Памятка: "Создание специальных условий для слабовидящих воспитанников"
консультация по коррекционной педагогике на тему
В памятке представлены ркомендации для родителей слабовидящих воспитанников по созданию для них специальных условий в соответствии с имеющимся зрительным диагнозом. Представлены игры на развитие зрительного внимания и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_-_sozdanie_spets._usloviy.docx | 416.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Создание специальных условий дома
для игр и занятий:
- Везде, где находится ребенок, должна быть достаточная освещенность.
- Неустанно следите за осанкой ребенка во время занятий: подберите соответствующую мебель. Ребенок не должен низко наклоняться: расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее расстояния от локтя до пальчиков ребенка.
- Если у ребенка сходящееся косоглазие, необходимо организовать работу (рассматривание иллюстраций, рисование красками) на подставках от 45 до 15 градусов.
- В целях создания лучшей контрастности следует подкладывать под рабочий материал лист однотонной бумаги.
- Всегда стоит помнить о вреде, который наносит просмотр телевизионных передач, на ослабленный, не сформировавшийся зрительный анализатор ребенка.
- Укрепляйте здоровье Вашего ребенка, закаливайте его, больше бывайте на свежем воздухе, т.к. болезни сдерживают положительный результат в лечении.
- Будьте чрезвычайно внимательны к своему ребенку, не кричите на него, будьте спокойны и терпеливы. Всегда помните: Вашему ребенку требуется больше времени на рассматривание, обследование, выполнения разных заданий, большее количество повторений при показе способов действий.
- Результаты деятельности своего ребенка сравнивайте только с его собственными результатами.
УСПЕХОВ ВАМ!
Игры на развитие зрительного внимания, восприятия
«Найди предметы»
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
- Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.
- Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
- Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная-белая. Предложите ребенку продолжить ряд.
«Сравни картинки»
Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях.
«Чего не стало?»
- Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).
- Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты
«Создание
специальных условий
для слабовидящих воспитанников»
Овдусенко Елена Сергеевна,
воспитатель
МБОУ «Начальная школа –
детский сад № 1» г. Воркуты
г. Воркута
БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ) - при этом заболевании ребёнок хорошо видит близко
расположенные предметы и плохо удалённые.
Ребенок испытывает трудности:
- в восприятии написанного на доске;
- утомляются при плохом освещении;
- видят предметы расплывчато;
- рисуют и пишут, низко склоняя голову;
- не могут переводить взор вдаль, вблизи;
- нарушается сумеречное зрение.
Необходимо ограничивать ребенка в:
- прыжках;
- резком сотрясении тела;
- длительных наклонах вниз;
- зрительная нагрузка должна быть минимальной;
- исключить мелкую работу (мозаика, конструктор, бисер).
Необходимые условия:
- индивидуальная работа;
- чередовать работу с отдыхом;
- выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз;
- оптимальное освещение рабочего места, ближе к источнику света – окну;
- контроль осанки ребенка;
- пособия на контрастном фоне;
- зрительная нагрузка - 10 мин, отдых (работа на слух) – 10 мин.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (ГИПЕРМЕТРОПИЯ) -
у ребенка нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии.
Ребенок испытывает трудности:
- сужено поле обзора;
- трудности при чтении;
- пишет узкие буквы;
- быстро утомляется;
- возникают головные боли;
- неприятные ощущения в глазах.
Необходимо ограничивать ребенка в работе вблизи.
Необходимые условия:
- работать у доски;
- иллюстрации для рассматривания давать по частям;
- необходимо большее количество времени для формирования целостного образа объекта;
- чередование зрительной работы вблизи с передвижением взгляда вдаль.
АМБЛИОПИЯ – форма понижения остроты зрения. Если амблиопия нарушение врождённое, ребенок не знает, что можно видеть как-то по-другому и воспринимают всё как норму. Поэтому сам он жаловаться на зрение не будет.
Ребенок испытывает трудности:
- снижаются функции зрения,
- в пространственном расположении
предметов; - снижается скорость, точность, зрительного
восприятия; - фрагментарность, искажённость зрительного восприятия;
- в восприятии логически связанных сюжетов;
- в выполнении практических действий;
- в ориентировке в пространстве;
- отстаёт от нормы в формировании
познавательных интересов; - в овладении сенсорными эталонами.
Необходимые условия:
- дидактический материал лаконичен, понятен;
- посадка: взор на доску, картину со стороны лучше видящего глаза;
- крупные предметы, графические образцы.
КОСОГЛАЗИЕ - нарушение глазодвигательных функций. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения.
Ребенок испытывает трудности:
- затруднено динамическое восприятие;
- осложняется направление взгляда на объект;
- нет чёткого видения предметов.
Необходимые условия:
- при расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна;
- при сходящемся - подставка для книг необходима;
- при отклонении 150 – 200 необходимо постоянное ношение очков.
АСТИГМАТИЗМ – ребенок видит предметы нерезкими или искаженными.
Ребенок испытывает трудности:
- при чтении;
- при соединении элементов букв, линий в чертежах и рисунках;
- роняет канцелярские принадлежности, т.к. не видят чёткой границы стола и других плоскостей.
Необходимые условия:
- четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз;
- на стол приклеить полоску для положения тетради, листа бумаги;
- при гиперметропическом астигматизме:
мелкие предметы, мелкие рисунки;
- при миопическом астигматизме: показания, что и при близорукости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"
Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...
Организация специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС.
Анализ специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящ...
Рекомендации для воспитателей по созданию специальных условий для слабовидящих воспитанников
Если к вам в группу пришел ребёнок с нарушением зрения, для него необходимо создать специальную адаптированную предметно-пространственную среду, так как у него возникают особые обра...
Памятка "Создание специальных условий для слабовидящих воспитанников"
С опытом работы педагогического коллектива со слабовидящими детьми Вы можете ознакомиться на официальном сайте Учреждения (страница «Консультационный центр»):http:/...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...
Памятка "Создание театра в домашних условиях"
МБ ДОУ Детский сад №27 «Сказка»г.о.г.Выкса, 2020 Памятка«СОЗДАНИЕ ТЕАТРА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ» Составила воспитатель: Соловей Ю.А.Уважаемые родители!Театр...