Презентация "Дополнительная общеразвивающая программа"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_programmy_itog.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. В жизни детей семилетнего возраста происходит решительный перелом: они поступают в школу. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего, переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов – восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное – формирует у ребёнка основы мировоззрения. Поступление ребёнка в школу, означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребёнка . На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Определение психологической готовности детей к обучению в школе мы будем рассматривать на основе её понимания, сложившегося в последнее десятилетие в детской и педагогической психологии. Она состоит из мотивационной, интеллектуальной или умственной, волевой и личностной, социальной, двигательной, речевой готовности . Программа «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе» включает в себя курс коррекционно-развивающих занятий в форме игротренинга . Данная Программа разработана и адаптирована для старших дошкольников 5-7 летнего возраста. Венгер Л.А.
Цель курса: Раскрытие интеллектуального, творческого, нравственного потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основные задачи курса : Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой. Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимой). Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи. Обучение приёмам саморасслабления , снятия психологического напряжения. Помощь ребёнку в осознании своего реального «я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей.
Основные методы: Этюды. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные. Дидактические, развивающие игры. Беседы . Дискуссии . Свободное и тематическое рисование. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Структура и содержание курса Первичная диагностика, которая проводится в октябре месяце, позволяет сформировать целевую группу. Занятия в коррекционно-развивающей группе проводятся с ноября по апрель месяц включительно. Курс состоит из 25 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения и т.д. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. В дошкольном возрасте внимание детей ещё не устойчивое, дети отличаются большой подвижностью, нуждаются в частой смене заданий. Временной режим от 25 минут до 30 минут. Продолжительность зависит от качества внимания, возраста, поведения детей. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и профессиональное творчество психолога. Виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться; группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, эмоционального настроя.
Структура занятий Каждое занятие состоит из 3 частей. 1-я часть занятия Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики. Активные психологические приемы: упражнения на развитие мимических движений; игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики; этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений; игры на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, удовольствие, печаль, гнев, страх и т.д.; этюды и игры на выражение и сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных; сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей. Мимика, жесты, пантомима – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.
2-я часть занятия Цель: Развитие и коррекция познавательной сферы старших дошкольников. В этой части занятия проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомлённости, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, речи. Все эти игры направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств.
При проведении этой части занятия используется множество различных дидактических и развивающих игр: «Что сначала, что потом?»; «Четвёртый лишний»; «Подбери картинку»; «Подбери узор»; «Назови одним словом»; «Заполни фигуры»; «Составь узор»; «Сложи квадрат»; «Танграм»; «Сравни и покажи»; «В чём отличия?»; «Сделай также»; «Запоминайка»; «Размышляйка»; «Волшебный мешочек» и другие.
3-я часть занятия. Цель : Обучение детей приёмам саморасслабления . Снятие психоэмоционального напряжения. В этой части занятия используются игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи, комплекс психологической тренировки «на берегу моря»; аутотренинг «Волшебный сон». При обучении детей ауторелаксации используется релаксационная музыка, запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада и др. формулы внушения чувства покоя, безопасности, расслабления подаются в стихотворной форме.
Оценка результативности программы У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Также происходит развитие познавательной сферы психики. Результативность, эффективность программы можно выявить путём обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающих занятий (октябрь) и после прохождения курса (май).
Диагностический ресурс (пакет диагностических методик): Тест на выявление круга общих представлений об окружающем; Методика изучения мотивационной готовности; Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека ; Методика «Графический диктант»; Методика «Заучивание 10 слов»; Методика «Картинки»; Методика «Разрезные картинки»; Методика «Свободная классификация»; Методика «Четвёртый лишний»; Методика «Последовательные картинки»; Тест Пьерона-Рузена ; Социометрические исследования. Методика «Конверт».
Предполагаемый результат реализации программы : раскрытие интеллектуального, творческого, нравственного потенциала старших дошкольников; развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; раскрытие возможностей для самовыражения и самореализации; развитие познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, восприятия; развитие творческих способностей, речи и воображения; сформированность элементарных умений и навыков владения выразительными движениями и эмоциональными состояниями; овладение элементами саморасслабления и снятие психоэмоционального напряжения; создание положительного эмоционального настроя на взаимодействие со сверстниками и взрослыми в разных жизненных ситуациях; повышение самооценки, уменьшение тревожности; расширение знаний о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста; повышение педагогической и психологической грамотности родителей.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ реализации программы Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе ( 2014-2017 гг.) Уровни , % годы высокий средний низкий 10.2014г . 05.2015г . 15 56 75 44 10 - 10.2015 г. 05.2016 г. 13 74 72 26 15 - 10.2016 г . 05.2017 г. 18 80 70 20 12 -
Коллектив МАДОУ ЦРР Д /C № 87 прослушал авторский курс д.б.н., профессора, академика РАО г.Москва Безруких М.М. «Школа без стресса»
МАДОУ ЦРР Д /C № 87 Кабинет педагога - психолога
МЫ ИГРАЕМ Любимая игра « Танграм или собери фигуру» направлена на развитие образного и пространственного мышления, логики
МЫ РИСУЕМ
МЫ ТАНЦУЕМ Игры «Как живешь?», «Колпачок» направлены на снятие психоэмоционального напряжения и развитие коммуникативности
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы "Развитие" Л.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста 4-5 лет
Цель программы: создание условий для становления познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физически развитой личности, через создание единого образовательного простран...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...