Индивидуальная образовательная программа "Инклюзивное обучение ребенка в условиях ДОУ"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Данная программа направлена на построение системы коррекционно - развивающей работы с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и родителей дошкольника. Компетентность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, на интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 57.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №76 «Капелька»
Опыт работы
Индивидуальная образовательная программа
«Инклюзивное обучение ребенка в условиях ДОУ»
Подготовила: Прокофьева Т.Н.
Сургут- 2016
Индивидуальная образовательная программа
«Инклюзивное обучение ребенка в условиях ДОУ»
(старший возраст)
Разработчики программы:
Воспитатель: Прокофьева Татьяна Николаевна
1. Пояснительная записка.
Программа инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ составлена в соответствии с общеобразовательной программой МБДОУ №76 «Капелька» и коррекционной программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.
Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является:
- Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32).
- Закон РФ от24.11. 1995г., № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 24 июля 1998г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации,
- Конвенция о правах ребенка.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.
Цель данной индивидуальной программы - это построение системы коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и родителей дошкольника.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, на интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.
Основными задачами программы являются:
- Сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
- Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
- Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка);
- Накопление языковых представлений, развитие фонетико–фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
- Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
- Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
- Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
- Формирование игровой деятельности;
- Формирование элементов учебной деятельности;
- Формирование адекватных эмоционально-волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечения эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезаптации. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Программа предусматривает совместную работу логопеда, психолога, воспитателей, медсестры, дефектолога.
Работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед. Он работает над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам; формирует и совершенствует грамматический срой речи; развивает фонетико-фонематическую систему языка и навыков языкового анализа и синтеза; ведет работу над слоговой структурой слова, развивает связную речь и обучает грамоте.
В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций. Воспитатели организуют работу по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представлений. Руководят работой по нравственному и трудовому воспитанию, развивают физическое здоровье ребенка. Медицинская сестра проводит оздоровление и лечебно-восстановительные мероприятия. Использует средства лечебной физкультуры. Она осуществляет плановые осмотры; витаминотерапию, ароматерапию, дыхательную гимнастику и массовые тренажеры.
Программой предложено оптимальное сочетание индивидуальной деятельности с ребенком, специально организованные занятия. Комплексные интегрированные занятия с привлечением различных специалистов при активном участии родителей. Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяем решение следующих задач:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей;
2) Оказание психологической помощи родителям мальчика и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий. Считаем важным акцентировать внимание родителей;
3) На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребенка;
4) Отношение к своему ребенку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;
5) Знание и учет сильных и слабых сторон ребенка;
6) Проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка и готовности к эмоциональной поддержке. Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:
1) Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;
2) Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать;
3) Учет своеобразия условий жизни семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
4) Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в утренниках, занятиях, конкурсах; рекомендации всех специалистов.
Условия реализации программы: целенаправленная, планомерная система работы с ребенком на занятиях с применением информационно-коммуникативных технологий и технологии игр «Песочная терапия». Реализация выбранных технологий предполагает соблюдение методико-организованных условий:
- развивающая среда в группе;
- центр песка и воды;
- различный бросовый материал - пластиковые, деревянные буквы, цифры, геометрические фигуры;
- естественные предметы: палочки, ракушки, камешки, ложки и т.д.
- мелкие игрушки: машинки, куколки, деревья, цветы, животные и т.д.
- картотека игр на внимание; картотека игр на развитие, мышление;
- пальчиковые бассейны;
- схемы, планы;
- игрушки-шнуровки;
- кубики с картинками;
- пособия «Волшебные часы» и др.
- дидактические часы «Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени»;
- тетради и т.д.
2Индивидуальный учебный план.
