Песочные фантазии
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Боровская Зоя Николаевна

 Мастер класс, целью которого является знакомство  педагогов с использованием песочной терапии для формирования коммуникативных навыков у детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_igry.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Песочные фантазии»

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Цель: познакомить педагогов с использованием песочной терапии для формирования коммуникативных навыков у детей

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (3 мин)

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что приобретается ребёнку.  Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице можно увидеть некоторые особенности детей.  Есть дети,  которые позволяют другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять или же наоборот – отнимает игрушки и бросается песком.  в таком случае и у «агрессоров» и у «тихонь» не сформированы коммуникативные навыки, т.е. умение нормально общаться.

 Педагогические аспекты использования песка в развитии коммуникативных навыков трудно не заметить. Контакт с песком способствует релаксации и снижению тревожности. Совместная игра  позволяет проявиться возрастным и индивидуальным особенностям детей, которые составляют основу эмоциональных и поведенческих трудностей в общении. Благодаря специально организованным  песочным групповым играм  у детей формируются навыки жить и творить совместно с другими, дети  получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать других.

Существуют два пути формирования коммуникативных навыков посредством игр с песком.

Первый путь – спонтанная игра, т.е.  спонтанное погружение ребят в игры с песком.   В песочнице одновременно строят страну или свои миры все дети, сюжет и игры  дети придумывают самостоятельно.  Педагог выступает в роли наблюдателя или  равного участника.

Путь второй – ведомая игра с использованием песочницы. Этот путь предполагает общение с педагогом в режиме ученик-наставник. Педагог является источником новой важной информацией и иллюстрирует её разнообразными игровыми заданиями

 Сегодня я предлагаю пройтись по первому пути. Приглашаю  8 человек к песочнице. Остальные участники выступят в роли наблюдателей. (раздаю листы наблюдений)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Введение в песочную страну (знакомство) (3 мин)

Положите ладошки на песочек и каждый по очереди назовите ему своё имя. А теперь каждый по очереди поздоровайтесь с ним: «Здравствуй песочек, здравствуйте песчинки» (во время произнесения этих слов произвольно перемещаем песок в песочнице).

Давайте по очереди будем передавать кучку песка  и говорить ласковые слова с друг другу.

Сделаем высокую гору «Дружбы»  из песка. Необходимо под горой, по дну песочницы перемещать ладошки навстречу друг другу.

  1. Строительство сказочной страны (5 мин)

 Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать сказочную страну. Сейчас вы выберете себе одного  героя, которого  вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.

  1. Обсуждение песочной страны (10 мин)
  • Какую фигурку Вы выбрали?
  • Какая она по характеру?
  • Чем она занимается в этой стране?
  • Как она себя чувствует в этой стране?  
  •  Что нравится, что не нравится? Хотел бы что-то изменить в песочной сказочной стране?

  1. Ритуал выхода из песочной страны. (2 мин)

Посмотрите на свою страну и мысленно возьмите себе что-то из этого мира. Поблагодарите друг друга за работу.

  1.   Анализ песочной картины (5 мин)

Выслушиваем комментарии наблюдателей 

  1. Рефлексия (      мин)
  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Что будете использовать в работе?

Лист наблюдений за игрой в песке

  1. Оцените общий характер взаимодействия «вокруг песочницы» (поставьте знак «+» напротив  выбранного стиля)

Стиль ситуативной коммуникации

Отметка

Сотрудничество

В песочнице все участники внимательно относятся друг к другу и тот, кто предлагал свою идею, всегда бывал выслушан.

Конфронтация

В группе два или более лидера, наблюдается открытое или скрытое противостояние, напряжение или даже разразился конфликт – группа спонтанно разделилась на подгруппы

Параллельная игра

Можно увидеть несколько «параллельных миров» - автономных стран, которые не мешают друг другу. Иногда между ними есть какие либо средства коммуникации(дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще

Борьба за территорию

Участники стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют «кто самее» как в случае конфронтации. Идёт борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами

  1. Участники, проявившие себя с позиции «лидер»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Участники, проявившие себя с позиции «пассивного участника»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Участники, проявившие агрессивность____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочные фантазии"

Мастер - класс для педагогов ДОУ...

песочная фантазия

Краткие сведения о песочной терапии .Основные рекомендации по работе с песком....

Отчет "Неделя песочных фантазий"

Прошла неделя   песочных фантазий и мы подготовили отчет, получился очень интересный материал...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....