Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Булкина Наталья Николаевна

Учеными доказано, что развитие моторики рук тесно связано с развитием речи и мышления.Отклонения в развитиии моторной сферы у детей с ЗПР создают трудности в овладении навыками рисования,ручного труда, письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_na_sayt_bulkinoy_n.n.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Аппликация обрыванием (от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию), плетение из бумажных полос так же способствует развитию мелкой моторики.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Рисование различными материалами ( простым карандашом, цветными карандашами, мелками, фломастерами) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.  

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – это книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Любят дети копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу.

Занятия по развитию мелкой моторики можно начинать с самомассажа с использованием «разноцветных прищепок», «мячей-ежиков», «пальчикового бассейна». При самомассаже использую упражнения с перекатыванием шестигранных карандашей, оказывающих оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Начинается и заканчивается самомассаж расслаблением кистей рук – поглаживанием.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Особое место занимает штриховка, рисование по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандаша. Штриховка способствует подготовке руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки) ,развитию глазомера.

Большая роль принадлежит графическим упражнениям – специальным тренировочным занятиям, применяемым для развития манипулятивной деятельности рук. Такие упражнения не только способствуют формированию двигательных навыков, точности движений, вниманию и контролю  за собственными действиями, но и оказывают лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, автоматизации того или иного рисовального движения.

Принципы, положенные в основу формирования графомоторных движений, следующие: этапность , постепенное усложнение от простого к сложному, отработка линий до автоматизма.

Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму.

                                                                      Автор-составитель  Булкина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»

Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...