Мастер-класс "Формирование коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей"
материал по коррекционной педагогике на тему
В последнее время проблемы раннего речевого и предречевого развития детей интересуют многих специалистов: воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов. Особо актуальна эта тема в работе с детьми с особыми потребностями, многие из которых при поступлении в дошкольное образовательное учреждение находятся на уровне довербального развития. В мастер-классе раскрывается технология работы с невербальными детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса «Формирование коммуникативных умений
у невербальных (неговорящих) детей»
Актуальность. В последнее время проблемы раннего речевого и предречевого развития детей интересуют многих специалистов: воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов. Особо актуальна эта тема в работе с детьми с особыми потребностями, многие из которых при поступлении в дошкольное образовательное учреждение находятся на уровне довербального развития. Всем взрослым, окружающим ребенка, не владеющего вербальными средствами коммуникации, с одной стороны, нужно научиться понимать и принимать коммуникативно – значимые «сигналы» малыша, с другой стороны, важно понимать, какими коммуникативными умениями ему необходимо овладеть для осуществления коммуникации как процесса передачи информации от одного человека к другому.
Цель: передача практического опыта по формированию коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей.
Задачи:
- Представить методику Л.В. Самариной «Коммуникативный дом».
- Познакомить специалистов с приемами работы по формированию
коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей.
- Продемонстрировать игрушки и материалы, используемые для организации игровых ситуаций с детьми.
Аудитория: слушатели курсов повышения квалификации ККИПК РО по программе: «Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».
Содержание.
Лариса Витальевна Самарина, директор «Института раннего вмешательства» в Санкт-Петербурге представляет коммуникативные умения в виде коммуникативного дома.
Обратить внимание на схему «Коммуникативный дом».
Этот образ ярко иллюстрирует онтогенетическую очередность формирования коммуникативных умений и очень помогает в понимании, что если пропущен или недостаточно сформирован хоть один кирпичик, то «дом» рухнет.
Все коммуникативные умения связаны между собой и не развиваются изолировано.
У нормативно развивающихся детей они формируются в процессе онтогенеза, а для детей с особыми образовательными потребностями необходимо создавать специальные условия, позволяющие целенаправленно формировать данные умения.
Фундаментом является врожденная потребность в общении:
желание (умение) принять приглашение поиграть.
Ребенок вступит во взаимодействие, находясь в зоне комфорта и интереса. Следовательно, задача специалиста - сделать так, чтобы ребенок захотел общаться, чтобы у него появился коммуникативный мотив.
Организуется деятельность, которая интересна конкретному ребенку:
- Сенсорные игры (выдувание мыльных пузырей, запускание волчков, бросание камушков в воду, наблюдение за светящимися и заводными игрушками);
- Телесно – ориентированные игры – забавы (раскачивание на одеяле, кручения, щекотки, «В ямку бух»);
- Игры – прятки (с платочком, с одеялом);
- Присоединение к стереотипным играм ребенка (ряды из машин, однообразные действия с предметами).
Демонстрация игрушек, материалов и вариантов их использования.
Когда приятная ситуация заканчивается (все пузыри полопались, камушек утонул в воде, одеяло перестало раскачиваться), ребенок ищет ее продолжения и проявляет коммуникативное намерение, которое может быть выражено любым коммуникативно-значимым сигналом (движение руки, головы, взгляд, голосовая или звуковая активность). Это самое простое умение, но оно дает ребенку почувствовать, что коммуникация процесс двусторонний и она может приносить удовольствие, а источником этого удовольствия является взрослый, находящийся рядом.
В сенсорных играх и играх-забавах постепенно формируется
умение смотреть в лицо и в глаза взрослого.
Игры на удержание взгляда:
- Игра с прозрачной косынкой, через которую ребенку легче смотреть в глаза другому человеку;
- Одевать забавные предметы (нос клоуна, очки, колпачок), которые ребенок с интересом разглядывает и фиксирует свой взгляд на нашем лице;
- Наклеивание на лицо взрослого наклеек, которые ребенок будет снимать;
- Игры с зеркалом («строить рожицы»).
