Дополнительная общеобразовательная программа «Мир логики»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Карнеева Светлана Валерьевна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 933»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа № 933»

                                                                          ______________ Абдуллаева С.В.

                                                                              «_____» _____________ 2015 г.

Направленность: социально-педагогическая

Дополнительная общеобразовательная программа

«Мир логики»

Составитель: Карнеева Светлана Валерьевна,

педагог-психолог

Срок реализации программы: 2 года

Возраст детей: 4 – 6 лет

 Программа принята    

 педагогическим  советом          

 ГБОУ «Школа №933»

  протокол №_________

 от «_____» _______________ 2015 г.

Москва, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – социально-педагогическая. Программа «Мир логики» ознакомительного уровня.

Актуальность программы

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Использование новейших разработок по теме «Математическое развитие дошкольников». Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
  6. Применение здоровьесберегающих технологий.
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.

Педагогическая целесообразность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьеныша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Во всем мире широко известен также дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером (палочки Кюизенера). Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Образовательная область программы и предмет изучения

Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности. На занятиях малыши знакомятся с первоначальными математическими представлениями, со свойствами предметов (цвет, форма, размер), изучают геометрические фигуры, осваивают навыки счёта, учатся решать логические задачи.

Цель: развитие логико-математических способностей детей посредствам математических игр, задач и упражнений.

Задачи программы

Обучающие задачи:

  • Научить детей самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами.
  • Научить детей строить простые высказывания о сущности выполненного действия.
  • Научить находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем.

Воспитательные и развивающие задачи:

Развитие коммуникативных и толерантных навыков, способствующих:

  • активно включаться в коллективную игру;
  • помогать сверстнику в случае необходимости;
  • свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.
  • Воспитание правильного поведения в коллективе, вежливости, усидчивости.

Возраст детей

        Программа предназначена для дошкольников от 4 до 6 лет.

В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Срок реализации программы – 2 года.

Формы и режим занятий

        Форма занятия –групповая. Оптимальная наполняемость группы – 10-14 человек.

        Режим занятий. Занятия проводятся с 1 октября по 31 мая 2 раза в неделю по 30 минут (0,5 часа). Всего: 32 часа (64 занятий).

        Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные задания.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерная структура занятия

  1. Вводная, вступительная часть (3 – 5 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):

  1. Основная часть(15–20 мин.)

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой.

  1. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (3–5 минут)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующихпринципов:

  • Систематичности и последовательности.
  • Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
  • Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
  • Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
  • Практичности – комплекс различных приемов: игровой, соревновательный прием, сотворчества.

Ожидаемые результаты

Первый год обучения.Дети предположительно будут уметь:

  • измерять величины различными условными мерками;
  • уверенно решать задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
  • обследовать фигуры, выделяя их основные признаки;
  • словесно описывать фигуру;
  • наблюдать, анализировать;
  • вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
  • классифицировать предметы по двум свойствам;
  • придумывать новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Второй год обучения.Дети предположительно будут уметь:

  • анализировать предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
  • преобразовыватьгеометрические фигуры, воссоздавать их из частей;
  • выделять пространственные и временные отношения;
  • владеть делением целого на части, определяют зависимости;
  • сравнивать и классифицировать фигуры по четырем признакам;
  • определять объем жидких и сыпучих материалов;
  • владеть приемами построения и перестроения из палочек;
  • обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
  • измерять длину различными мерками;
  • определять состав числа из единиц и меньших чисел;
  • владеть приемами кодирования и декодирования информации;
  • знать графические изображения всех цифр;
  • составлять и решать математические задачи со счетом;

Ожидается, что у воспитанниковразовьется кругозор. Они научатся отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту, будут активно участвовать в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу, придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 4–6 лет.

  1. Игры дидактические, развивающие, подвижные.

Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.

  1. Логические блоки Дьенеша.

Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.

  1. Палочки Кюизенера.

Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

  1. Художественно-творческая деятельность.

Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).

  1. Опыты и исследовательская деятельность

Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.

  1. Математические праздники и викторины.

Учебно-тематический план

первый год обучения

№ п/п

Наименование блока

Количество занятий

Количество часов

1.

Блок первый «Форма»

6

12

2.

Блок второй «Цвет»

5

10

3.

Блок третий «Величина»

4

8

4.

Блок четвертый «Закрепление свойств»

3

6

5.

Блок пятый «Отрицание одного свойства, цвет»

3

6

6.

Блок шестой «На отрицание одного свойства, форма»

5

10

7.

Блок седьмой «Толстый и тонкий»

4

8

8.

Блок восьмой «Итоговый»

2

4

Итого:

32

64

Учебно-тематический план

второй год обучения

№ п/п

Наименование блоков

Количество занятий

Количество часов

1.

Логические блоки Дьенеша

12

24

2.

Палочки Кюизенера

5

10

3.

Игры дидактические и развивающие

3

6

4.

Игры на силуэтное построение и перестроение

2

4

5.

Построение из счетных палочек

2

4

6.

Художественная деятельность (использование элементов аппликации, лепки, конструирования).

