Песочные фантазии
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Мастер класс, целью которого является знакомство педагогов с использованием песочной терапии для формирования коммуникативных навыков у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_igry.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Песочные фантазии»
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Цель: познакомить педагогов с использованием песочной терапии для формирования коммуникативных навыков у детей
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (3 мин)
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что приобретается ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице можно увидеть некоторые особенности детей. Есть дети, которые позволяют другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять или же наоборот – отнимает игрушки и бросается песком. в таком случае и у «агрессоров» и у «тихонь» не сформированы коммуникативные навыки, т.е. умение нормально общаться.
Педагогические аспекты использования песка в развитии коммуникативных навыков трудно не заметить. Контакт с песком способствует релаксации и снижению тревожности. Совместная игра позволяет проявиться возрастным и индивидуальным особенностям детей, которые составляют основу эмоциональных и поведенческих трудностей в общении. Благодаря специально организованным песочным групповым играм у детей формируются навыки жить и творить совместно с другими, дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать других.
Существуют два пути формирования коммуникативных навыков посредством игр с песком.
Первый путь – спонтанная игра, т.е. спонтанное погружение ребят в игры с песком. В песочнице одновременно строят страну или свои миры все дети, сюжет и игры дети придумывают самостоятельно. Педагог выступает в роли наблюдателя или равного участника.
Путь второй – ведомая игра с использованием песочницы. Этот путь предполагает общение с педагогом в режиме ученик-наставник. Педагог является источником новой важной информацией и иллюстрирует её разнообразными игровыми заданиями
Сегодня я предлагаю пройтись по первому пути. Приглашаю 8 человек к песочнице. Остальные участники выступят в роли наблюдателей. (раздаю листы наблюдений)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Введение в песочную страну (знакомство) (3 мин)
Положите ладошки на песочек и каждый по очереди назовите ему своё имя. А теперь каждый по очереди поздоровайтесь с ним: «Здравствуй песочек, здравствуйте песчинки» (во время произнесения этих слов произвольно перемещаем песок в песочнице).
Давайте по очереди будем передавать кучку песка и говорить ласковые слова с друг другу.
Сделаем высокую гору «Дружбы» из песка. Необходимо под горой, по дну песочницы перемещать ладошки навстречу друг другу.
- Строительство сказочной страны (5 мин)
Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать сказочную страну. Сейчас вы выберете себе одного героя, которого вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.
- Обсуждение песочной страны (10 мин)
- Какую фигурку Вы выбрали?
- Какая она по характеру?
- Чем она занимается в этой стране?
- Как она себя чувствует в этой стране?
- Что нравится, что не нравится? Хотел бы что-то изменить в песочной сказочной стране?
- Ритуал выхода из песочной страны. (2 мин)
Посмотрите на свою страну и мысленно возьмите себе что-то из этого мира. Поблагодарите друг друга за работу.
- Анализ песочной картины (5 мин)
Выслушиваем комментарии наблюдателей
- Рефлексия ( мин)
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что будете использовать в работе?
Лист наблюдений за игрой в песке
- Оцените общий характер взаимодействия «вокруг песочницы» (поставьте знак «+» напротив выбранного стиля)
Стиль ситуативной коммуникации | Отметка | |
Сотрудничество | В песочнице все участники внимательно относятся друг к другу и тот, кто предлагал свою идею, всегда бывал выслушан. | |
Конфронтация | В группе два или более лидера, наблюдается открытое или скрытое противостояние, напряжение или даже разразился конфликт – группа спонтанно разделилась на подгруппы | |
Параллельная игра | Можно увидеть несколько «параллельных миров» - автономных стран, которые не мешают друг другу. Иногда между ними есть какие либо средства коммуникации(дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще | |
Борьба за территорию | Участники стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют «кто самее» как в случае конфронтации. Идёт борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами |
- Участники, проявившие себя с позиции «лидер»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Участники, проявившие себя с позиции «пассивного участника»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Участники, проявившие агрессивность____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песочные фантазии"
Мастер - класс для педагогов ДОУ...
песочная фантазия
Краткие сведения о песочной терапии .Основные рекомендации по работе с песком....
Отчет "Неделя песочных фантазий"
Прошла неделя песочных фантазий и мы подготовили отчет, получился очень интересный материал...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....