Демонстрация игрушек, материалов и вариантов их использования.
На следующем этапе формируются: умение концентрироваться на людях и предметах, умение подражать (копирование действий, звуков других людей), соблюдение очередности в игре (как предпосылка развития диалога).
Организуются:
- Предметные игры: бросание мячей, катание машин, складывание предметов в коробки, игры с сортерами и др.;
- Игры на подражание: «Делай как я», «Делай так» (подражание движениям и действиям с предметами);
- Музыкально – ритмические игры (Е.Железнова, Т.Ермолина).
Тренировка данных коммуникативных умений проходит как при индивидуальном взаимодействии педагога и ребенка, так и во время групповых занятий.
Проводится игра «Делай как я». Ведущий бросает разноцветные звенящие мячики в ведерко и концентрирует внимание участников – «детей» на данной деятельности. Затем предлагает: «Делайте как я». Участники подражают движениям ведущего – берут мячик из корзинки, бросают в ведерко, произносят лепетное слово «бах». После игра усложняется: нужно соблюдать очередность и использовать жест «Я» (правой ладонью коснуться груди).
На следующем этаже «коммуникативного дома» находятся умение слышать речь человека в зашумленной среде (в группе) и понимать чувства людей, ситуацию и речь.
Упражнения, используемые на данном этапе, направлены на:
- понимание простых инструкций: дай, возьми, положи, принеси;
- названий и функционального назначения обиходных предметов.
Проводится упражнение, демонстрирующее прием работы по формированию умения понимать названия игрушек и соотносить изображения с реальными предметами. Ведущий показывает игрушечную машинку, четко проговаривает слово, указывая на предмет, показывает жест («руль») и использует звукоподражание («би – би»). Затем показывает картинку, также сопровождая словом, жестом и звукоподражанием. Картинку кладет рядом с игрушкой. Участники повторяют данный прием, используя другие игрушки и картинки (мяч, кукла, юла).
Данные умения отрабатываются как на индивидуальных занятиях, так и в процессе режимных моментов и различных видов деятельности в группе, когда ребенку из общего фона надо вычленить обращение, адресованное именно к нему.
В процессе вышеперечисленных сенсорных и предметно – манипуляторных игр формируется умение играть.
У невербальных детей большое значение имеет умение использовать жесты для передачи сообщения.
В своей работе мы используем:
- социально – значимые жесты;
Демонстрация жестов: привет, пока, дай, на, я, мне, есть, пить, спать, вот - указательный жест.
- жесты, обозначающие конкретные предметы и действия.
На вершине «коммуникативного дома» умение говорить – способность складывать все предыдущие умения в сообщение, что открывает ребенку возможность выражения желаний и передачи информации в социально-приемлемой форме.
Список литературы:
- Рыскина В. Л. Балобанова В. П., Довбня С. В., Специалист по ранней коммуникации службы раннего вмешательства – задачи, методы и подходы к помощи. Сб. Материалов научно-практических конференций 2000-2001 гг. «Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей». СПб.:РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). – М., 1997.
Интернет – ресурс:
mosmetod.ru/files/metod/doshkolnoe/9.lat.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений и способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема общения (коммуникации) у детей дошкольного возраста в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов....
Развитие коммуникативных умений и навыков у детей
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих л...
Инструментарий педагога-психолога: Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы.
Инструментарий педагога-психолога ДОУ:Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы. Таблица заполняется методом сбора экспертны...
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...
консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"
Консультация содержит информацию для воспитателей...
Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему: «Учим детей общению». Игры на развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ТНР
Игровой подход в формировании коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ТНР...
конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у неговорящих детей с ОВЗ
конспект составлен с учетом психофизиологических особенностей детей со сложной структурой дефекта...