2

4

7.

Целое и часть

2

4

8.

Опыты и экспериментирование

2

4

9.

Условные мерки

2

4

Итого:

32

64

Календарно-тематический план (по месяцам)

первый год обучения

Период прохождения

темы

Тема занятия

Основные

цели

Необходимый

материал

Что

изготовлено на занятии

Игры для индиви-

дуальной работы

Октябрь

№1 “Волшебный мешочек”

Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.

Дидактический мешочек, фигуры геометрические

Игра

“Кружочки”

№2 “Почини коврик”

Изготовление совместно с детьми новой игры, знакомство с правилами

Цветной картон, ножницы,    нарисованные геометрические фигуры

Игра

“Почини коврик”

“Построй из геометрических фигур”

№3 “Разложи по домикам”

Знакомство с карточками-символами, обозначающими форму. Изготовление их каждым ребёнком для индивидуальных наборов

Белый картон, ножницы,  готовые геометрические фигуры

Карточки-символы фигура для индивидуальных наборов.

“Найди домик для  фигуры”

№ 4

“Найди и покажи”  

Учить действовать по карточке-символу

Демонстрационный набор карточек-символов, инд. набор геометрических фигур

“Геометрическое лото”

Ноябрь

№ 5

“Закрой окошки”

Изготовление игры “Закрой окошки”, знакомство с правилами.

Цветной картон, ножницы,  нарисованные геометрические фигуры

Игра “Закрой окошки”

“Какая фигура живёт в этом домике”

№ 6

“Обведи и вырежи”

Закрепить знание формы. Изготовление геометрических фигур для индив. наборов

Цветная бумага, ножницы, шаблоны геометрических фигур

Геометрические фигуры для  индивидуальных наборов

“Найди пару”

7 “Давайте поиграем”

Изготовление карточек для игры “Найди свой домик”,  знакомство с правилами

  маркеры, белый картон, ножницы

Игра “Найди  свой домик”  по форме

“ Выложи узор”

№ 8 “Фигуры спрятались”

Учить классифицировать по цвету  

Геометрические фигуры разного цвета

“Бабочки и цветочки”

Декабрь

№ 9

“Ура, игра!”

Изготовление карточек для игры “Найди свой домик” по цвету, знакомство с правилами

Цветная бумага, белый картон, ножницы

Игра “Найди свой домик” по цвету

“Найди пару”

№ 10

“Юные художники”

Познакомить с карточками-символами по цвету. Изготовление карточек-символов для индив. наборов

Цветная бумага, белый картон, ножницы.

Карточки-символы по цвету для индивидуальных наборов

“Разноцветные самолёты”

№ 11 “Разноцветные картинки”

Изготовить с детьми новую игру, познакомить с правилами

Цветная бумага, ножницы, картон

Игра “Разноцветные картинки”

“Домино по цвету”

 № 12 “Найди свой домик”

Упражнять в классификации по цвету, используя карточки-символы. Игра с логическими блоками

Геометрические фигуры из логических блоков, игра “Найди свой домик”

“Найди лишнюю фигуру”

Январь

№ 13 “Гаражи”

Упражнять в применении понятий большой и маленький

Машинки, строительный материал, дорожки

“Сложи узор”

№ 14 “Регулировщик”

Познакомить с карточками-символами большой и маленький. Изготовление карточек для индивидуальных наборов

Маркеры, картон белый, ножницы, схема для игры

Карточки-символы на величину для индивидуальных наборов

“Бусы”

№ 15 “Найди пару”

Упражнять в действиях по карточкам-символам большой и маленький

Карточки демонстрационные, геометрические фигуры из набора блоков

“Что нас окружает”

 № 16 “Построим дорожки”

Закрепление знания карточек символов  большой и маленький и  умения действовать согласно им

Набор карточек демонстрационный, карта-схема, логические блоки

Карты – дорожки

Игры с логическими блоками

Февраль

№ 17 “Засели домики”

Упражнять в классификации по одному свойству. Изготовление домиков для игр

 Картон белый, ножницы, геометрические фигуры, карточки-символы

Домики маленькие для игр

 “ Кто в домике живёт?”

№ 18 “Загадки без слов”

Закрепить знание карточек-символов. Подвижная игра “Найди свой домик”

Игра “Найди свой домик”, карточки-символы демонстрационные, геометрические фигура из логических блоков

“Назови, что может быть…”

№ 19 “Угадай-ка”

Учить находить блок по символу, по одному  закодированному свойству

Геометрические фигуры, карточки-символы.

Игры с логическими блоками

№ 20

“Да и нет”

Познакомить с карточками-символами на отрицание по цвету. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов

Карточки-символы демонстрационные, картон белый, ножницы, маркеры цветные

 Карточки-символы на отрицание по цвету для индивидуальных наборов

 “Скажи наоборот”

Март

№ 21 “Спроси  у друга”

Учить загадывать друг другу фигуры по карточке-символу с отрицанием цвета, ответ – фигура

Геометрические фигуры из блоков, карточки-символы  с отрицанием.

