Взаимодействие с родителями – важнейший аспект организации коррекционной работы с детьми раннего возраста.
статья по логопедии по теме
В статье представлен опыт работы детского сада с семьями воспитанников, документация учителя - логопеда по работе с родителями: план работы, рекомендации по тематическому планированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по работе с родителями детей раннего возраста | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозкова С.Ф. учитель – логопед
ГБДОУ д/с № 233 компенсирующего вида
Выборгского района Санкт – Петербурга
Взаимодействие с родителями – важнейший аспект организации коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Эффективность коррекционно–развивающей работы и в целом развитие детей раннего возраста зависит от окружающей среды и социальных условий. «Маленький ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически, и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии… Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть» - пишет Масуру Ибука в своей книге «После трех уже поздно». Эксперименты американских ученых также подтверждают огромную роль воздействия среды, в которой находится маленький ребенок, на его развитие.
ФГОС дошкольного образования провозглашает одним из основных принципов дошкольного образования сотрудничество образовательной Организации с семьей.
В системе работы нашего дошкольного образовательного учреждения мы используем различные формы сотрудничества в группах раннего возраста с родителями воспитанников (как традиционные, так и нетрадиционные):
- Информационно-аналитические: анкетирование, тестирование, интервьюирование, почта доверия, вопросы-ответы.
- Наглядно-информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фотовыставки, библиотеки-передвижки, групповой Интернет-сайт.
- Познавательные: родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, родительские конференции, совместное создание развивающей среды.
- Досуговые: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, экологические субботники, выставки, творческие конкурсы.
Роль семьи в развитии малыша велика, поскольку ранний возраст – это период становления всех систем, это период благоприятного речевого развития, развитие клеток головного мозга к 3-х летнему возрасту на 70-80% завершено, а в этом возрасте ребенок практически всегда находится со своими родителями. «Несформированность в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (в частности, речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки…» - утверждает доктор медицинских наук, ведущий сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук Е. П. Харченко.
Вот почему педагогам по вопросам образования ребенка необходимо направить свои усилия на взаимодействие с семьей, непосредственно вовлекая их в образовательную деятельность.
Работа логопеда в группах раннего возраста имеет свои особенности:
- особый положительный эмоциональный фон организованной образовательной деятельности - доставить детям радость;
- использование ярких игрушек (гостей) в качестве зрительной опоры;
- совместная игровая деятельность – это всегда игра–занятие;
- использование коротких рифмованных текстов, при проговаривании которых ребенок обязательно действует: хлопает, топает, прыгает…;
- проведение мимических, артикуляционных, дыхательных упражнений в виде сказки – действия;
- цель логопеда: вызывание речи, овладение детьми фразовой речью;
- звуки ребенку не ставятся, а вызываются в процессе организованной деятельности – игры.
Возрастные особенности детей влияют и на традиционные формы взаимодействия логопеда с родителями.
В начале года индивидуальные консультации проводятся без участия ребенка, так как ребенок при родителе не может управлять своим поведением. Поскольку проблемы в развитии речи у разных детей часто совпадают, на данном этапе востребованы мастер – классы для родителей, в которых они сами выступают в роли детей и получают практические навыки в овладении артикуляционными и дыхательными упражнениями. В середине учебного года индивидуальные консультации проводятся уже с участием ребенка, и родитель видит, как логопед работает с ним. Это – консультация-занятие, на которой показываются особенности отработки лексического материала или вызывания отсутствующего звука.
Для родителей по каждой лексической теме согласно календарно – тематическому планированию разработаны рекомендации. Для примера ниже представлена одна их них.
тема «Осень. Явления природы»
Родителям рекомендуется:
1. Сходить с детьми в парк осенью, обратить их внимание на изменения погоды (стало холоднее, чем летом, часто идет дождь, листья желтеют и краснеют…);
- рассмотреть с детьми листья разных деревьев (их форму, окраску), поиграть с листиками в игру «С какого дерева упал листок?»;
- засушить осенние листочки, набрать желудей, шишки хвойных деревьев.
2. Вместе с ребенком обводить и раскрашивать разные по форме листики, учить ребенка правильно держать карандаш.
3. Дуть на осенние листочки: формируем правильную воздушную струю. Следим, чтобы ребенок выдыхал воздух на улыбке, не надувая щеки.
4. Игра «Как вкусно пахнет»: учить ребенка вдыхать воздух через нос, а выдыхать ртом.
5. Вместе с ребенком проговаривать стихотворение (ребенок старается повторить слоги):
«Листок»
ДУ-ДУ-ДУ – я листок найду,
АЙ-АЙ-АЙ – мой листок не улетай.
