Особенности подхода к обучающимся с различными зрительными заболеваниями в образовательной деятельности
статья по коррекционной педагогике на тему
В памятке представлены зрительные дигнозы, описаны трудности детей, имеющих данные диагнозы, даны рекомендации педагогам по посадке, освещению и наглядности для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_podhoda_k_detyam_s_narusheniem_zreniya.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №1» г. Воркуты
«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса
муниципальнöйвелöдан учреждение
ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ОБУЧАЮЩИМСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зрительный диагноз | Испытывают трудности | Ограничения | Освещение, посадка | Рекомендации |
Близорукость (миопия М) ребёнок хорошо видит близко расположенные предметы и плохо удалённые | • в восприятии написанного на доске; • утомляются при плохом освещении; • видят предметы диффузно (расплывчато); • читают и пишут, низко склоняя голову; • не могут переводить взор вдаль, вблизь; • нарушается сумеречное зрение. | • прыжки; • резкое сотрясение тела; • длительные наклоны вниз; • зрительная нагрузка – min; • исключить мелкую работу (мозаика, конструктор, бисер). | • оптимальное освещение рабочего места, ближе к источнику света – окну; • индивидуальный источник света по рекомендации окулиста; • посадка: ближе к доске. | • отсутствие бликов; • индивидуальные средства оптической коррекции (по назначению окулиста); • ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; • исключить при чтении мелкий шрифт (высота букв (цифр) в тетради 5-5,5 мм, на доске 12-14см; межбуквенные пространства 3 мм; •использовать подставку при чтении. • чередовать работу с отдыхом; • выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз; • контроль за осанкой обучающихся; • пособия на контрастном фоне (оранжево-жёлтых, зелёных тонов); • зрительная нагрузка - 10 мин, отдых (работа на слух) 10мин. |
Дальнозоркость (гиперметропия Н) - нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии | • сужено поле обзора при чтении; • пишут узкие буквы; • быстро утомляются; • возникают головные боли; • неприятные ощущения в глазах. | • работа вблизи. | • посадка: в зависимости от остроты зрения и окклюзии.
| • отсутствие бликов; • постоянная очковая коррекция даже небольшой степени гиперметропии (по назначению окулиста); • чередование зрительной работы вблизи с переведением взгляда вдаль; • работать у доски; • мелкие предметы; • иллюстрации для рассматривания давать по частям; • большее количество времени для формирования целостного образа объекта • зрительная нагрузка max. |
Амблиопия – форма понижения остроты зрения. Если амблиопия нарушение врождённое, ребенок не знает, что можно видеть как-то по-другому. Поэтому воспринимают всё как норму. Поэтому сам он жаловаться на зрение не будет. | • понижается острота зрения; • нарушено бинокулярное зрение; • затруднена ориентировка в пространстве. | • прыжки; • гимнастические упражнения. | • посадка: взор на доску (картину) со стороны лучше видящего глаза. | • отсутствие бликов; • индивидуальные средства оптической коррекции (по назначению окулиста); • ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; • дидактический материал лаконичен, понятен; • крупные предметы. |
Нистагм (своеобразная судорога глаз) - глаза бегают вертикально и горизонтально | • затруднена фиксация взора на предмете; • пишут дрожащую линию; • с трудом удерживают строку. • нарушение прослеживающих функций глаз; • увеличение времени восприятия объектов. | • нистагм усиливается при возбуждённом состоянии ребёнка; • обучающийся не должен списывать с доски. | • по рекомендации окулиста. | • отсутствие бликов; • использовать подставку для книг; • ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; • при чтении использовать коррекционную следящую линейку; • дозирование зрительных нагрузок, частый отдых для глаз; • снижение темповых нагрузок. |
Косоглазие- нарушение глазодвигательных функций. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения. | • затруднено динамическое восприятие; • зрительно пространственный синтез; • осложняется направление взгляда на объект; • нет чёткого видения предметов. | • посадка: в зависимости от остроты зрения и окклюзии.
| • отсутствие бликов; • индивидуальные средства оптической коррекции (по назначению окулиста); • ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; • при расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна; • при сходящемся - подставка для книг необходима. | |
Астигматизм - ребенок видит предметы нерезкими или искажёнными | • при чтении; • при соединении элементов букв, •роняют принадлежности для рисования, письма, | • по рекомендации окулиста. | • отсутствие бликов; • индивидуальные средства оптической коррекции (по назначению окулиста); • ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; • зрительная нагрузка max. • на стол, парту приклеить полоску для положения тетради; • при гиперметропическом астигматизме: мелкие предметы, мелкие рисунки; • при миопическом астигматизме: показания, что и при миопии. | |
Колобома радужки - частичный дефект зрачка. | • при работе фронтально. | • следует избегать резкого перепада t, ветра. | • по рекомендации окулиста. | • отсутствие бликов; •ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; • разрешать подходить к доске во время урока. |
Врождённая атрофия зрительного нерва - следствие внутриутробных заболеваний ЦНС. Вследствие этого снижается острота и сужается поле зрения, вплоть до слепоты. | • во всех видах деятельности, связанных с передвижением (не видят • низкая работоспособность; • в различении светлых изображений на тёмном фоне; • присутствуют аномалии • эти обучающиеся фотофобы (испытывают дискомфорт при прямом | • Противопоказана значительная зрительная нагрузка; физические темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой; • Постоянный контроль за утомлением ребенка. | • 1000-1500 Лк. Контраст: 80-100%.; | •отсутствие бликов; • ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; • индивидуальный подход; • сажать ближе к доске, по центру; • подставка для книг; • чёткая разлиновка тетради; • парта вдали от окна; • лучше видят тёмные фигуры на светлом; • 100% насыщенность цветов; • высокий контраст изображений; • темп работы медленный; • не менее 2-х зрительных гимнастик за занятие, урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные формы проведения непосредственной образовательной деятельности музыкально-эстетического развития дошкольников.
Различные формы проведения музыкальной непосредственной образовательной деятельности....
Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности
Статья на тему: Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности...
Использование различных материалов в продуктивной образовательной деятельности дошкольников
История аппликации, содержание работы, задачи, нетрадиционные материалы...
Использование "зрительных дорожек" в образовательной деятельности. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Любая образовательная деятельность, несвязанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомля...
Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия...
Особенности образовательной деятельности детей и подходы к её организации
образовательные организации в современном мире используют в своей работе различные подходы к организации образовательной деятельности...
Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...