Конспект индивидуального развивающего занятия по коррекции ринолалии. " Автоматизация звука [С] в слогах, словах ".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Осадчая  Марина Николаевна

Формировать умение правильно произносить звук «С».

Закреплять знания об  артикуляционных особенностях звука «С»

Вырабатывать умение чётко произносить звук [с] в  слогах, в  начале слова.

Классифицировать предметы по сходным признакам (мебель, посуда, продукты  питания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального развивающего занятия по коррекции ринолалии.

" Автоматизация звука [С] в слогах, словах ".

Цель:  автоматизировать звук «С», в  слогах, в начале слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формировать умение правильно произносить звук «С».

Закреплять знания об  артикуляционных особенностях звука «С»

Вырабатывать умение чётко произносить звук [с] в  слогах, в  начале слова.

Классифицировать предметы по сходным признакам (мебель, посуда, продукты  питания).

Коррекционно-развивающие:

 

Развивать  активизацию мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки.

Способствовать улучшению  деятельности артикуляционной мускулатуры.

Развивать фонематический слух, память, силу голоса и интонационную выразительность, речевое дыхание.

Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать активность и внимательность.

                                         

Ход занятия.

Организационный  момент.

-Здравствуй Саша, сегодня мы с тобой пойдём в гости, к девочке Сони.

     Прослушивание образца правильной речи. (два раза).

 -Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пестрой клумбы.

Какой звук встречается в тексте чаще других?

 - Правильно,звук «С».

    -Сегодня  мы в месте с Соней будем играть, побываем магазине ,поможем ей купить мебель, посуду,и продукты,но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Но сначало давай поиграем,а Соня на нас посмотрит.

Массаж твёрдого нёба в области операционного шва и околошовных тканей.

                     Продольный массаж рубца.

    Большим пальцем производить поглаживающие движения вдоль твердого нёба от передних зубов и обратно; постепенно область воздействия увеличивается и доходит до мягкого нёба;
    Большим пальцем производить поперечные поглаживающие движения по твердому и мягкому нёбу слева направо и наоборот;
     Большим  пальцем  производить круговые поглаживающие и растирающие движения по твердому и мягкому нёбу слева направо и наоборот; движения начинают выполнять от верхних боковых зубов, постепенно продвигаясь от твердого нёба к мягкому .
     Производить аналогичные движения от резцов к глотке обратно;

       Средним пальцем производить поглаживающие, надавливающие, растирающие движения вдоль и поперек рубца от резцов к глотке и наоборот;
    Производить поглаживающие, разминающие, растягивающие движения по мягкому нёбу средним пальцем от центральной части к боковым краям:
  Постукивать указательным или средним пальцем по твердому и мягкому нёбу.

     

Массаж лба:

 а)Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

б)Направление движения: от  бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

в)Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий.

г)Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

 

Массаж щёк.

 

а)Направление движения: от углов рта к вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

б)Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

 

Массаж носогубной складки.

 

Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

                                          

Массаж рта.

а) Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

б)Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

                                          

Массаж подбородка.

Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

                                          

Массаж шеи.

Направление движения: вдоль грудинно - ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

 

А сейчас гимнастика для мышц шеи.

 

а)Наклоны  головы вправо-влево (от1-3 до 10-12 раз)

б)Наклоны головы вперёд-назад (от 1-3 до 10-12 раз)

в)Круговые движения головой: делаем сначала 3раза в одну сторону, затем 3 раза в другую сторону.

 

  Далее интересное для тебя задание: я тебе предлагаю попить из пипетки:

 - я буду капать  из пипетки тебе на язычок водичку  маленькими порциями, а ты  по мере поступления водички в ротик, будешь проглатывать её тоже маленькими порциями. (Ребёнок выполняет задание)

  1. - позевывание с произнесением гласных А-О-Э-И-У

-произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и произнесением гласных звуков А-О-Э-И-У

 

Сейчас разомнём наш язычок. Выполним вместе с ним гимнастику. Перед тобой рисунки, которые помогут вспомнить название упражнений.

 

1). «Лягушка-Хоботок»

На счёт 1-улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;

На счёт 2-сомкнуть зубы и губы, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слонёнок я

Хоботок есть у меня.

2). - Как называется наше второе упражнение?

-«Лопаточка!»

-Верно! Надо улыбнуться, открыть ротик , положить широкий язычок на нижнюю губку. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.

3). Наше следующее упражнение называется…

- «Накажем непослушный язычок».

Надо положить широкий язычок между губами и пошлёпать его: пя-пя-пя.

Ребёнок выполняет упражнение.

4). Посмотри на картинку: - Кто здесь изображён?

-Кошка.

-Что она делает?

-Сердится.

Наше следующее упражнение называется  « Киска сердится».

-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы,

Раз - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы;

Два – вернуться в исходное положение. Кончик язычка при этом не должен

отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5)На следующей картинке … Ослик.

-Губы в улыбке. Рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание: -ие, ие, ие! Кончик язычка при этом упирается в нижние зубки.

 6)А здесь изображена зубная щётка. - Что за упражнение ждёт нас сейчас?

-Верно, «Чистим нижние зубки». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево, нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи , и внутри

Не болели чтоб они.

