ВАЖНОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике на тему
Сюжетно – ролевая игра является главной деятельностью, где ребенок с ОВЗ может проявить инициативу и творческую активность, необходима только система обучения игре, тогда не смотря на индивидуальные особенности детей с ОВЗ, сюжетно – ролевая игра поможет детям реализовать свой опыт в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАЖНОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ.
Дошкольный возраст – это период высокой познавательной активности, интереса к окружающему миру. Важно, чтобы ребенок научился осуществлять практическую деятельность, принимал задачи и правила, добивался получения результата, научился самостоятельно рассуждать, формулировать вопросы, пользоваться наглядным материалом, моделями, схемами. И, в первую очередь, мы должны быть для детей примером, ведь они, как никто другой, отражают, ту любовь, которую мы им дарим.
Игра – один из основных видов деятельности детей, формирующий умственное, нравственное, познавательное воспитание. Игра – самый распространенный путь в социум, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, способ приобщения к духовному богатству, это способ развития коммуникативных качеств, преодоление трудностей общения. В игре развиваются волевые качества, повышается самооценка.
Дети с ОВЗ особенно нуждаются в социальной и эмоциональной поддержке. Главной формой общения педагога и ребенка является партнерство, взаимодействие, соучастие, что способствует формированию познавательной активности.
Умственное развитие ребенка с ОВЗ – важнейшая составная часть его психологического развития, как для подготовки к школе, так и к будущей жизни в социуме. Для ребенка с ОВЗ развитие игры проходит от предметной деятельности к ролевой, отражающей отношения людей в жизни, между собой и т.д. Чем раньше начинается период создания предпосылок становления игровой деятельности, где взрослый постепенно учит ребенка действовать в воображаемой ситуации, тем быстрее он освоит сюжетно - ролевую игру.
Детям с ОВЗ трудно воспринимать окружающее глазами, они заторможены, медлительны, с плохо развитой речью или наоборот гиперактивны. Поэтому сначала игра носит манипулятивный, процессуальный характер. Дети испытывают затруднения в понимании сюжета, не умеют планировать действия, их трудно объединить в игровой коллектив. Для поддержания игрового интереса у детей педагог на протяжении всей игры играет вместе с ними.
Имея низкий уровень познавательной активности ребенок не знает назначения окружающих предметов и действий с ними, во время игровых манипуляций он застревает на одном способе выполнения действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциями и речью. В игровых ситуациях нет цепочки действий, они однообразны, нет заинтересованности в конечном результате. Своим личным примером педагог показывает, каким должно быть общение, характерные действия ролевого поведения.
В процессе обучающих игр необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами. Медленно, но можно сформировать у детей достаточно выразительные игровые действия. В процессе обучения воспитатель, с одной стороны, сам дает образец правильной, четкой речи, а с другой – стимулирует их собственные высказывания. Необходимо помнить, что каждая игра должна доставлять ребенку удовольствие и радость, поэтому несмотря на важные дидактические задачи, она должна проходить легко, весело, без нравоучений. Ни в коем случае ребенок не должен переживать ситуацию неуспеха. В игре он должен чувствовать себя комфортно.
Итогом всей коррекционной – развивающей деятельности является включение полученных знаний в процессе обучения в игровую деятельность. Коррекционно – развивающая работа с детьми планируется в тесном взаимодействии со специалистами (дефектолог, психолог, музыкальный работник)
Для формирования познавательной активности в процессе естественной игровой деятельности необходимо подобрать систему игровых упражнений (игры с водой, песком и т.д.) Следующим компонентом комплексного подхода в обучении игре дошкольников является организация предметно- игровой среды, которая имеет очень важное значение для формирования у них сюжетно – роевой игры. Также используются театрализованные игры (настольный театр, фланолеграф , игры – драматизации с куклами БИ-БА-БО, пальчиковые игры)
В подготовительной работе используются разнообразные приемы и методы: наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, просматривание иллюстрационного материала (сюжетные картинки), дидактические упражнения. Постепенно знания детей переносятся в действия с предметом, в игровую ситуацию. Оборудование и атрибуты для игры должны быть доступны для самостоятельной деятельности детей. Для достижения более высокого уровня игры, вместе с родителями проводятся вечерние досуги.
В игре дети подражают взрослому и друг другу, их игровой опыт взаимно обогащается. Дети учатся вступать в ролевое взаимодействие, происходит обогащение и накопление социального и игрового опыта, расширяется и обогащается словарный запас, появляется интерес к совместным играм.
Сюжетно – ролевая игра является главной деятельностью, где ребенок с ОВЗ может проявить инициативу и творческую активность, необходима только система обучения игре, тогда не смотря на индивидуальные особенности детей с ОВЗ, сюжетно – ролевая игра поможет детям реализовать свой опыт в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».
В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...
Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...