Индивидуальный учебный план для воспитанника_____________________________________ на неделю
Образовательный блок НОД | ||
Количество | Длительность (часов, минут) | |
Физическое развитие | 2 | |
Познавательное развитие | 1 | |
Ознакомление с худ. литературой | 1 | |
Коммуникация | 1 | |
Худ. деятельность | 1 | |
Музыкальное | 2 | |
Подготовка к обучению грамоте | 2 | |
Математика | 1 | |
Коррекция речи | 2 | |
Психологическая коррекция | 1 | |
Лого ритмика | 1 | |
Итого | 15 | 25 |
10% | ||
Совместная деятельность | ||
Количество | Длительность (часов, минут) | |
Прогулка | 2 раза | 4,0 часа |
Игра | ||
Подвижная | 20 | |
С/ролевая | 3 | |
Дидактическая | 10 | |
Драматизация | 20 | |
Длительность разных видов совместной деятельности в процентах, включая режимные моменты | 50% | |
Длительность самостоятельной деятельности | 40% |
Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, проанализировав опыт работы в данном направлении, нами был выбран индивидуальный маршрут развития, разработанный МО педагогов.
Составлена структура индивидуального маршрута и адаптирована для работы с детьми.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.);
- Информация о специалистах (старшая медсестра, воспитатель, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.2.);
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
- Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
- Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 3.);
- Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
- Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное, эстетическое).
Приложение 1
Соглашение
Я, _________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя)
даю согласие на организацию индивидуального образовательного сопровождения моего ребенка____________________________
(Ф.И.О. ребенка)
_________ группы №_____________________ специалистами МБДОУ _______________________________________________________________
Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов (педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
Подпись родителя______________
Приложение 2
Специалисты, реализующие индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка_______________________________________
Ф.И.О.
Должность: Старшая медсестра
Образование: _
Педагогический стаж____________________________
Квалификационная категория______________________
Ф.И.О.
Должность: __ Старший воспитатель
Образование: _____
Педагогический стаж____________________________
Квалификационная категория______________________
Ф.И.О.
Должность: __ Учитель-логопед ______________
Образование: __
Педагогический стаж____________________________
Квалификационная категория_____________________
Ф.И.О.
Должность: __ Воспитатель
Образование: __________
Педагогический стаж____________________________
Квалификационная категория___________________
Ф.И.О.
Должность: __ Воспитатель______________
Образование: _____
Педагогический стаж___________________________
Квалификационная категория______________________
Ф.И.О.
Должность: __ Музыкальный руководитель______________
Образование: _______
Педагогический стаж____________________________
Квалификационная категория______________________
Ф.И.О.
Должность: __Инструктор по физкультуре_____________
Образование: ___________
Педагогический стаж____________________________
Квалификационная категория______________________
Ф.И.О.
Должность: __ Педагог-психолог
Образование: ___________
Педагогический стаж_______________
Квалификационная категория________
Приложение 3
Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
_____________________________________________________________________________
Ф.И. ребенка, возраст, возрастная группа, дошкольное образовательное учреждение
Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста
1. Эмоционально-волевая сфера. Особенности вступления в контакт, в совместную деятельность со взрослым, преобладающее настроение, адекватность поведения, произвольность поведения, поведение при возникновении трудностей, реакция на успех и неуспех, формирование правильного поведения в коллективе, расторможенность, импульсивность, проявления агрессии (вербальной, невербальной), познавательная активность, самоконтроль, умение планировать свою деятельность, умение работать длительно и целенаправленно, доведение дела до конца, формирование мотивации деятельности, особенности общения (использование речи, жестов, мимики для общения). Особенности развития личности - усвоение моральных норм, подчинение своих поступков моральным и этическим нормам, появление самосознания, появление привычек, особенности характера.
2. Развитие познавательной сферы (чувственное познание).
Обучаемость: использует помощь взрослого, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому.
Способы выполнения, действие силой (допустимо до 3,5 лет), перебор вариантов, целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет), зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Отношение к неудаче: неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки).
Характер деятельности - наличие мотивации к деятельности.
Восприятие (перцептивные действия). Сравнение с эталоном при исследовании (ощупывание, обведение взглядом, выслушивание) — работает по образцу, выделяет цвет, форму, вели чину, материал, устанавливает пространственные отношения, на мыслительном плане (зрительно); пятый год жизни – усвоение многих сенсорных эталонов - бессистемно; шестой и седьмой годы жизни — усвоение системы эталонов, способность к обобщению, овладение словом-названием; целостное восприятие предмета и деление его на части (узнавание по отдельной части целого предмета), темп восприятия.
