «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОО» | Старший воспитатель | Октябрь 2023 |
Круглый стол с родителями «Игрушки бывают разными». Мастер – класс для родителей «Игрушки своими руками» | Педагог и родители | Октябрь 2023 |
Разработка и презентация дизайн – проекта оформления группы | Педагог и родители | Октябрь 2023 |
III этап – заключительный
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации |
Представление результатов работы. Итоговая презентация дизайн - проекта | Педагог | Ноябрь 2023 |
Итоги проекта.
На I этапе работы изучена нормативно-правовая база и методическая литература.
Составили алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду.
Шаг 1.Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений МДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.
Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
На II этапе работы разработали и реализовали совместно с родителями дизайн – проект
Группы
Приемная.
Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются индивидуальными картинками для каждого ребенка. Расставляется достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стенах размещаются стенды с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий).
Специальное место отводится для демонстрации детских работ и совместных работ детей и их родителей (рисунки, лепка, аппликация).
Групповая комната.
Планировка группы должна быть такой, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха.
В групповом помещении организованы центры для:
- приема пищи и занятий с дидактическими играми и игрушками;
- развития движений;
- сюжетно - ролевых игр;
- игр со строительным материалом;
- игр с машинками;
- изобразительной деятельности;
- музыкальных занятий;
- чтения и рассматривания художественной литературы;
- экспериментирования и игр с песком и водой;
- уголок природы;
- место для игр с двигателями, строительным материалом.
1. Центр математического сенсорного развития включает в себя:
- Дидактические игрушки: цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки, игрушки, разноцветные предметы различной формы для нанизывания;
- специальные приспособления, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.); стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий
- Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами.
- Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику.
- Числовые домики, игры на развитие умения считать, графические диктанты, дорисовки.
- Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
2. Центр развития движений.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а также для самостоятельных игр детей.
Для удовлетворения двигательной активности имеются мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие пластмассовые шарики для метания вдаль, мячи большие и маленькие, в том числе массажные, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч.
Для развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков): скакалки, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения; массажные дорожки и коврики с разным покрытием.
3. Центр сюжетных игр.
Кукольный уголок:
- домик из крупных пазлов /разборный/, куклы с подвижными частями тела, пупс, имитирующий ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья.
Атрибутика для создания интерьера: сервизы столовый и чайный соразмерный по величине кукол, муляжи овощей, фруктов. ванночка для купания кукол, тазик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), гладильные доски, утюжки.
Для игры в «поликлинику», «больницу» – наборы врача.
Игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр:
- «парикмахерская»: зеркало, расчески, щетки, игрушечные наборы;
- «магазин» : набор овощей и фруктов, кассовый аппарат;
- «гараж»: ширма (изготовленная педагогом) для игры «автосервис», различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг.
-Настольные дидактические игры (с прищепками, на липучках) по темам «Транспорт» , «Профессии».
- Уголок по ПДД (атрибуты машин, рули, жезл, форма сотрудника ГИБДД, дорожные знаки, настольные игры.
4. Центр для игр со строительным материалом.
Центр соседствует с зоной сюжетных игр таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).
Сюжетное конструирование. Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для обыгрывания: крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, самолеты, пароходы, и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, (зоопарк).
5. Центр природы и экспериментирования.
Дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.
Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.
Для игр и экспериментирования имеются: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки, формочки для замораживания, емкости для наливания и переливания, лодочки, камешки (тонет, не тонет), плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы); зеркальца, игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые), пластические материалы (глина); материалы для пересыпания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны); трубочки для продувания; «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками; магнитные игрушки.
6. Книжный уголок:
Книги (по программе) и по теме недели, сюжетные картинки, книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки); разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации); лото, домино; диски с записями детских потешек, сказок. Дидактические игры.
7. Центр музыкальных занятий и театр.
-театр игрушки,
-настольный плоскостной,
- театр на палочках,
- пальчиковый театр,
- дидактические игры : круги Луллия «На каком инструменте играем» (изготовлена педагогом)
- маски-ободки : животные, фрукты, овощи и т.д.(изготовлены педагогом)
- аудиосредства (магнитофон, наборы дисков с записями музыкальных произведений, звуков природы, детских песен);
- музыкальные игрушки: музыкальные инструменты, колокольчики, бубны, металлофоны, барабанчик, трещотка, шумовые инструменты.
8. Центр изобразительной деятельности.
Имеются магнитная доска для рисунков детей (выставка), мольберт, восковые мелки; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь); кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования; пластилин (не липнущий к рукам); формочки для лепки, печатки, губки, ватные тампоны и палочки для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доска для рисования мелками, раскраски, книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, схемы поэтапного рисования и лепки. Наборы матрешек, дидактические игры на закрепления цветовой гаммы, формы, орнамента.
Трансформация пространства группы возможна за счет перемещения домика из пазлов, раздвижной ширмы, мягкой легкой мебели.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы.
Пространство организовали по принципу небольших микро-пространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека.
Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животных и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Повысит имидж учреждения. Создан паспорт среды группы.
Дополнить оборудованием следующие уголки:
п/№ | Вид помещения, его использование | Необходимое оснащение |
1. | Группа: самообслуживание трудовая деятельность, ознакомление с природой, труд в природе | Инвентарь для ухода за цветами, тазики, клеенчатые фартуки, фартуки из ткани, косынки, шапочки. Емкости – контейнеры, корзинки для размещения различного материала |
2. | Группа: Спокойная зона с настольными играми | Дооснащение дидактическими играми на развитие внимания, логики, памяти, сенсорного развития |
3. | Группа: Сюжетно – ролевые игры | Дооснащения различными игровыми атрибутами: машины, куклы, пупсы, посуда, бинокли, кукольная мебель |
4. | Группа: уголок физического развития | Дооснащения различным спортивным инвентарем |
5. | Группа: экспериментирование | Песочные часы, лупа, компас, микроскоп, лего – конструктор. |
6. | Группа: центр изобразительного творчества | Иллюстрации художников по временам года, натюрморты, портреты, бумага различной фактуры. |
Можно сделать вывод:
Данный проект позволил ещё раз доказать, что все в детском саду должно увлекать и радовать деток. И мы будем продолжать заботиться, воспитывать, привлекать родителей в осуществлении совместной работе по проектам, воплощением новых идей.
Литература:
- Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников./текст/ В.В. Бабаева – М; Просвещение,1982.-47с
- Грашин А.А. Дизайн детской развивающей среды. /текст/ А.А. Грашин –М.: Архитектура,2008-296с
- Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда /текст/ С.Л. Новосёлова- М.: Просвещение, 2001.-34с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация проекта "Моделирование предметно - пространственной среды в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 5-7 лет"
Развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной ...
Проект на тему: «МОЯ СЕМЬЯ» (разновозрастная группа общеразвивающей направленности детей 2-4 лет)
Проект на тему:«МОЯ СЕМЬЯ»(разновозрастная группа общеразвивающей направленности детей 2-4 лет)...
Проект непосредственной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: «В мире волшебных звуков». Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 189 «Солнышко»...
Проект непосредственной образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 2 до 4 лет Тема: «Русские музыкальные потешки». Образовательная область: «Художественно – э
Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 189 «Солнышко»...
Проект непосредственной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: «Музыка красок и радуга звуков!» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 189 «Солнышко»...
Проект для детей младшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей 2-4 лет «Путешествие в страну сказок».
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, ...
Проект непосредственной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: «Новый год»
Проект «Новый год» для детей старшей –разновозрастной группы Паспорт проектаТема ...