ВАЖНОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике на тему

Сюжетно – ролевая игра является главной деятельностью, где ребенок с ОВЗ может проявить инициативу и творческую активность, необходима только система обучения игре, тогда не смотря на индивидуальные особенности детей с ОВЗ, сюжетно – ролевая игра поможет детям  реализовать свой опыт в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

    ВАЖНОСТЬ  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ   ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    ЗДОРОВЬЯ.

Дошкольный возраст – это период высокой познавательной активности, интереса к окружающему миру. Важно, чтобы ребенок научился осуществлять практическую деятельность, принимал задачи и правила, добивался получения результата, научился самостоятельно рассуждать, формулировать вопросы, пользоваться наглядным материалом, моделями, схемами. И, в первую очередь, мы должны быть для детей примером, ведь они, как никто другой, отражают, ту любовь, которую мы им дарим.

Игра – один из основных видов деятельности детей, формирующий умственное, нравственное, познавательное воспитание. Игра – самый распространенный путь в социум, неисчерпаемый   источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, способ приобщения к духовному богатству, это способ развития коммуникативных качеств, преодоление трудностей общения. В игре развиваются волевые качества, повышается самооценка.

Дети с ОВЗ особенно нуждаются в социальной и эмоциональной поддержке. Главной формой  общения педагога и ребенка является партнерство, взаимодействие, соучастие, что способствует формированию познавательной активности.

Умственное развитие ребенка с ОВЗ – важнейшая составная часть его психологического развития, как для подготовки к школе, так и к будущей жизни в социуме.  Для ребенка с ОВЗ развитие игры проходит от предметной деятельности к ролевой, отражающей отношения людей в жизни, между собой и т.д. Чем раньше начинается период создания предпосылок становления игровой деятельности, где взрослый постепенно учит ребенка действовать в воображаемой ситуации, тем быстрее он освоит сюжетно - ролевую игру.

Детям с ОВЗ трудно воспринимать окружающее глазами, они заторможены, медлительны, с плохо развитой речью или наоборот гиперактивны.  Поэтому сначала игра носит манипулятивный, процессуальный характер.  Дети испытывают затруднения в понимании сюжета, не умеют планировать действия, их трудно объединить в игровой коллектив.  Для поддержания игрового интереса у детей педагог на протяжении всей игры играет вместе с ними.

Имея низкий уровень познавательной активности ребенок не знает назначения окружающих предметов и действий с ними, во время игровых манипуляций он застревает на одном способе выполнения действий.  Игровые действия не сопровождаются эмоциями и речью.  В игровых ситуациях нет цепочки действий, они однообразны, нет заинтересованности в конечном результате. Своим  личным примером педагог показывает, каким должно быть общение, характерные действия ролевого поведения.

В процессе обучающих игр необходимо  учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами.  Медленно, но можно сформировать у детей достаточно  выразительные игровые действия. В процессе обучения воспитатель, с одной стороны, сам дает образец правильной, четкой речи, а с другой – стимулирует их собственные высказывания. Необходимо помнить, что каждая игра должна доставлять ребенку удовольствие и радость, поэтому несмотря на важные дидактические задачи, она должна проходить легко, весело, без нравоучений. Ни в коем случае ребенок не должен переживать ситуацию неуспеха. В игре он должен чувствовать себя комфортно.

Итогом всей коррекционной – развивающей деятельности является включение полученных знаний в процессе обучения в игровую деятельность.  Коррекционно – развивающая  работа с детьми планируется в тесном взаимодействии со специалистами (дефектолог, психолог, музыкальный работник)

Для формирования познавательной активности в процессе естественной игровой деятельности необходимо подобрать систему игровых упражнений (игры с водой, песком  и т.д.) Следующим компонентом комплексного подхода в обучении игре дошкольников является  организация предметно- игровой среды, которая имеет очень важное значение для формирования у них сюжетно – роевой игры. Также используются театрализованные игры (настольный театр, фланолеграф , игры – драматизации  с куклами БИ-БА-БО, пальчиковые игры)

В подготовительной работе используются разнообразные приемы и методы:  наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, просматривание иллюстрационного материала (сюжетные картинки), дидактические упражнения. Постепенно знания детей переносятся в действия с предметом, в игровую ситуацию. Оборудование и атрибуты для игры должны быть доступны для самостоятельной деятельности детей. Для достижения более высокого уровня игры,  вместе  с родителями проводятся вечерние досуги.

В игре дети подражают взрослому и друг другу, их игровой опыт взаимно обогащается. Дети учатся вступать в ролевое взаимодействие, происходит обогащение и накопление социального и игрового опыта, расширяется  и обогащается словарный запас, появляется интерес к совместным играм.

Сюжетно – ролевая игра является главной деятельностью, где ребенок с ОВЗ может проявить инициативу и творческую активность, необходима только система обучения игре, тогда не смотря на индивидуальные особенности детей с ОВЗ, сюжетно – ролевая игра поможет детям  реализовать свой опыт в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...