“Подбери пару”

№ 22 “Дружные фигуры”

Продолжать учить загадывать фигуру с помощью карточки-символа на отрицание цвета, ответ – две фигуры

Геометрические фигуры из блоков, карточки-символы  с отрицанием

“Весёлые друзья”

№ 23

“Не круг”

Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не круг , ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов

Картон белый, маркеры, ножницы

Карточки-символы на отрицание по форме, не круг     для индивидуальных наборов

“Геометрическая мозаика”

№ 24 “Покажи  не квадрат”

Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не  квадрат, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов

Картон белый, маркеры, ножницы

Карточки-символы на отрицание по форме, не  квадрат     для индивидуальных наборов

“Построй дорожки”

Апрель

№ 25 “Найди не треугольни”

Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не  треугольник , ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов. Игра “Кто быстрей найдёт”

Картон белый, маркеры, ножницы.

Карточки-символы на отрицание по форме, не треуголь

ник                              

для индивидуальных наборов

“Кто в домике живёт?”

№ 26 “ Не прямоугольник”

Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не  прямоугольник , ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов

Картон белый, маркеры, ножницы.

Карточки-символы на отрицание по форме, не   прямоугольник  для индивидуальных наборов

“Найди свой домик” на отрицание свойств”

№ 27 “Для каких фигур домик?”

Упражнять в действиях по карточкам-символам на отрицание по форме. Изготовление многоэтажных домиков для игры

Карточки-символы  демонстрационные, белый картон, ножницы, геом. фигуры из набора блоков

Многоэтажные домики для игр

“Построй свой город из заданных фигур”

№28 “Толстый и тонкий”

 Упражнять в классификации фигур по данному свойству

 Набор геометрических фигур

Май

№ 29 “Давайте познакомимся”

Познакомить с карточками-символами толстый и тонкий.

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов

Карточки-символы демонстрационные, картон белый маркеры, ножницы

Карточки-символы   толстый и тонкий  для индивидуальных наборов

“Что может быть…, а что….”

№ 30 ”Найди и покажи”

Упражнять в действиях по карточкам-символам толстый и тонкий

Набор геометрических фигур, карточки-символы

№ 31 “Угадай фигуру”

Познакомить с карточками-символами на отрицание не толстый, не тонкий. Изготовление карточек –символов для индивидуальных наборов

Карточки-символы демонстрационные, картон белый маркеры, ножницы.

Карточки-символы  на отрицание  не толстый и  не тонкий  для индивидуальных наборов

Скажи наоборот

№ 32 “Волшебные дорожки”

Учить строить дорожки из фигур по указанию карточек-символов.

 Набор геометрических фигур, карточки-символы.

“Продолжи цепочку”


Учебно-тематический план (по месяцам)

второй год обучения

Период прохождения

темы

Тема занятия

Основные

цели

Необходимый

материал

Что

изготовлено на занятии

Работа с родителями

Октябрь

 № 1

“В путешествие по Математический стране”

Продолжить знакомство детей с геометрическими фигурами из набора “Логические блоки Дьенеша”, развивать умение выявлять и называть цвет, форму, размер. Упражнять в количественном счёте и отсчёте предметов, умении уравнивать множества.

Логические блоки, рабочий лист, игра “Сосчитай – сравни”, фигуры-блоки из цветной бумаги, письмо от “5”

Начато изготовление карты-схемы, заполнен первый лист

Консультация для родителей  

“Знакомство с кружковой работой”

№ 2 “Площадь волшебных узоров”

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов, упражнять в классификации по одному свойству, закрепить знание цвета и формы. Упражнять в выкладывании узоров по образцу из элементов игры “Сложи узор”, в штриховке

Рабочий лист, наборы фигур на каждого ребёнка из цветной бумаги, игра “Сложи узор”, карточки-образцы, листы с узором для штриховки

Продолжение карты, изображения со штриховкой

№ 3 “Проведём фигуры по дорожкам, найдём каждой домик”

Упражнять в умении анализировать, выявлять определённые закономерности в расположении фигур. Развивать классификационные умения

Геометрические фигуры из цветной бумаги, готовые изображения домиков на карте, карточки-задания, набор блоков из цветной бумаги

Игра “Продолжи цепочку”. Цепочки   и домики с фигурами на карте.

Консультация “Что такое занимательный материал”

№ 4 “Муравь

  ишки”

Классифицировать предметы на три группы по цвету, ориентируясь на карточку-символ, установление связи между образом свойства и словом, которое его обозначает, выявлять свойства, классифицировать, ориентируясь сразу на два свойства

Набор блоков-фигур из цветной бумаги и из картона, карточки-символы по цвету, форме, величине

Продолжение карты, изображение на ней фигур в домиках.

Ноябрь

№ 5 “Построим дорожки”

Развивать способности к анализу, сравнению и обобщению по двум свойствам, развивать умение следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять линейный алгоритм

Схемы-образцы, наборы фигур-блоков индивидуальные, фигуры-блоки из цветной бумаги.