7). «Качели»

-Улыбнуться, открыть рот, на счёт раз-два поочерёдно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубки. Нижняя челюсть при этом неподвижная.

На качелях я катаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь

Вверх, вниз! Вверх – вниз!

И последняя наша страничка «Посчитай нижние зубки»

-Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы

Следующее наше задание

   Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания.  

«Задуй  упрямую  свечу»

 - в  правой  руке  держать  цветные  полоски  бумаги; левую  ладонь  положить  на  живот; вдохнуть  ртом, надуть  живот; затем  длительно  выдыхать, «гасить  свечу.

«Каша»

- вдыхать  через  нос, на  выдохе  произнести  слово  «пых». Повторить  не  менее  6  раз.

«Покатай  карандаш»

 - вдохнуть  через  нос  и, выдыхая  через  рот, прокатить  по  столу  круглый  карандаш.

Работа над голосом.

                      Игра «Повтори за мной».

Будем мы сейчас играть

Звуки будем повторять!

Я скажу, ты повтори,

Голосок ко мне тяни.

Голосовые упражнения

       (Произнесение на одном выдохе сочетаний   из 2, затем 3 гласных звуков.)

     АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ,….

     АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО,ОАИ, ОИА

Уточнение артикуляции звука «С»

 

Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»

-Губы в улыбке не прикрывают зубы,

-Зубы сомкнуты или сближены,

-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы,

воздух выдувается с силой и проходит  через середину язычка до его кончика. На ладони,  поднесённой  ко рту ощущается  резкая холодная струя.

 

 Соня хочет поиграть с тобой в игру

«Поймай звук «С».

 Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» - хлопни в ладоши.

 

А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.

Повторяй за мной.


са-со-са со-са-со с у-сы-су сы-су-сы
са-су-са су-со-су сы-со-сы со-су-со
са-са-са со-со-со су-су-су сы-сы-сы

 

А сейчас  игра «Добавлялки». Будем играть  с  мячом. Я  бросаю тебе мяч и называю  первый слог или 2 слога, а ты договариваешь последний слог «СА» и возвращаешь мне мяч.

 

Ли (са). Что получилось? – Лиса.

-Молодец, продолжаем игру: ро (са), ко (са), кас (са), поло(са), колба (са).

-Молодец! А сейчас мы будем добавлять слог «сы». Какой слог мы будем добавлять?

Ребёнок: -СЫ  

У (сы), но(СЫ), ча(СЫ), бу (СЫ), ве(СЫ), о(СЫ).

 

Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения.

 

А). Назову слова я быстро,

Ты произнесёшь их чисто

-Сахар, сад, салат, сапог

Назови-ка первый слог!

-Какой первый слог во всех словах

-СА!

Правильно!

Б). Быстро, чисто называй

Сало, сад, салют, сарай!

Сайка, санки, сажа… Снова

Повтори всё слово в слово!

В). Слушай и запоминай

И красиво называй

Все слова  со слогом  «СА»:

Полоса, коса, оса.

Все слова со слогом «СО»:

Сода, Соня, колесо.

Все слова со слогом «СЫ»:

Косы, бусы и весы.

Ребёнок повторяет как можно больше слов , которые запомнил

 

 Физкультурная пауза.

Сейчас  Соня приглашает нас с тобой сходить в магазин. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на  островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног.

( ребёнок выполняет движения под музыку.)

 

Вот мы уже и в магазине. . В отделе «Мебель».

 

Мы должны приобрести мебель, название которой  начинается на  звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стул, сервант.

Предлагаю определить место звука «С» в этих словах.

 

А сейчас,  отправляемся в другой отдел, в хозяйственный, где продаётся посуда.

-Какую посуду мы приобретём, в названии которой слышится звук «С»?

Ребёнок выбирает :  самовар, сковороду, солонку,стакан.

-А теперь отправляемся в отдел «Продукты». Здесь тебе тоже предстоит  выбрать продукты, название которых  начинается на звук «С».

Я буду продавец, а ты покупатель. Какие продукты выберешь со звуком «С»? Ребёнок из предложенных продуктов выбирает необходимые: сыр, сахар, сок, свёклу.

Молодец,ты очень хорошо справился с заданием.Соня  очень довольна.

Ребёнку предлагается собрать  пазл. (на картинке самолёт)

Разучивание стихотворения.

 

Стихотворение со звуком «С»

 Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

 

III Заключительная часть.

 

-Молодец! Спасибо! Со всеми заданиями ты справился. А что тебе больше всего  понравилось на занятии? Какие задания тебе показались трудными, а какие более лёгкими?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Лунтиком». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия«Игры с Лунтиком».Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах              Учитель-л...

Конспект индивидуального логопедического занятия " В поисках клада". Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Конспект индивидуального логопедического занятияТема « В поисках клада» Автоматизация звука Л.ЦелиПродолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука ( л).Формировать направлен...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ринолалии (Автоматизация звука [Щ]).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ринолалии(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)Цель занятия: Автоматизация звука [Щ] изолированно, в слогах, словах и предложениях....

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука "Р" в середине слов.

Данное занятие направленно на отработку звука "Р" в середине слова на основе народного праздника Масленица. При разработке занятия учитывались требования ФГОС....