Внимание: произвольность, умение сосредоточиться на задаче, устойчивость, переключаемость, распределение, характер отвлекаемости.
Память: объем зрительной, слуховой (кратковременной), полнота отсроченного воспроизведения.
Мышление:
- наглядно-действенное: компоненты мыслительной деятельности (определение цели, анализ условий, выбор средств достижения, ориентировка в условиях практических задач, самостоятельность нахождения выхода в проблемной ситуации (преобразовывает свой прошлый опыт, находит новые пути его использования);
- наглядно-образное (основное): задачу решает не практически, а в уме (из частей целое), анализ объекта, выделение главного, оперирование образами; речь фиксирует образы-представления, появление слова-заместителя, вспомогательная роль речи - оценивает собственные действия, результат, планирует действия, привлекает прошлый опыт;
- наглядно-логическое - формирование элементов.
3. Развитие деятельности:
Игра - возникновение сюжета, в центре внимания ребенка отношения людей, использование предмета-заместителя, совместная деятельность.
Продуктивная деятельность:
Рисование - изображение предмета примитивные, схематичные, отражение частей, значимых для ребенка, человек «головоног» - к началу четвертого года жизни.
Изображение сюжета, ситуации, использование цвета, как средство изображения и передачи эмоций, настроения, использование всего пространства листа, отделение главного от второстепенного, вычленение контура, восприятие цвета, целостное изображение предмета.
Лепка — восприятие объема.
Конструирование и аппликация - использование готовых форм, пространственные отношения, конструирование по образцу.
4. Развитие крупной и мелкой моторики. Согласованность действий обеих рук, ведущая рука, зрительно-двигательная координация.
5. Развитие речи. Слово направляет деятельность, но наравне с наглядным способом передачи опыта; слово главное - вычленение не только цели, но и способа ее достижения, речь ребенка из сопровождающей переходит в фиксирующую, планирующую.
6. Новообразования.
В 3,5 года осваивает конструирование, появляются элементы планирования, сюжетно-ролевой игры с предметами (сверстниками). Эмоционален, самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.
В 4 года способен понять то, что не видел сам, но о чем ему рассказывали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке. Осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение. Способен к обобщению и подведению под понятие. Основные вопросы нормативного ребенка - почему? А у детей с задержкой психического развития - что? где? куда? Сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40-50 минут.
В 4,5 года способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос - зачем?
В 5 лет называет свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому; умеет пользоваться конструктором; собрать игрушку по схеме; нарисовать человека со всеми частями тела.
В 6-7 лет пишет свое имя, не переворачивая букв; раскладывает цифры от 1 до 9 в правильном порядке; способен заметить,
какие цифры отсутствуют, если убрали две из них; доступен смысл простых пословиц и поговорок; легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ; без затруднений обобщает и вычленяет предметы; решает простые арифметические задачи; знает много игр, умеет выдумывать сюжет; ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми; изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
7. Заключение педагога-психолога (психологическое развитие соответствует возрастной норме; ниже нормы; развитие опережает возрастную норму).
Логопедическое представление
дошкольного возраста ребенка
1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.
2. Состояние дыхательной и голосовой функции.
3. Звукопроизношение.
4. Фонематическое восприятие.
5. Состояние словаря.
6. Грамматический строй речи.
7.Связная речь.
8.Предварительное логопедическое заключение.
Цель индивидуального маршрута развития ребёнка.
- Отработка механизма личностно ориентированной системы образования на основе рекомендаций доктора, диагностики физического, психического и личностного развития ребенка;
Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка.