Образцы схем на рабочем листе, очередной лист карты

№ 6

“Через море на воздушном шаре”.

Развивать внимание, умение сравнивать фигуры по самостоятельно выделенным свойствам, наблюдательность

Фигуры-блоки из цветной бумаги, наборы логических блоков индивидуальные, карточки-символы

Лист карты на нём удочки и рыбки, воздушные шарики с геометрическими фигурами

№ 7 “Отдохнём на  морском берегу”

Упражнять детей в штриховке по цвету согласно коду, развивать умение декодировать информацию о наличии и отсутствии определённых признаков у предметов по их знаково-символическим обозначениям

Фигуры-блоки, фигуры-блоки из цветной бумаги, цветные карандаши, демонстр. карточки-коды, листы в крупную клетку  с шифрованным изображением

На карту наклеены изображения рыбки и краба, фигуры на берегу моря

№ 8 “Построим домики для геометрических фигур”

Декодировать информацию о наличии и отсутствии определённых признаков у предметов по их знаково-символическим обозначения. Упражнять в создании силуэтов предметов из элементов игры “Головоломка Пифагора” прибегая к зрительному контролю

Игра-головоломка  “Квадрат Пифагора”, детали игры из цветной бумаги, карточка-образец, карточки-символы с отрицанием, домики по количеству детей, фигуры-блоки из цветной бумаги и картона

Очередной лист карты-схемы с изображением  фигур в домиках

Декабрь

№ 9 “Волшебные палочки”

Упражнять в счёте и отсчёте счётных палочек, сравнении их по длине и ширине, выкладывании из них силуэтных изображений. Сравнение предметов по длине, высоте с использованием условной мерки

Наборы счётных палочек по количеству детей, полоски из цветной бумаги равные по длине и ширине, условные мерки (верёвочки, ниточки)

На карте изображения ёлочек из полосок цветной бумаги, различные по высоте и построению

№ 10 “Проказы злой Двойки”

Упражнять в делении фигур на 2-4 равные части различными способами, в назывании частей, в сравнении целого и части. Подвести к выводу, что целое всегда больше своей части. Упражнять в составлении целого из частей, составлении из частей фигур новые силуэтные изображения по замыслу

Игра “Целое и его части”, фигуры для деления на части из цветной бумаги, ножницы

На карте различные силуэтные изображения из частей геометрических фигур  составленные по замыслу

№ 11 “Новогодняя ёлка”

Упражнять в составлении силуэтного изображения  ёлки из элементов игры “Сфинкс”. Развивать умение декодировать информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у фигур по их знаково-символическим обозначениям, по двум свойствам одновременно.

 Игра “Сфинкс”, карточка-образец ёлки, детали игры из цветной бумаги большие, карточки-символы, фигуры-блоки из цветной бумаги

На карте изображение ёлки из деталей игры “Сфинкс”, украшенной  фигурами-блоками  

Беседа“Значение занимательного материала для развития детей”

№ 12 “Мышонок спешит на ёлку”

Развивать умение составлять предметное изображение из элементов игры “Листик”. Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью карточек-символов и декодировать её

Игра “Листик”, элементы игры из цветной бумаги, карточки образцы изображения мышки и ворона, набор блоков-фигур, маленькая мышка из бумаги

На карте изображения мышек и воронов  вокруг ёлки

Январь

№ 13 “Поможем ворону”

Упражнять детей в измерении объемов  жидких и сыпучих материалов с помощью условных мерок

Две бутылочки разного объёма с водой, сыпучий материал, набор условных мерок

 № 14 “Гости на Новогодней ёлке”

Развивать у детей умение создавать силуэтные изображения по образцу из элементов игры “Танграм”, декодировать информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям

Игра “Танграм”, её элементы из цветной бумаги по количеству детей, инд. наборы блоков-фигур, карточки-символы, карточки-образцы для построения

На карте изображения

зайца, кошки, лисички, уточки из элементов игры “Танграм” (по одному,  на выбор детей)

№ 15 “Весёлые машинки”

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму. Размер; сравнивать предметы по заданным свойствам

 5 комплектов блоков-фигур из цветной бумаги, схемы гаражи

Фигуры-блоки  на карте расположены в гаражах согласно указаниям карточек

Круглый стол ”Роль занимательного материала в подготовке детей к шко

ле”

№ 16

“Как пройти через болото?”

Развивать умение следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению

Схема на карте, наборы фигур-блоков инд. , 2 набора фигур-блоков из цветной бумаги.

