Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".
методическая разработка (старшая группа) по теме
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми проблемами. Каждой маме хочется, чтобы ее ребенок пошел в первый класс подготовленным не только умел читать, считать, но и владел правильным звукопроизношением, умел связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Успешно с этими задачами мы справляемся в нашем детском саду «Золотой петушок» Вот уже несколько лет в своей коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи, мы используем инновационный метод мнемотехники.
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальной. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Хочется отметить, что в этот трудоемкий процесс вовлечены не только учитель-логопед, воспитатель и дети, но и их родители, которые очень творчески подходят ко всем заданиям.
В течение одной недели отрабатывается одна лексическая тема, которая отражается во всех упражнениях по развитию общей, мелкой моторики, мимической мускулатуры, в работе по развитию голоса и дыхания, в лексико-грамматических упражнениях. Огромная работа ведется по развитию связной речи. Но как, же детям с речевыми проблемами запомнить все эти рассказы, стихотворения. Пословицы и поговорки, суметь пересказать текст?
Вот здесь-то и приходят на помощь наши замечательные мнемотаблицы и схемы- модели. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц.
- слово признак, отвечающий на вопросы какой, какая, какие?
– слово действие, отвечающее на вопрос, что делает?
что делают?
- слово- наречие, отвечающее на вопрос как ? как скоро?
Если готовые мнемотаблицы предлагаются детям для составления рассказов, то схемы- модели дети зарисовывают сами, используя различные символы.
На протяжении всей недели вместе с детьми трудятся и их родители. Они составляют рассказы, сказки, загадки, кроссворды (по лексической теме), красочно их оформляют и в начале недели приносят их нам.
Всегда удивляешься талантливым родителям. В своих работах они используют и компьютерные технологии, и бросовый материал.
За эти годы родители нам приносили удивительные работы: рассказы о диких животных, выполненных на льняном полотне; кроссворды о космосе на пластилиновой основе, и еще много разных интересных работ.
Все эти работы мы собираем и сшиваем в одну папку. Так, за учебный год у нас получается много книг- папок по лексическим темам.
Также на протяжении недели накапливается материал и для другой книги- папки - это мнемотаблицы и схемы- модели, которые также выполняют дети и их родители. Такие схемы учат детей фиксировать полученные знания и результат в доступной детям схематической форме.
Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме – модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа, стихотворения.
Самое удивительное, что дети способны придумывать свои собственные схемы- модели.
Таким образом, с помощью этого инновационного метода, нам удалось достичь следующих результатов:
- у детей появилось желание пересказывать сказки и рассказы, как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировался словарный запас, что очень важно для будущих первоклассников.
- дети преодолели робость и застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией, так как каждому ребенку хочется рассказать свой личный рассказ по своей схеме.
Мы считаем, что метод мнемотехники можно и нужно применять в дошкольном звене, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучени
/учитель-логопед: Васюта Е.В
Воспитатель 1 квалификационной категории : Сидоренко Л.В./
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста". | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми проблемами. Каждой маме хочется, чтобы ее ребенок пошел в первый класс подготовленным не только умел читать, считать, но и владел правильным звукопроизношением, умел связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Успешно с этими задачами мы справляемся в нашем детском саду «Золотой петушок» Вот уже несколько лет в своей коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи, мы используем инновационный метод мнемотехники.
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальной. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Хочется отметить, что в этот трудоемкий процесс вовлечены не только учитель-логопед, воспитатель и дети, но и их родители, которые очень творчески подходят ко всем заданиям.
В течение одной недели отрабатывается одна лексическая тема, которая отражается во всех упражнениях по развитию общей, мелкой моторики, мимической мускулатуры, в работе по развитию голоса и дыхания, в лексико-грамматических упражнениях. Огромная работа ведется по развитию связной речи. Но как, же детям с речевыми проблемами запомнить все эти рассказы, стихотворения. Пословицы и поговорки, суметь пересказать текст?
Вот здесь-то и приходят на помощь наши замечательные мнемотаблицы и схемы- модели. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц.
- слово признак, отвечающий на вопросы какой, какая, какие?
– слово действие, отвечающее на вопрос, что делает?
что делают?
- слово- наречие, отвечающее на вопрос как ? как скоро?
Если готовые мнемотаблицы предлагаются детям для составления рассказов, то схемы- модели дети зарисовывают сами, используя различные символы.
На протяжении всей недели вместе с детьми трудятся и их родители. Они составляют рассказы, сказки, загадки, кроссворды (по лексической теме), красочно их оформляют и в начале недели приносят их нам.
Всегда удивляешься талантливым родителям. В своих работах они используют и компьютерные технологии, и бросовый материал.
За эти годы родители нам приносили удивительные работы: рассказы о диких животных, выполненных на льняном полотне; кроссворды о космосе на пластилиновой основе, и еще много разных интересных работ.
Все эти работы мы собираем и сшиваем в одну папку. Так, за учебный год у нас получается много книг- папок по лексическим темам.
Также на протяжении недели накапливается материал и для другой книги- папки - это мнемотаблицы и схемы- модели, которые также выполняют дети и их родители. Такие схемы учат детей фиксировать полученные знания и результат в доступной детям схематической форме.
Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме – модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа, стихотворения.
Самое удивительное, что дети способны придумывать свои собственные схемы- модели.
Таким образом, с помощью этого инновационного метода, нам удалось достичь следующих результатов:
- у детей появилось желание пересказывать сказки и рассказы, как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировался словарный запас, что очень важно для будущих первоклассников.
- дети преодолели робость и застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией, так как каждому ребенку хочется рассказать свой личный рассказ по своей схеме.
Мы считаем, что метод мнемотехники можно и нужно применять в дошкольном звене, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению
/учитель-логопед: Васюта Е.В
Воспитатель 1 квалификационной категории : Сидоренко Л.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...
Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация поможет педагогам освоить новый способ обучения детей творческому рассказыванию...