- Определить и создать адаптированные условия воспитания и обучения ребенка
- Развитие коммуникативной функции речи
- Обеспечить повседневный санитарно-гигиенического режим
- Ежедневный контроль за психофизическим состоянием
- Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Воспитателям:
- Планировать и осуществлять индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза ребенка;
- Привлекать ребенка к играм в маленьких подгруппах, общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям, развивая интерес к общению со сверстниками и обогащая детский опыт;
- Учить ребенка мыть, вытирать руки и лицо полотенцем, снимать и надевать одежду, ухаживать за ней, правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, складывать игрушки на место и поддерживать порядок, развивая навыки элементарного самообслуживания и гигиены;
- Сотрудничать с ребенком в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями и т.д.), способствуя развитию познавательной активности, помогать ребенку через совместную деятельность осваивать новые способы и приемы действия;
- Развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику посредством пальчиковой, артикуляционной гимнастики, чистоговорок, массажа, общеразвивающих упражнений, игр и заданий.
Учителю-логопеду:
- Проявлять внимание к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствия и активности;
- Осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй, связную речь);
- Развивать слуховую функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы), зрительно-пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную и мелкую моторику);
- Осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.
Педагогу-психологу:
- Уделять особое внимание психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;
- Повышать активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие навыков коммуникативности;
- Осуществлять интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.
Инструктору по ФИЗО:
- Осуществлять дифференцированный подход при подготовке к занятиям (планировать индивидуальную работу по разделам программы);
- Создавать условия для хорошего самочувствия детей, предупреждать утомляемость;
- Развивать общую двигательную активность ребенка;
- Развивать различные виды самостоятельной двигательной деятельности с учетом двигательных возможностей детей;
- Развивать физические качества и двигательные способности: быстроту реакции, ловкость, гибкость, силу, выносливость, координационные способности;
- Учить ребенка овладевать базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений.
Муз руководителю:
- Создавать условия проявления положительных эмоций, хорошего самочувствия детей;
- Осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные для ребенка задания);
- Обеспечивать музыкальное развитие, используя в работе подвижные игры, игровые задания, движения под музыку, хороводные игры, пение, слушание;
- Привлекать детей к праздничным мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая их творческие способности
Перспективный план
по развитию моторики рук у ___________________________
Сентябрь
Тема "Детский сад и игрушки"
1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик".
2. "Фигурки из палочек" (качели).
3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).
4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из трех игрушек одну нужную).
5. "Дорисуй узор"
Тема "Ягоды"
1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "
2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).
3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).
4. Ниткография (полянка).
5. Дорисуй узор.
Тема "Грибы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами'
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Игра с перловкой (грибы).
4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов".
5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.
6. Дорисуй узор.
Тема "Овощи'
1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"
2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
5. Дорисуй узор.
Октябрь
Тема "Перелётные птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде"
2. Фигурки из веточек (стайки птиц)
3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).
4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией)
"Лебедь"
5. Дорисуй узор
Тема "Домашние птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь"
"Петушок" "Курочка".
2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]
3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом.)
4. Самомассаж гранеными карандашами
5. Дорисуй узор.
Тема "Почта" («Профессии»)
1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт).
3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать
открытку).
4. Художественный труд (конверт)
5. Дорисуй узор.
Тема: «Осень»
1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики5 "Грабли"
2. Фигурки из палочек
3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)
4. Самомассаж с шариками.
5. Ниткография (осенние деревья).
6. Дорисуй узор.
Ноябрь
Тема "Семья"
1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал'
2. Фигурки из палочек (рожица, очки).
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)
4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.
5. Игра " Пианино".
6. Дорисуй узор.
Тема "Наш город"
1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец"
2. Фигурки из палочек (башня, дом)
3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)
4. Работа с камушками (дорога и машины)
5. Самомассаж с гранёными карандашами.
6. Дорисуй узор.
Тема "Наша Родина"
1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей'
2. Фигурки из палочек (солнце).
3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)
4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)
5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.
6. Дорисуй узор.
Тема "Зима"
1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз'
2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"
3. Работа с ватой (снежные сугробы)
4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).
5. Дорисуй узор.
Декабрь
Тема "Зимующие птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби" "Воробьи"
2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)
3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)
4. Ниткография (зимний лес)
5. Дорисуй узор.
