«ЛОГИКА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детский сад №10«Дюймовочка»
_________Васильева Л.Л
«___»_____2022г
«ЛОГИКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
г.Закаменск
2022-2023г
Пояснительная записка
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Цель:
Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».
Задачи:
1. Учить находить отличия и сходства между картинками или предметами.
2. Продолжать учить складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Продолжать учить называть обобщающим словом группу предметов. Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
4. Учить подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, чай холодный – чай горячий и т.д.
5. Уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Принципы:
Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стресс
образующих факторов на занятиях кружка.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
В работе используются следующие технологии обучения: здоровье-сберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
ИКТ.
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
называть главную функцию (назначение) предметов;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
проводить аналогию между разными предметами;
запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Содержание
Считалки
Математические загадки.
Графическое рисование.
Математические стихи-шутки.
Ребусы. Головоломки.
Геометрические фигуры.
Сравнение величин.
Задания с палочками.
Задачи в стихах.
Решение топологических задач. Лабиринт.
Геометрическое конструирование.
Решение задач на развитие пространственных представлений.
Математика в сказках.
Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики.
Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей.
Упражнения для развития речи
Режим занятий: один раз в неделю, время проведения: 16.00 – 16.20
Структура занятий:
1.Пальчиковая гимнастика.
2.Непосредственная образовательная деятельность.
3.Физминутка.
4. Итог.
Формы работы:
Коллективные, индивидуальные
Перспективный план
Месяц | Неделя | Содержание занятий |
Октябрь | 1-я | 1.Выучить стихотворение «Времена года» А. Кузнецова. 2.Выбрать в геометрическом лото карточки с геометрическими фигурами синего цвета. 3.Рассказать о форме, цвете и вкусе лимона. 4.Как одним словом можно назвать следующие предметы? (Стол, стул, шкаф, диван) |
Октябрь | 2-я | 1.Повторить стихотворение о временах года. 2.Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про лед. 3.Какой из предметов является лишним и почему? 4.Дорисовать узор. 5.Найти отличия. |
Октябрь | 3-я | 1.Нарисовать то, что запомнили. 2.Выбрать в геометрическом лото геометрические фигуры желтого цвета. 3.Найти два одинаковых предмета. 4.Как можно назвать одним словом следующие предметы? Карандаш, ручка, тетрадь, пенал. 5.Найти отличия. |
Октябрь | 4-я | 1.Чтение рассказа Л.Н. Толстого и его пересказ. 2.Перечислите предметы, которые имеют продолговатую форму. 3.Найти два одинаковых предмета. 4.Вылепить из пластилина морковку, огурец, яблоко. |
Ноябрь | 1-я | 1.Повторить одно из наиболее понравившихся стихотворений, которые были выучены. 2.Выбрать в геометрическом лото карточки с треугольниками. 3.Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про кошку. 4.Найти пять отличий. 5.Дорисовать узор. |
Ноябрь | 2-я | 1.Выучить скороговорку. 2.Какой из предметов является лишним и почему? 3.Выбрать из всех карточек в геометрическом лото карточки с квадратами. 4.Как одним словом можно назвать следующие предметы? Тарелка, чашка, вилка, ложка. 5.Дорисовать узор.
|
Ноябрь | 3-я | 1.Выучить стихотворение «Падают листья» М. Ивенсон. 2. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про курицу. 3.Какие предметы спрятаны в рисунке? 4.Продолжить путь кораблика по волнам. |
Ноябрь | 4-я | 1.Повторить стихотворение «Падают листья» М.Ивенсон. 2. Выбрать из всех карточек в геометрическом лото карточки с кругами. 3. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про козу. 4.Какой предмет является лишним и почему? 5.Найти пять отличий. |
Декабрь | 1-я | 1.Как одним можно назвать словом следующие предметы? Кукла, кубики, мишка. 2. Какой предмет является лишним и почему? 3.Найти два одинаковых предмета. 4.Повторить выученную ранее скороговорку. |
Декабрь | 2-я | 1.Выучить скороговорку «Белый снег, белый мел…» 2. Найти пять отличий. 3. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про зеркало. 4. Дорисовать узор. |
Декабрь | 3-я | 1.Выучить стихотворение «Как обидно» И. Михайлова. 2.Найти в ряду предмет, не похожий на другие. 3.Сколько треугольников изображено на картинке? 4. Какой предмет является лишним и почему? |
Декабрь | 4-я | 1.Повторить стихотворение «Как обидно» И. Михайлова. 2. Какой предмет в ряду является лишним и почему? 3. Найти пять отличий. 4. Дорисовать узор. 5.Выбрать в геометрическом лото синие круги. |
Январь | 1-я | 1.Повторить выученную ранее скороговорку «Белый снег, белый мел….» 2.Ответить на вопросы: -Почему снег бывает зимой, а не летом? -Когда можно кататься на санках зимой или летом? 3.Из каких фигур состоит рисунок? 4.Какой предмет является лишним и почему? |
Январь | 2-я | 1.Нарисовать то, что запомнили. 2. Как можно назвать, одним словом следующие предметы? Молоток, топор, рубанок, пила. 3.Ответить на вопросы: -Где живете? -В какой стране? -Назовите свой домашний адрес. 4.Сколько треугольников изображено на картинке? 5. Нарисовать такую же картинку. |
Январь | 3-я | 1.Выучить считалку «Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять…» 2.Ответить на вопросы: -Что нужно делать пешеходу при желтом свете светофора…? 3.Назвать два одинаковых предмета на рисунке. 4.Сколько на рисунке изображено треугольников и квадратов? |
