Эмоциональное развитие тревожных детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов): «Конспект открытого занятия по эмоциональному развитию тревожных детей дошкольного возраста ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_sentyabrya.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие тревожных детей дошкольного возраста
Занятие из блока “Мир эмоций” программа по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель: Расширение диапазона эмоций у детей через понимание и проявление чувства страха.
Задачи:
- Расширение представлений детей об эмоции “страх”;
- Обучение способам преодоления страхов;
- Обогащение мимики детей;
- Содействие самовыражению детей, развитию у них спонтанности и рефлексии;
- Формирование у детей коммуникативных способностей, уверенности в себе, своих силах;
- Развитие креативности (воображения, творческих способностей, творческого мышления).
Состав группы:
Возраст участников: 4–5 лет.
Кол-во детей в группе: 5 человек (мини группа).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Оборудование:
- Мягкая игрушка лягушонка.
- Мяч.
- Дидактический материал (рисунок “Страх в лесу” (Приложение 1), овощи и фрукты, пазлы с лицами-эмоциями (Приложение 2).
- Фломастеры, цветные карандаши, ножницы, листы для рисования формата А4.
- Магнитофон и диск с записью спокойной музыки.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Каждый ребенок здоровается с лягушонком, рассказывает о своем настроении. Психолог говорит о том, что лягушонок Квакш скучал по ребятам, очень рад всех видеть и хочет поделиться своей историей и прочитать стихотворение “Черепаха”:
До болота идти далеко
До болота идти нелегко.
“Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги!”
И на камень лягушки кладут узелок.
“Хорошо бы на камне прилечь на часок!”
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
ЭТО – ЧЕ!
ЭТО – РЕ!
ЭТО – ПАХА!
ЭТО – ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА!
2. Разминка: беседа с детьми на тему “Я боюсь…”.
3. Рабочий этап:
3.1. Упражнение “Страх – это…”.
Лягушонок Квакш предлагает детям встать в круг. Взрослый кидает каждому по очереди ребенку мячик и предлагает вспомнить ситуации, в которых тот испытывал чувство страха. В конце упражнения лягушонок перечисляет все рассказанные истории и показывает рисунок: “Страх в лесу” (Приложение 1), показывая детям лицо испуганного человека: широко открытые глаза, брови – дугами, рот похож на букву “О”.
3.2. Упражнение “Страшилки из леса”.
Лягушонок Квакш раздает детям различные овощи и фрукты – яблоки, груши, тыквы, кабачки, перец и т.п. Дети фломастерами разрисовывают плоды. Потом они устраивают выставку поделок. Если какая-то поделка испугала кого-либо из ребят, психолог показывает, как сделать из нее нестрашную – подрисовывает новые детали. Поделка становится смешной или просто красивой.
3.3. Игра “Цапля”.
Представьте, что вы - лягушата, которые играют на кочке, ловят мошек. Но вдруг звучит сигнал тревоги: умолкает музыка. Это значит, что идет цапля, и вам необходимо спрятаться от неё за кочки-стульчики. (Дети выполняют задание). Какое чувство вы переживали, когда прятались от цапли?
3.4. Упражнение “Собери эмоцию”.
Детям демонстрируются половинки лиц с различными эмоциями(Приложение 2), после чего предлагается собрать лица целиком и назвать каждую эмоцию, акцентируя внимание детей на страхе.
3.5. Упражнение “Нарисуй свой страх”.
Лягушонок Квакш открывает детям секрет о том, что у страха есть одно слабое место: пока страх не назван, не рассказан и не нарисован, он кажется огромным. Но стоит только назвать страх вслух, как он теряет кусочек своей значимости. А когда страх нарисован – он теряет почти половину своей значимости.
Детям предлагается нарисовать свой страх. (Включается спокойная музыка).
3.6. Упражнение “Победим свой страх”.
Поскольку страх нарисован, он уже никуда не убежит и не спрячется от нас. Он назван, изображен и теперь мы легко можем этот страх победить. Давайте сделаем из ваших рисунков-страхов пазлы, т.е. разрежем на квадратики, прямоугольники, треугольники, из которых вы составите другие картинки, возможно смешные или просто необычные.
4. Подведение итогов:
Лягушонок Квакш очень рад, что помогал вам избавиться от своих страхов и чтобы окончательно их изгнать, нужно выполнить последнее упражнение “Изгнание страха”.
Психолог читает стихотворение про Аха:
Злые духи и Кощей
Не живут среди вещей.
Но бывает из-за страха
Я в прихожей вижу Аха!
Нужно громко крикнуть “Ах!”,
И тотчас исчезнет страх!
При слове “ах” дети должны крикнуть “Ах!” - кто громче. Можно при этом подпрыгнуть, замахать руками, кулаками, скорчить рожицу и т.п.
5. Ритуал прощания. Каждый ребенок прощается с лягушонком, и рассказывает о своем настроении. Психолог всех благодарит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).
Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...
«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».
В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...
Картотека игр по саморегуляции и снятию психо¬эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»)
Картотека игр по саморегуляции и снятиюпсихоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмо...
эмоциональный проявления тревожности в дошкольном возрасте
консультация для педагогов и родителей...
Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста.
Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов, роль эмоций как особого регулятора поведения и деятельности ребёнка, усложнение функций в процессе его развития особенно ярко выст...
Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .
ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...