Тема "Зимние забавы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик"
2. Фигурки из палочек (санки)
3. Работа с рисом (зимний пейзаж)
4. Самомассаж с шарами.
5.Дорисуй узор.
Тема "Новый год"
1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"
2. Фигурки из палочек (Ёлочка)
3. Обрывание (игрушки для ёлочки)
4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.
5. Дорисуй картинку.
Тема "Посуда и пища"
1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли"
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"
4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.)
5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)
6. Дорисуй узор.
Январь
Тема "Одежда и обувь"
1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки"
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.
3. Работа со шнуровками.
4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)
5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)
6. Плетение узора из разноцветных шнурков.
7. Дорисуй узор.
Тема "Домашние животные"
1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки' "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза"
2. Фигурки из палочек(киска)
3. Работа с перловкой (телёнка по контуру)
4. Работа со штампами
5. Дорисуй узор.
Тема "Дикие животные"
1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик'
2. Фигурки из палочек (ёжик)
3. Ниткография.
4. Самомассаж с гранёным карандашом.
5. Дорисуй узор.
Февраль
Тема "Животные жарких стран"
1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон"
2. Работа с камушками (слон по контуру)
3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)
5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур
Тема "Защитники отечества"
1. Пальчиковая гимнастика:"Солдаты" "Бойцы-молодцы'
2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).
3. Работа с рисом (салют на синем картоне)
4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"
5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Тема "Рыбы'
1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"
2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).
3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)
4. Работа со штампами (превращение в рыбку)
5. Работа с манкой (шторм)
6. Ниткография (волны)
7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Март
Тема "Весна"
1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик"
2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей"
3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)
4. Ниткография (краски весны)
5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.
Тема "Мамин праздник'
1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан'
2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)
3. Плетение (бант на коробку)
4. Обрывание (план)
5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур
Тема "Строительные профессии'
1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке"
2. Фигурки из палочек (дом и ворота)
3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)
4. Самомассаж с шариками.
5. Работа с трафаретами.
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края
Тема "Школа и библиотека"
1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик'
2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш)
3. Графический диктант
4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)
5. Выложить буквы и цифры горохом.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Апрель
Тема "Космос"
1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета"
2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)
3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо)
4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)
5. Работа с рисом
6. Дорисуй узор
Тема "Мебель"
1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол"
2. Фигурки из палочек
3. Работа с рисом и горохом
4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)
5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Тема "Бытовые приборы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос'
2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)
3. Игра с волчками (конкурс)
4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)
5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Тема "Откуда хлеб пришёл?"
1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"
2. Фигурки из палочек (мельница)
3. Ниткография (колоски)
4. Работа с пшеном (хлеб)
5. Самомассаж с гранёным карандашом.
6. Тестопластика (крендельки)
7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Май
Тема "Цветы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы
2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)
3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)
4. Работа с тычками (полевые цветы)
5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.
Тема "День победы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"
2. Фигурки из палочек (танк, флажок)
3. Ниткография (вечный огонь)
4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам)
5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении
Тема "Насекомые"
1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".
2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)
3. Обвести рисунок по точкам (комар)
4. Логическая цепочка со штампиком.
5. Ниткография (бабочка)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Тема "Каникулы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают"
2. Фигурки из палочек (карусель)
3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)
4. Дорисуй узор в зеркальном отражении
3. Содержание программы.
Программа имеет несколько разделов:
- Ознакомление с окружающим и развитие речи.
- Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.
- Умственное развитие.
- Речевое развитие.
- Развитие звукового анализа и синтеза.
- Обучение в игре.
- Элементарные математические представления.
- Эмоционально-волевая сфера.
Разделы программы отражены в индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте.
В задачи коррекционно-логопедического блока входят:
- развитие и совершенствование общей моторики.
- развитие и совершенствование ручной моторики.
- развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
- развитие слухового восприятия, внимания.
- развитие зрительного восприятия, памяти.
- развитие ритма.
- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.
- совершенствование лексических и грамматических средств языка.
- развитие навыков связной речи.