Работа с родителями распланирована на учебный год:
Месяц | Форма работы | Тема | Цель |
Октябрь | Родительское собрание | «Специфика логопедической работы с детьми раннего возраста» | Познакомить родителей с содержанием коррекционной работы на учебный год. |
Оформление информационного стенда | «Как научить ребенка говорить?» | Дать практические советы по развитию речи ребенка в повседневной жизни. | |
Анкетирование | «Я и мой ребенок»» | Проанализировать педагогическую осведомленность родителей, изучить отношение к ребенку и его речевому дефекту. | |
Ноябрь | Оформление информационного стенда | «Полезные советы по созданию развивающей речевой среды дома» | Познакомить родителей с тем, что надо знать при проведении игр и занятий с малышом дома. |
Индивидуальные беседы | «Результаты диагностики» | Познакомить родителей с результатами обследования детей | |
Круглый стол (мастер – класс) | «Играем – речь развиваем» (Логопедические игры с детьми раннего возраста) | Предложить родителям на практике освоить методику проведения игры на развитие лексического и грамматического строя речи. | |
Декабрь | Мастер – класс | «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного произношения» | Дать представления об артикуляционной гимнастике и на практике ими овладеть |
Буклеты для родителей | «Игры для развития дыхания» | Дать рекомендации по развитию правильной воздушной струи. | |
Январь | Индивидуальные беседы по запросу родителей | «Спрашивали-отвечаем» | Информирование родителей по интересующим вопросам |
Выставка | «Домашняя игротека» | Подобрать развивающие пособия для игр и занятий с детьми по развитию речи. | |
Февраль | Консультация | «Фонематический слух - основа речи» | Информировать родителей о значении фонематического слуха в становлении речи ребенка и его успешном обучении в школе. |
Буклеты для родителей | «Игры на развитие фонематического слуха» | Подобрать игры для всей семьи | |
Март | Оформление информационного стенда | «Расширяем словарный запас» | Познакомить родителей с приемами работы, направленными на обогащение словаря |
Индивидуальные беседы по запросу родителей | «Спрашивали-отвечаем» | Информирование родителей по интересующим вопросам | |
Выставка | «Словесные игры без подготовки» | Подготовить для родителей картотеку словесных игр для всей семьи по развитию речи | |
Апрель | Круглый стол (мастер – класс) | «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребенка» | Познакомить родителей с методиками развития мелкой моторики рук. |
Буклет для родителей | «Пальцы помогают говорить» | Подготовить подборку игр на каждый день | |
Май | Индивидуальные беседы | «Спрашивали-отвечаем» | Ответить на полученные вопросы в информационной корзине |
Открытое занятие | «Я умею красиво и правильно говорить» | Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе нашей совместной работы |
Необходимо отметить важный факт: в группах компенсирующей направленности для детей раннего возраста заинтересованность родителей, их участие и инициатива в развитии детей достаточно высока. Практически все высказывают свое желание сотрудничать с образовательным учреждением, а более 80% родителей ответственно и качественно выполняют рекомендации и задания логопеда.
Эффективное сотрудничество с родителями обеспечивает к концу учебного года (возрастные группы 2 – 2,5, 2.5 – 3 года) возможность овладеть самостоятельной речью по возрасту 70% детей. А 30% - это дети с выраженными нарушениями звукопроизношения (межзубный сигматизм, боковое и щечное произнесение свистящих) и дети с нарушениями слоговой структуры слова.
В любом возрасте ребенку необходимо общение с родителями и другими взрослыми, их внимание и эмоциональная поддержка. Уверены, что в нашем детском саду педагогам и родителями удается обеспечить необходимые условия для развития детей.
Литература:
- Елецкая О.В., Варенина Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Мещерякова В.А., Рубан О.Г. Инновационный опыт организации совместных праздников с детьми раннего возраста в контексте работы с этнокалендарем (из опыта работы ГБДОУ д/с № 233 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга).
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи. Методическое пособие/ Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...
Консультация для родителей: «Важные моменты организации лепки дома с детьми раннего возраста»
Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет. Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу...
Музыкальная логоритмика как средство организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
В данном материале представлена краткая информация о методических подходах в организации коррекционной работы с дошкольниками, а так же авторский материал по логоритмике....
«Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников при организации коррекционной работы в старшей группе»
Работая над проблемой организации работы воспитателя с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности педагога. Нередко пед...
Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста
Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста...
"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"
В современной литературе недостаточно данных, раскрывающих технологическую составляющую коррекционной работы с детьми с ОНР. Анализ коррекционной работы, запрос практики и осмысление собст...
Консультация для родителей: «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I И II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Цели консультации:1)Ознакомить с понятием общего недоразвития речи у детей дошкольного возра...