На карте добавлены необходимые фигуры, стрелками указан путь через болото

Февраль

№ 17

“Замок геометрических фигур”

Познакомить детей с набором “Палочки Кюизенера”, обратить внимание на различия в цвете и размере, упражнять в умении находить палочку выше (ниже) заданной, располагать их по длине в порядке возрастания и убывания. Развивать мышление, наблюдательность, умение декодировать информацию

Индивидуальные наборы палочек, наборы палочек из цветной бумаги, карты схемы на столах, замок на карте, фигуры-блоки из цветной бумаги, два паровозика

На карте замок с фигурами-блоками, два паровозика, построение вагонов из палочек Кюизенера на возрастание и убывание

№ 18 “Переведи фигуру по мостику через речку”

Продолжить знакомство с набором “Палочки Кюизенера”, упражнять в умении составлять одну  длинную  из двух коротких путём подбора. Развивать логическое мышление. Умение кодировать и декодировать информацию сразу по двум-трём свойствам

Инд. наборы,  2-3 набора палочек из цветной бумаги, карточки-символы, наборы фигур-блоков из цветной бумаги, на карте река

На карте построен мост через речку из палочек, фигуры-блоки на другом берегу реки.

№ 19 “Лесенка”

Продолжить знакомство с палочками, подвести к пониманию зависимости цвета и длины палочки к отношению к определённому числу. Закрепить знание графического изображения цифр 1 и 2 . Развивать логическое мышление, мелкую мускулатуру рук

Цифры 1 и 2 , инд. наборы палочек, 2 набора палочек из цветной бумаги, пластилин.

На карте ступеньки 1 и 2  из палочек

(в том числе и полученных путем сложения двух палочек)

№ 20 “Третья ступенька”

Показать состав числа 3 из единиц и меньших чисел с помощью палочек Кюизенера, графическое изображение цифр. Учить решать простые головоломки геометрических фигур, путём закрашивания, указанных фигур

Цифры 1, 2 , 3,инд. наборы палочек, 2 набора палочек из цветной бумаги, листы с головоломками, цветные карандаши

 На карте

ступеньки 1, 2,3  из палочек ( в том числе и полученных путем сложения двух палочек)

Март

№ 21

“Какая фигура живёт на четвёртой ступеньке?”

Продолжить знакомство с цифрой 4 и её составом из единиц и меньших чисел при помощи палочек Кюизенера. Находить фигуру блок по 2-3 свойствам, определять её местоположение на листе. Напомнить последовательность времён года и их основные приметы.

Цифры 1, 2 , 3,4, инд. наборы палочек, 2 набора палочек из цветной бумаги, инд наборы фигур-блоков, схемы на карте.

На карте

ступеньки 1, 2,3,4  из палочек ( в том числе и полученных путем сложения двух палочек, схемы с добавленными фигурами

№ 22 “Весёлые пальчики”

Продолжить знакомство с цифрой 5 и её составом из единиц и меньших чисел при помощи палочек Кюизенера. Упражнять в счёте и отсчёте предметов слева на право и наоборот, используя в речи слова слева, между, после, перед и т.д.

Цифры 1, 2, 3,4,5,  инд. наборы палочек, 2 набора палочек из цветной бумаги

К лесенке добавилась следующая ступенька, составленная из единиц и меньших чисел

№ 23

 “На шестой ступеньке испечём блины”

Продолжить знакомство с цифрой 6 и её составом из единиц и меньших чисел при помощи палочек Кюизенера.  Напомнить способы измерения жидких и сыпучих материалов, отсчёт мер

Цифры 1, 2 , 3,4,5,6,   инд. наборы палочек, условные мерки для жидкостей, сахар, соль, вода или молоко, мисочки, печенье или блины

К лесенке добавилась следующая ступенька, составленная из единиц и меньших чисел.

№ 24 “Площадь дней недели”

   Продолжить знакомство с цифрой 7 и её составом из единиц и меньших чисел при помощи палочек Кюизенера.  Упражнять в назывании дней недели  по порядку, называть последующий или предыдущий,декодировать информацию сразу по 2-3 свойствам

Инд. наборы,  2-3 набора палочек из цветной бумаги, карточки-символы, наборы фигур-блоков из цветной бумаги, мяч

К лесенке добавилась следующая ступенька, составленная из единиц и меньших чисел, домики с фигурами-блоками

Апрель

№ 25

“Весёлые задачки”

Продолжить знакомство с цифрой 8 и её составом из единиц и меньших чисел при помощи палочек Кюизенера. Упражнять в умении составлять задачу по картинке, решать её, зарисовывать и выкладывать решение, расставлять цифры первого десятка по порядку

Цифры 1, 2 , 3,4,5,6, 7, 8,  инд. наборы палочек, 2 набора палочек из цветной бумаги, игра “Составь задачу”, цифры-сигнальчики до 10

К лесенке добавилась следующая ступенька, составленная из единиц и меньших чисел.

№ 26 “Волшебная цифра”

Продолжить знакомство с цифрой 9 и её составом из единиц и меньших чисел при помощи палочек Кюизенера.

Называть смежные числа, составлять и решать задачи, лепить ответ из пластилина

Цифры 1, 2 , 3,4,5,6, 7, 8,9,  инд. наборы палочек, 2 набора палочек из цветной бумаги, игра “Составь задачу”, пластилин

К лесенке добавилась следующая ступенька, составленная из единиц и меньших чисел

№ 27

“Вверх и вниз по лесенке”

Продолжить знакомство с цифрой 9 и её составом из единиц и меньших чисел при помощи палочек Кюизенера.