- обогащение коммуникативного опыта.
В задачи психологического блока входят: углубленное изучение особенностей интеллектуального развития ребенка, личностных и поведенческих реакций; проведение индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребенка.
Структура индивидуальной программы для ребенка включает в себя:
- комплексную диагностику;
- индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
- характеристику динамики развития ребенка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребенка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса.
Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики всех специалистов. В основе построения программы стоит организация оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Принципы построения программы:
- ступенчатая диагностика,
- индивидуальный подбор педагогических технологий,
- систематический контроль и корректировка,
- наблюдение,
- пошаговая фиксация.
Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход.
4. Требования к результату реализации программы
В процессе реализации программы ребенок должен показать положительную диагностику развития по всем разделам программы. Ребенок должен знать:
- Состав чисел 2-5,
- Должен уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме,
- Считать в пределах 10, уметь отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»,
- Ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (верх, низ, левая, правая часть, середина),
- Знать геометрические фигуры,
- Понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже,
- Отвечать на вопросы взрослых,
- Иметь представление о себе и своей семье,
- Представления о труде родителей,
- Знать цвета (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, белый, черный),
- Иметь представления о явлениях природы,
- Уметь обобщать предметы,
- Ориентироваться в пространстве,
- Рассказывать стихотворение,
- Раскладывать картинки по порядку (сначала, потом, конец),
- Исключать 4-й лишний предмет,
- Уметь правильно держать карандаш,
- Понимать инструкции из 2х,3х частей,
- Понимать лексическое значение отдельных фраз,
- Понимать текст,
- Составлять рассказ по сюжетной картинке,
- Знать части тела,
- Части предметов,
- Называть детенышей животных,
- Уметь подбирать прилагательные, глаголы к существительным,
- Уметь образовывать множественное число существительных,
- Уменьшительно-ласкательную форму,
- Правильно употреблять предлоги (в, из, на, за, под, с),
- Различать гласные и согласные звуки,
- Правильно употреблять слова с простой и сложной слоговой структурой,
- Уметь делить слова на слоги,
- Исправлять ошибки в речи.
5. Методы и средства оценки результативности программы
Эффективность коррекционно-развивающей работы будет достигнуто благодаря различным технологиям: технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения, ароматерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия; новым способом взаимодействия педагога и ребенка, новым стимулам, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона. Использование различных методов и приемов (словесных, наглядных, практических) также улучшает динамику развития ребенка с ЗПР. Диагностические процедуры (методики) покажут общие интеллектуальные умения ребенка: принятия задания, понимание условий этого задания, способы выполнения задания, интерес к познавательным задачам, обучаемость в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Опрос для родителей («Конверт откровений») покажет, чему научился ребенок в условиях ДОУ.
В комплексе с игровыми методами используем телесно ориентированные и релаксационные методы. Подвижные, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, игры на развитие произвольности, воображения, психогимнастические игры.
Положительный результат коррекционного воздействия дают разработанные коррекционно-развивающие занятия. Они способствуют тренировке навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке. Опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог-логопед-педагог-медсестра-ребенок-родитель».
Индивидуальная программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребенка к школе.
Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальная образовательная программа "Инклюзивное обучение ребенка в условиях ДОУ"
Комплексность педагогического воздействия данной программы направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка. интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-воле...
Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Если ребёнок не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет" Ignacio Estrada"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребё...
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада...
Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР (1 год обучения).
Индивидуальная образовательная программа разработана для ребенка с ТНР, с учетом особенностей образовательного процесса в группе корригирующей направленности (логопедической) МАДОУ....
«Индивидуальная образовательная программа для ребенка 4-5 лет с сердечно-сосудистым заболеванием в условиях группы комбинированного вида в детском саду».
Злободневность сердечно-сосудистых болезней обусловлена широкой распространенностью, высочайшим показателем смертности и важными социально-экономическими утратами. Таким образом, актуальность дан...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка,имеющего затруднения в обучении.
ИОМ для ребенка имеющего затруднения в обучении...