Памятка: "Создание специальных условий для слабовидящих воспитанников"
консультация по коррекционной педагогике на тему

В памятке представлены ркомендации для родителей слабовидящих воспитанников по созданию для них специальных условий в соответствии с имеющимся зрительным диагнозом. Представлены  игры на развитие зрительного внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_-_sozdanie_spets._usloviy.docx416.05 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Создание специальных условий дома

для игр и занятий:

  • Везде, где находится ребенок, должна быть достаточная освещенность.
  • Неустанно следите за осанкой ребенка во время занятий: подберите соответствующую мебель. Ребенок не должен низко наклоняться: расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее расстояния от локтя до пальчиков ребенка.
  • Если у ребенка сходящееся косоглазие, необходимо организовать работу (рассматривание иллюстраций, рисование красками) на подставках от 45 до 15 градусов.
  • В целях создания лучшей контрастности следует подкладывать под рабочий материал лист однотонной бумаги.
  • Всегда стоит помнить о вреде, который наносит просмотр телевизионных передач, на ослабленный, не сформировавшийся зрительный анализатор ребенка.
  • Укрепляйте здоровье Вашего ребенка, закаливайте его, больше бывайте на свежем воздухе, т.к. болезни сдерживают положительный результат в лечении.
  • Будьте чрезвычайно внимательны к своему ребенку, не кричите на него, будьте спокойны и терпеливы. Всегда помните: Вашему ребенку требуется больше времени на рассматривание, обследование, выполнения разных заданий, большее количество повторений при показе способов действий.
  • Результаты деятельности своего ребенка сравнивайте только с его собственными результатами.

УСПЕХОВ ВАМ!

Игры на развитие зрительного внимания, восприятия

«Найди предметы»

   Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

  • Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.
  • Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная-белая. Предложите ребенку продолжить ряд.

«Сравни картинки»

   Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях.

«Чего не стало?»

  • Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).
  • Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Создание

специальных условий

для слабовидящих воспитанников»

Овдусенко Елена Сергеевна,

воспитатель

МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты

г. Воркута

 

БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ)  - при этом заболевании ребёнок хорошо видит близко

расположенные предметы и плохо удалённые.

Ребенок испытывает трудности:

  • в восприятии написанного на доске;
  • утомляются при плохом освещении;
  • видят предметы расплывчато;
  • рисуют и пишут, низко склоняя голову;
  • не могут переводить взор вдаль, вблизи;
  • нарушается сумеречное зрение.

Необходимо ограничивать ребенка в:

  • прыжках;
  • резком сотрясении тела;
  • длительных наклонах вниз;
  • зрительная нагрузка должна быть минимальной;
  • исключить мелкую работу (мозаика, конструктор, бисер).

Необходимые условия:

  • индивидуальная работа;
  • чередовать работу с отдыхом;
  • выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз;
  • оптимальное освещение рабочего места, ближе к источнику света – окну;
  • контроль осанки ребенка;
  • пособия на контрастном фоне;
  • зрительная нагрузка - 10 мин, отдых (работа на слух) – 10 мин.

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (ГИПЕРМЕТРОПИЯ) -

у ребенка нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии.

Ребенок испытывает трудности:

  • сужено поле обзора;
  • трудности при чтении;
  • пишет узкие буквы;
  • быстро утомляется;
  • возникают головные боли;
  • неприятные ощущения в глазах.

Необходимо ограничивать ребенка в работе вблизи.

Необходимые условия:

  • работать у доски;
  • иллюстрации для рассматривания давать по частям;
  • необходимо большее количество времени для формирования целостного образа объекта;
  • чередование зрительной работы вблизи с передвижением взгляда вдаль.

АМБЛИОПИЯ – форма понижения остроты зрения. Если амблиопия нарушение врождённое, ребенок не знает, что можно видеть как-то по-другому и воспринимают всё как норму. Поэтому сам он жаловаться на зрение не будет.

Ребенок испытывает трудности:

  • снижаются функции зрения,
  • в пространственном расположении
    предметов;
  • снижается скорость, точность, зрительного
    восприятия;
  • фрагментарность, искажённость зрительного восприятия;
  • в восприятии логически связанных сюжетов;
  • в выполнении практических действий;
  • в ориентировке в пространстве;
  • отстаёт от нормы в формировании
    познавательных интересов;
  • в овладении сенсорными эталонами.

Необходимые условия:

  • дидактический материал лаконичен, понятен;
  • посадка: взор на доску, картину со стороны лучше видящего глаза;
  • крупные предметы, графические образцы.

КОСОГЛАЗИЕ - нарушение глазодвигательных функций. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения.

Ребенок испытывает трудности:

  • затруднено динамическое восприятие;
  • осложняется направление взгляда на объект;
  • нет чёткого видения предметов.

Необходимые условия:

  • при расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна;
  • при сходящемся - подставка для книг необходима;
  • при отклонении 150 – 200 необходимо постоянное ношение очков.

АСТИГМАТИЗМ – ребенок видит предметы нерезкими или искаженными.

Ребенок испытывает трудности:

  • при чтении;
  • при соединении элементов букв, линий в чертежах и рисунках;
  • роняет канцелярские принадлежности, т.к. не видят чёткой границы стола и других плоскостей.

Необходимые условия:

  • четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз;
  • на стол приклеить полоску для положения тетради, листа бумаги;
  • при гиперметропическом астигматизме:

      мелкие предметы, мелкие рисунки;

  • при миопическом астигматизме: показания, что и при близорукости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"

Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...

Организация специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС.

Анализ специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР  в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»

Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящ...

Рекомендации для воспитателей по созданию специальных условий для слабовидящих воспитанников

 Если к вам в группу пришел ребёнок с нарушением зрения, для него необходимо создать специальную адаптированную предметно-пространственную среду, так как у него возникают  особые обра...

Памятка "Создание специальных условий для слабовидящих воспитанников"

С опытом работы педагогического коллектива со слабовидящими детьми Вы можете ознакомиться на официальном сайте Учреждения (страница «Консультационный     центр»):http:/...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

Памятка "Создание театра в домашних условиях"

МБ ДОУ Детский сад №27 «Сказка»г.о.г.Выкса, 2020 Памятка«СОЗДАНИЕ ТЕАТРА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»  Составила воспитатель: Соловей Ю.А.Уважаемые родители!Театр...