Называть смежные числа, прямой и обратный счёт в пределах 10 , сравнение чисел и палочек

Цифры 1, 2 , 3,4,5,6, 7, 8,9, 10, инд. наборы палочек, 2 набора палочек из цветной бумаги

К лесенке добавилась следующая ступенька, составленная из единиц и меньших чисел

№ 28

“Клад королевы Пятёрки”

 Закрепить знание детьми цифр первого десятка с помощью палочек Кюизенера, упражнять в умении находить заданную фигуру, декодируя информацию воспитателя или товарищей по карточкам-символам сразу по 3-4 свойствам

Инд. наборы палочек, демонстрационные карточки-коды, полный набор фигур-блоков, угощение от Пятёрки, письмо от цифры 2

Карта

готова

Викторина, совместно с родителями.

Май

№ 29

“Проведи фигуру в домик”

Учить находить путь для своей фигуры ориентируясь на крточки-символы. Изготовление игрового поля

Карточки-символы демонстрационные, картон белый маркеры, геом. фигуры

Игра

“Муравь

ишки” по логическим блокам

Май

№ 30 “Волшебные дорожки”

Учить строить дорожки из фигур по указанию карточек-символов

 Набор геометрических фигур, карточки-символы

Игра “Продолжи цепочку”

№ 31

“Математический праздник”

Закрепить знания детей по пройденному материалу

Всё необходимое для соревнований

Игры по желанию детей

№ 32 “Викторина”  

Закрепить полученные знания в форме соревнования двух команд дети и родители

Все необходимое для конкурсов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия реализации программы подразумевают наличие:

  • развивающей предметно-пространственной среды;
  • комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями;
  • специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
  • литературы по детской педагогике и психологии;
  • новейших научных разработок в данной области;
  • временных возможностей: 2 занятия в неделю по 30 минут;
  • возрастного принципа формирования группы;
  • учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • принципа добровольности.

Предметно-пространственная среда

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

Список литературы

  1. Логика и математика для дошкольников.
  2. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. – М.: «Детство-Пресс», 2006.
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
  4. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева.и др. – М.: «Детство-Пресс», 2010.
  5. Методические советы к программе «Детство».– М.: «Детство-Пресс», 2007.
  6. Л.Д. Комарова Как работать с палочками Кюизенера. – М.: 2008.
  7. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Комплект «Ступеньки к школе». – М.: Дрофа, 2000.
  8. Учебные пособия: «Учимся находить одинаковые фигуры», «Азбука счета», «Цвет», «Учимся находить противоположности», «Развиваем логическое мышление и память».
  9. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2007.
  10. З.А. Михайлова Математика – это интересно, 2006.
  11. В.А. Козлова. Книга по математике для детей и воспитателей «Пых». Изд. «Школьная Пресса», 2002.
  12. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.
  13. Л.А. Венгер Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
  14. З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: «Детство-Пресс», 2001.
  15. Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
  16. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
  17. Смоленцева А.А. Математика до школы., «Акцидент», 1998.
  18. Михайлова З.А. Математика от трех до шести., «Акцидент», 1997.

Приложение 1.

Правила поведения

– Говорить негромко (не кричать);

– ходить спокойно (не бегать);

– помнить для чего мы собрались;

– смело показывать свои способности;

– заботиться друг о друге (не обижать);

– помогать друг другу (не смеяться);

– внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).

– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Приложение 2.

Примерные разработки

№ 1. “Путешествие по математической стране”

Цель: Познакомить детей с геометрическими фигурами из набора “Логические блоки Дьенеша”, развивать умение выявлять в фигурах и называть свойства: цвет, форму, размер. Упражнять в количественном счёте и отсчёте предметов, умении сравнивать множества.

Материал: Набор логических блоков, рабочий лист, игра “Сосчитай – сравни”, логические блоки из цветной бумаги, клей, кисти, письмо от “5”.

Содержание:

1.Дети получают письмо от Пятёрки – королевы Математической страны. В нём она сообщает о том, что злая Двойка всё перепутала в её стране. Она искала клад королевы, но не нашла. Пятёрка просит детей составить карту своего путешествия по Математической стране и исправить все ошибки. Если они помогут ей навести порядок в стране, она отдаст им свой клад.

- Согласны ли вы отправиться в путь?

2.Воспитатель показывает детям рабочий лист на доске или на ковре, это начало пути.

- Для того, что бы войти в страну, нужно открыть два замка на воротах.

-Давайте сначала поучимся их открывать. Игра “Сосчитай-сравни” на столе. Воспитатель объясняет правила игры: сосчитать фигуры на левой стороне карточки и выложить столько же любых геометрических фигур на правой стороне. Проверка любыми способами. Поэтому же принципу открываются замки на воротах  страны, наклеивая геометрические фигуры на правую сторону замка.

-Вот и вошли мы в Математическую страну.

Физминутка: “Столько сколько”. Подпрыгнуть, хлопнуть, топнуть столько раз, сколько фигур на замке, на один больше (меньше) чем фигур и тд.

