Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут.
Сегодня по отношению к детям ( в том числе с ОВЗ, инвалидностью) широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
- определённые организационные формы обучения;
- определённая система обучения;
- содержание индивидуально-групповых занятий;
- индивидуальный образовательный маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Индивидуальный подход помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте. Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка включает в себя:
- комплексную диагностику;
- индивидуальный образовательный маршрут;
- характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:
- учитель – логопед,
- воспитатели,
- музыкальный руководитель.
Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени.
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
- Ступенчатая диагностика.
- Индивидуальный подбор педагогических технологий.
- Систематический контроль и корректировка.
- Наблюдение.
- Пошаговая фиксация.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка, спроектированный с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)
Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:
- Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ.
- Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования образовательного процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
- Сетка занятости ребенка;
- Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия.
- Рекомендации по работе с родителями.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда
ПАМЯТКА
по составлению индивидуального образовательного маршрута
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута
Этап сопровождения ребёнка | Содержание работы |
I этап - Подготовительный. | Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. |
II этап – Комплексной диагностики. | Выявление особенностей физического, личностной и познавательной сферы ребенка, выявление особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса. |
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута | По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. |
IV этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. | Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. |
V этап – Промежуточная диагностика. | Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут. |
VI этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута | Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков. |
VII этап – Итоговая диагностика. | Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута. |
(Форма индивидуального образовательного маршрута)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»
Индивидуальный образовательный маршрут №_________ составлен(дата)___________________________________
Общие сведения о ребёнке | |
Ф.И.О. ребёнка | |
Дата рождения | |
Статус: | основной диагноз |
№ удостоверения по инвалидности_________________________ МСЭК №______________________________________________ | срок назначения_____________________ продление ____________________________ ИПР №__________________________________________________________________ |
Дата зачисления ребенка-инвалида в МБДОУ | Возраст ребенка-инвалида на момент зачисления |
Адрес по прописке | Адрес фактического проживания |
Сведения о родителях: | |
Ф.И.О. отца | Ф.И.О. матери |
место работы | Место работы |
должность | Должность |
телефон | телефон |
Социальная характеристика семьи:____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные специалистов:
Должность | Ф.И.О. специалиста | Телефон | Роспись |
Воспитатель | |||
Учитель - логопед | |||
Мед.работник | |||
Муз. руководитель | |||
Зам. зав по ВМР |
ИОМ рассчитан (период):____________________________________________________________________________________________
Результаты обследования педагогами-специалистами
Основные особенности развития ребенка | Специалист | Начало года | Конец года |
Особенности моторики | |||
Личностные особенности | |||
Имеющиеся знания | |||
Уровень адаптивного поведения | |||
Состояние познавательной деятельности: | |||
- изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления; | |||
- состояние игровой деятельности; | |||
-состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); | |||
-состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность); | |||
-особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь). |
Циклограмма работы специалистов
Специалист | День недели | Время |
Содержание индивидуального образовательного маршрута.
- Содержание работы воспитателя
Образовательные области | Проблемы, выявленные в ходе мониторинга | Основные задачи | Содержание работы (дидактические игры и упражнения) | Результаты индивидуальной работы - не усвоено - частично усвоено - усвоено | |||
январь | февраль | март | апрель | ||||
Социально –коммуникативное развитие | |||||||
Познавательное развитие | |||||||
Речевое развитие | |||||||
Физическое развитие | |||||||
Художественно –эстетическое развитие |
- Содержание работы учителя – логопеда. Раздел программы: речевое развитие
Логопедическое заключение | |
Актуальная проблема | |
Цель | |
Задачи. | |
Содержание: | |
1. Развитие общей и мелкой моторики. | |
2. Развитие мимики и эмоций. | |
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | |
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения. | |
5. Развитие импрессивной речи. | |
6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. | |
Сроки динамического контроля | Динамические показатели |
Январь 20..г. | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития _______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики _____________________________________________________ Корректировка программы ________________________________________________________________________ |
Май 20.. г. | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики _____________________________________________________ |
- Содержание работы педагогов – специалистов (муз. руководителя)
Раздел программы: музыкальное развитие | ||||
Месяц
| Задачи | Содержание | Результаты индивидуальной работы - не усвоено - частично усвоено - усвоено | |
Сентябрь – ноябрь. |
|
| Январь | Апрель |
Декабрь - февраль |
|
| ||
Март – май |
|
|
4. Содержание работы с родителями
Специалист | Форма работы | Тема | Сроки |
Воспитатель | |||
Учитель – логопед | |||
Музыкальный руководитель |
Результаты диагностики
Образовательная область | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | ||||||
Н.г | Пр.результат | К.года | Н.г | Пр. результат | К.г | Н.г | Пр.результат | К.г | |
Социально –коммуникативное развитие | |||||||||
Познавательное развитие | |||||||||
Речевое развитие | |||||||||
Физическое развитие | |||||||||
Художественно –эстетическое развитие |
Выводы и заключение по окончании 2016-2017 уч.года:
Специалист | Выводы и заключения | Подпись |
Воспитатели | ||
Учитель логопед | ||
Муз. рук-ль | ||
Мед. работник | ||
Зам. зав по ВМР |
2 часть. Индивидуальный оздоровительный маршрут.
Качество образования напрямую зависит от программного обеспечения образовательного процесса. Наряду с ООП программным обеспечением является программа здоровьесбережения, которая напрямую связанна с организацией работы по сохранению здоровья у всех детей, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ, результативность которой отслеживается с помощью различных видов мониторинга.
Сегодня мы поделимся опытом своего учреждения по системе отслеживания социально значимых показателей деятельности учреждения (уровень заболеваемости).
Советом педагогов нашего учреждения был разработан индивидуальный оздоровительный маршрут (образец). Индивидуальный оздоровительный маршрут составляется в начале года и заполняется два раза в год( сентябрь, апрель). Составляющие его компоненты:
Ф.И.О. ребёнка
Дата рождения
Дата поступления в дошкольное учреждение
Группа здоровья
Антропометрические данные
Аллергическая реакция (аллергены если есть)
Биоритмический профиль
(«сова», «жаворонок»)
Показатели психо-физического развития (уровни «высокий», «средний», «низкий»):
Сенсомоторное развитие
Координация движения
Эмоциональная сфера (устойчивое, неустойчивое)
Заболеваемость за год (уровни «высокий», «средний», «низкий») (показ образца)
Последний пункт отслеживается на протяжении всего года, после чего выводится процент заболеваемости (показ образца). По результатам отслеживания за определённый период делается сводный анализ результативности работы по здоровьесбережению (показ образца) .
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда, как средство индивидуализации образовательного процесса
Моделирование предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада в ходе реализации проекта "Собаки - наши верные друзья"...
Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
Опыт работы ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....
Социо-игровая технология как средство индивидуализации образовательного процесса
Знакомство с основными особенностями социо-игровой технологии...
Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...
Индивидуальный образовательный маршрут "Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте".
Индивидуальный образовательный маршрут....
Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута "Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте".
Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута....
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя как средство индивидуализации образовательного процесса в ДОУ
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя как средство индивидуализации образовательного процесса в ДОУ...