Январь | 4-я | 1.Повторить разученную считалку. 2.Найти одинаковые предметы. 3.Какой предмет здесь является лишним и почему? 4.Помогите зайчику добраться до морковки. |
Февраль | 1-я | 1.Выучить стихотворение, в котором встречаются противоположные по значению слова. «Скажу я слово высоко, а ты ответишь - …(низко)». 2. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про улитку. 3.Какие слова являются противоположными по значению следующим словам? Верх -? Начало -? Старт -? 4.Как одним словом можно назвать следующие предметы? Ромашка, незабудка, василек, тюльпан. |
Февраль | 2-я | 1.Выучить скороговорку «На болоте на лугу…» 2.Узнать предмет по описанию. 3.Какие слова являются противоположными по значению данным? Белый-? Высокий-? Кислый -? 4. Как, одним словом можно назвать следующие предметы? Творог, хлеб, колбаса, сметана. 5. Сколько на рисунке изображено треугольников? |
Февраль | 3-я | 1.Повторить выученную скороговорку «На болоте на лугу…» 2. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про небо и солнце. 3.Какие овощи ты знаешь? 4.Срисовать геометрические фигуры. 5. Как перечисленные предметы можно назвать, одним словом? Суп, каша, кисель. Ответ: еда. |
Февраль | 4-я | 1.Выучить скороговорку «Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила». 2.Как одним словом можно назвать следующие предметы? Сапоги, сандалии, туфли. 3.Дорисовать узор. 4.Какие города вы знаете? 5.Что должно быть в пустом квадрате? Дорисовать белые и черные кружки. |
Март | 1-я | 1.Выучить считалку «Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела. И тебе водить велела». 2.Продолжите перечень предметов. Как их можно назвать, одним словом? Утюг, пылесос… 3. Узнать предмет по заданным признакам. Желтый, кислый, кладут в чай. 4.Дорисовать узор. 5.Найти предмет, отличающийся от других. |
Март | 2-я | 1.Повторить выученную на кануне считалку. 2.Найти на рисунке два одинаковых предмета. 3.Из каких фигур состоит рисунок? 4.Ответь на вопрос: Когда ты завтракаешь, утром или вечером…? 5.Дорисовать узор. |
Март | 3-я | 1.Нарисовать то, что запомнил. 2. Как перечисленные предметы можно назвать, одним словом? Корова, собака, кошка, лошадь. 3.Из картинок выбрать те, что относятся к ягодам. 4.Узнай предмет по описанию. Загадка про кошку. 5.Что лишнее и почему? Бабочка, жук, воробей, стрекоза. |
Март | 4-я | 1.Разучить считалку «Шел баран, по крутым горам….». 2.Из предложенных картинок выберете те, на которых изображены фрукты. 3.Какие предметы спрятаны в рисунке? Мяч, кружка, тарелка, карандаш, топор. 4.Назовите слова, начинающие со звука У. 5.Какой предмет лишний и почему? Лопата, грабли, топор, автомобиль. 6.Найди одинаковые фигуры. |
Апрель | 1-я | 1.Понятия «меньше», «больше», найти сравнения на картинке. 2.Действия с числами в пределах 5. 3. Задания на добавление, изъятие палочек. 4.Чего не стало. 5. Как, одним словом можно назвать следующие предметы? Картошка, морковка, свекла, помидор, огурец, капуста. |
Апрель | 2-я | 1.Понятия «тяжелее», «легче», сравнить на предметах. 2.Узнать предмет по заданным признакам. Зеленый, продолговатый, пупырчатый, растет на грядке. 3. Что лишнее и почему? Собака, кошка, коза, лошадь, медведь. 4.Дорисуй узор: 5. Как, одним словом можно назвать следующие предметы? Яблоко, груша, апельсин, банан, киви, ананас. |
Апрель | 3-я | 1.Понятия «длиннее», «короче», найти сравнения на картинке. 2. Сравнение чисел в пределах 5. 3. Подбор геометрических фигур, отличающихся друг от друга только по одному признаку; развитие логического мышления: умение сравнивать, анализировать 4. Какие предметы спрятаны в рисунке? 5.Ответить на вопросы: |
Апрель | 4-я | 1.Понятия «выше», «ниже», найти сравнения на картинке. 2.Работа с трафаретами. 3.Какая фигура лишняя и почему? 4.Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур, стоящих рядом; нахождение отличий по признаку (размер, цвет, форма) 5.Закрепление количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 5. |
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей
2. Оформление информации в родительском уголке «Пальчиковая гимнастика, её значение в развитии ребёнка»
3. Выступление на родительском собрании
4. Выставка литературы по развитию логического мышления у дошкольников
Диагностика:
1. Находит предметы схожие и различные по внешним признакам
2. Ориентируется в пространстве, различает предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
3. Сопоставляет части и целое для предметов и действий;
4. Называет главную функцию (назначение) предметов;
5. Расставляет события в правильной последовательности;
6. Описывает простой порядок действий для достижения заданной цели;
7. Находит ошибки в неправильной последовательности простых действий;
8. Проводит аналогию между разными предметами;
Список литературы:
1. «Математика в детском саду, пособие для воспитателя детского сада, Л. С. Метлина М., 1984 г. 2.«Дидактические игры», пособие для воспитателя детского сада, Ф. Н. Блехер, М., 1948г.
3. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Б. Н. Панова. Воронеж. 2007.
4. «Веселая математика». М. А. Беженова. Донецк. «Сталкер». 2000.
5. «Математика от 3 до 7.» З. А. Михайлова С. - П. «Акцидент» 1997г
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.
7. Венгер Л. А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка", М., Просвещение, 1988г
8.Смоленцева А. А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием", М., Просвещение, 1987г
9.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...