3.Давайте познакомимся с жителями этой страны. Как вы думаете, какие они? Это фигуры из набора логических блоков Дьенеша. Дети берут по одной фигуре и рассказывают о ней( форма, цвет и т.д.). Находят такую же фигуру из цветной бумаги и наклеивают её за воротами страны. Как усложнение можно ввести сравнение двух фигур. Указать что у них общего и их различия.

№ 2.   “Площадь волшебных узоров”

Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов; упражнять в классификации по одному свойству, закрепить знание цвета и формы.

Упражнять детей в выкладывании узоров по образцу из элементов игры “Сложи узор”; в штриховке.

Материал: рабочий лист, наборы фигур на каждого, набор фигур из цветной бумаги, всё для наклеивания, игра “Сложи узор”, карточки-образцы, листы с узором для штриховки.

Содержание:

1.Продолжим наше путешествие. Все наши фигуры отправляются дальше по дороге. Посмотрите на карту, наша дорожка расходится на несколько. Сосчитайте на сколько?

-Посмотрите, какие фигуры пойдут по первой дорожке?

- Почему? Посмотрите на эту карточку (круг). Она подсказывает нам, что по этой дорожке должны пройти фигуры такой формы. Из своих наборов выберите все фигуры, подходящие к этой карточке. Объясните, почему вы выбрали именно эти фигуры. Так же обсуждаются все дорожки.

Воспитатель раздаёт детям по одной, две фигуры из цветной бумаги, дети объясняют по какой дорожке пойдёт их фигура и почему.  Затем наклеивают фигуру на выбранную дорожку на рабочем листе. Все фигуры шли по разным дорожкам, но пришли на  одну площадь.

Физминутка: “Мы шагаем друг за другом”.

2.Это площадь “Волшебных узоров”. Злая двойка стёрла все узоры.

Давайте поучимся выкладывать их по образцу на столах из элементов игры “Сложи узор”.

-Детали, какой формы использовали?  Их цвет? Чем похожи и чем отличаются?

Воспитатель предлагает два образца из 6 и 9 деталей. Рассматривают и обсуждают порядок построения.

После этого делятся на две подгруппы и зарисовывают полученные узоры на рабочем листе, путём штриховки или закрашивания.

№ 3. “Проведём фигуры по дорожкам, найдём для каждой домик”

Цель: Упражнять в умении анализировать, выявлять определённые закономерности в расположении фигур. Развивать классификационные умения.

Материал: настольная игра “Продолжи цепочку”, геометрические фигуры из цветной бумаги, рабочий лист приложение, всё для наклеивания, по одному домику на каждого ребёнка, карточки задания (большой комплект), набор геометрических фигур(блоков Дьенеша) на каждого ребёнка из цветной бумаги.

Содержание:

1.Продолжим наше путешествие.

Злая Двойка сломала дорожки в стране, нужно их достроить. Давайте разберёмся, что нам для этого необходимо. Рассмотрим одну из дорожек. Из каких геометрических фигур она состоит?  Найдите нужные фигуры. Давайте поучимся строить эти волшебные дорожки на столах. Игра “Продолжи цепочку”. Теперь давайте продолжим дорожки на доске. Какие фигуры вы возьмете и почему? Дети выбирают и наклеивают.

Физминутка: “Ветер”.  Ветер дует нам в лицо и тд  с движениями.

2.Вот и достроили мы дорожки. Жители Математической страны это геометрические фигуры.  Они хотят жить в своих домиках, но никак не могут решить, где какие фигуры будут жить. У вас на столах есть домики и наборы геометрических фигур. Посмотрите, какую карточку я вам покажу, что она обозначает (только по одному признаку)?  Дети выясняют, что обозначает карточка, выбирают из наборов нужные фигуры и поселяют их в домиках. Объясняют свои действия.

На рабочем листе каждый выбирает себе домик, расшифровывает информацию  с карточки на крыше домика и, выбрав нужные фигуры из цветной бумаги, наклеивает. Каждый ребёнок поясняет почему он выбрал именно эту фигуру.

№ 4. “Муравьишки”

Цель: Развивать умение выявлять одно свойство(цвет)и классифицировать на три группы по цвету, ориентируясь на определённую сигнальную карточку. Упражнять в установлении связи между образом свойства и словом, которое его обозначает, умение выявлять свойства и абстрагировать, классифицировать, ориентируясь сразу на два свойства.

Материал: рабочий лист, набор блоков-фигур из цветной бумаги, всё для наклеивания, наборы геометрических фигур из картона на каждого ребёнка, карточки-сигнальчики по цвету и отрицанию данного свойства, домики, карточки-сигнальчики величина, форма и на отрицание данных свойств.

Содержание:

1.Далее наш путь лежит по трём дорожкам, нужно расположить на них геометрические фигуры из набора логических блоков Дьенеша, ориентируясь на указания карточки.

Правая дорожка. Какие фигуры должны расположиться на ней? (красные)

Выложите их у себя на столе. Далее разбирают ещё две дорожки также по цвету. А сейчас нужно заполнить карту-схему. У каждого из вас по две фигуры. На какой дорожке вы их расположите и почему? Дети объясняют по очереди и наклеивают на рабочий лист.

Физминутка. “Листочки”

Мы листики осенние,   Ветер снова набежал                      

На ветках мы сидим.     И листочки все поднял.

Дунул ветер – полетели.                              Закружились, полетели

Мы летели, мы летели                                 И на землю снова сели.

И на землю тихо сели.

2.“Муравьи” по двум свойствам величина и форма.

У вас на столах есть домики. Давайте поселим в них муравьишек (геометрические фигуры).  Расшифруйте карточку и найдите нужного жильца, согласно заданному свойству. Проверим. Докажите почему.

А теперь посмотрите на карту-схему (на рабочем листе). Давайте поможем муравьишкам найти правильную дорогу и свой домик. Воспитатель берёт одну из фигур и находит ей домик, объясняя свой выбор пути.  Затем дети выполняют действия со своими фигурами. Объясняют выбор. Приклеивают их в нужный домик (сразу по двум свойствам величина и форма).

№ 5. “Построим дорожки”

Цель: Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению (по двум свойствам), умения выделять свойства предметов, абстрагировать их  от других, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять линейный алгоритм.

Материал: рабочий лист, схемы-образцы, индивидуальные наборы геометрических фигур наборы геометрических фигур из цветной бумаги, всё для наклеивания.

Содержание:

1.Нашимуравьишки отдыхают в своих домиках. Интересно чем же они занимаются. Поглядите, какой коврик сделал один из них. Он очень устал и уснул.  Пока он спит, давайте поможем ему закончить коврик. Воспитатель показывает детям таблицу из 9 клеток с одной пустой. Дети определяют недостающую фигуру и находят её у себя в наборах. Первая таблица сравнение по одному свойству (цвет), вторая – форма. Затем две таблицы на рабочем листе сразу по двум свойствам. Первая – цвет и форма, вторая – цвет и величина. Обязательное объяснение  своего выбора. Определяют нужную фигуру, находят её в наборе из цветной бумаги и наклеивают на рабочий лист.

Физминутка: “Цапля”. Очень трудно так стоять,

                                           Ножку на  пол не спускать

                                            И не падать, не качаться,

                                            За соседа не держаться.

Повторяется 2-4 раза, стоя поочерёдно то на одной, то на другой ноге.

2.Дальше наш путь должен пройти по особым дорожкам, но злая Двойка стёрла с них все знаки. Но у нас остались схемы. Давайте попробуем построить по ним дорожки. Рассмотрим схемы. Первая схема по цвету. Стрелкой показано, какой блок, за каким должен идти. Решают, с какого блока начать. Разбирают последовательность цветов, строят свои дорожки на столах в соответствии со схемой, поясняют. Один или двое наклеивают из цветной бумаги на рабочий лист.  Вторая схема по форме, последовательность та же.  Третья схема – общая дорожка по двум свойствам цвет и форма. Следуя той же последовательности с обязательным объяснением. Вот и дошли мы до моря.

№6. “Через море на воздушном шаре”

Цель: Развитие внимания, умения сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, наблюдательности.

Материал: рабочий лист, наборы геометрических фигур из цветной бумаги, всё для наклеивания, наборы индивидуальных плоскостных логических блоков, карточки демонстрационные.

Содержание:

1.“Рыбаки и рыбки”.

Вот и добрались мы до моря. Захотели наши фигуры половить рыбок. Первой на берег пришла фигура, отвечающая следующим свойствам. Воспитатель показывает две карточки, обозначающие два свойства: цвет и форма, цвет и величина, форма и величина. Дети находят нужную фигуру из цветной бумаги  и наклеивают возле удочки.  Обязательно поясняя свои действия. Далее так же со всеми удочками. Воспитатель обращает внимание детей на то, что  на одну из удочек попалась рыбка. Дети зрительно распутывают лабиринт, определяют, какая фигура поймала рыбку. Воспитатель прикрепляет ещё одну рыбку  на другой крючок и задание повторяется.

Физминутка: “Рыбки”.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.                         Дети выполняют движения.

2.Фигурам нужно перебраться через море. Как можно это сделать?

Воспитатель предлагает переправить фигуры на воздушных шарах. Он обращает внимание детей, что на воздушных шарах изображены геометрические фигуры разного цвета. Дети поочерёдно их называют. Воспитатель раздаёт детям по 1-2 фигуры, они должны подобрать их в пару к фигуре на одном из воздушных шаров, похожие по какому либо одному свойству (цвет, форма) и наклеивают их к шару.

Дети обязательно объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

«ЛОГИКА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика»....

«ЛОГИКА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

laquo;ЛОГИКА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Веселая логика» для работы с детьми 6-7 лет

Дополнительная  общеразвивающая программа для работы   с детьми «Веселая логика» является программой социально-педагогической направленности.  Предлагаемая программа ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Логика» для обучающихся с 4 до 7 лет

Программа направлена на формирование на элементарном уровне приемов логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр....