Эмоциональное развитие тревожных детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Дедова Светлана Михайловна

Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов): «Конспект открытого занятия по эмоциональному развитию тревожных детей дошкольного возраста ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sentyabrya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие тревожных детей дошкольного возраста

Занятие из блока “Мир эмоций” программа по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.

Цель: Расширение диапазона эмоций у детей через понимание и проявление чувства страха.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей об эмоции “страх”;
  2. Обучение способам преодоления страхов;
  3. Обогащение мимики детей;
  4. Содействие самовыражению детей, развитию у них спонтанности и рефлексии;
  5. Формирование у детей коммуникативных способностей, уверенности в себе, своих силах;
  6. Развитие креативности (воображения, творческих способностей, творческого мышления).

Состав группы:

Возраст участников: 4–5 лет.
Кол-во детей в группе: 5 человек (мини группа).
Продолжительность занятия: 30 минут.

Оборудование:

  1. Мягкая игрушка лягушонка.
  2. Мяч.
  3. Дидактический материал (рисунок “Страх в лесу” (Приложение 1), овощи и фрукты, пазлы с лицами-эмоциями (Приложение 2).
  4. Фломастеры, цветные карандаши, ножницы, листы для рисования формата А4.
  5. Магнитофон и диск с записью спокойной музыки.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Каждый ребенок здоровается с лягушонком, рассказывает о своем настроении. Психолог говорит о том, что лягушонок Квакш скучал по ребятам, очень рад всех видеть и хочет поделиться своей историей и прочитать стихотворение “Черепаха”:

До болота идти далеко
До болота идти нелегко.
“Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги!”
И на камень лягушки кладут узелок.
“Хорошо бы на камне прилечь на часок!”
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
ЭТО – ЧЕ!
ЭТО – РЕ!
ЭТО – ПАХА!
ЭТО – ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА!

2. Разминка: беседа с детьми на тему “Я боюсь…”.

3. Рабочий этап:

3.1. Упражнение “Страх – это…”.

Лягушонок Квакш предлагает детям встать в круг. Взрослый кидает каждому по очереди ребенку мячик и предлагает вспомнить ситуации, в которых тот испытывал чувство страха. В конце упражнения лягушонок перечисляет все рассказанные истории и показывает рисунок: “Страх в лесу” (Приложение 1), показывая детям лицо испуганного человека: широко открытые глаза, брови – дугами, рот похож на букву “О”.

3.2. Упражнение “Страшилки из леса”.

Лягушонок Квакш раздает детям различные овощи и фрукты – яблоки, груши, тыквы, кабачки, перец и т.п. Дети фломастерами разрисовывают плоды. Потом они устраивают выставку поделок. Если какая-то поделка испугала кого-либо из ребят, психолог показывает, как сделать из нее нестрашную – подрисовывает новые детали. Поделка становится смешной или просто красивой.

3.3. Игра “Цапля”.

Представьте, что вы - лягушата, которые играют на кочке, ловят мошек. Но вдруг звучит сигнал тревоги: умолкает музыка. Это значит, что идет цапля, и вам необходимо спрятаться от неё за кочки-стульчики. (Дети выполняют задание). Какое чувство вы переживали, когда прятались от цапли?

3.4. Упражнение “Собери эмоцию”.

Детям демонстрируются половинки лиц с различными эмоциями(Приложение 2), после чего предлагается собрать лица целиком и назвать каждую эмоцию, акцентируя внимание детей на страхе.

3.5. Упражнение “Нарисуй свой страх”.

Лягушонок Квакш открывает детям секрет о том, что у страха есть одно слабое место: пока страх не назван, не рассказан и не нарисован, он кажется огромным. Но стоит только назвать страх вслух, как он теряет кусочек своей значимости. А когда страх нарисован – он теряет почти половину своей значимости.

Детям предлагается нарисовать свой страх. (Включается спокойная музыка).

3.6. Упражнение “Победим свой страх”.

Поскольку страх нарисован, он уже никуда не убежит и не спрячется от нас. Он назван, изображен и теперь мы легко можем этот страх победить. Давайте сделаем из ваших рисунков-страхов пазлы, т.е. разрежем на квадратики, прямоугольники, треугольники, из которых вы составите другие картинки, возможно смешные или просто необычные.

4. Подведение итогов:

Лягушонок Квакш очень рад, что помогал вам избавиться от своих страхов и чтобы окончательно их изгнать, нужно выполнить последнее упражнение “Изгнание страха”.

Психолог читает стихотворение про Аха:

Злые духи и Кощей
Не живут среди вещей.
Но бывает из-за страха
Я в прихожей вижу Аха!
Нужно громко крикнуть “Ах!”,
И тотчас исчезнет страх!

При слове “ах” дети должны крикнуть “Ах!” - кто громче. Можно при этом подпрыгнуть, замахать руками, кулаками, скорчить рожицу и т.п.

5. Ритуал прощания. Каждый ребенок прощается с лягушонком, и рассказывает о своем настроении. Психолог всех благодарит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».

  В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...

Картотека игр по саморегуляции и снятию психо¬эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»)

Картотека игр по саморегуляции   и   снятиюпсихо­эмоционального  напряжения  у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия -  развитие эмо...

эмоциональный проявления тревожности в дошкольном возрасте

консультация для педагогов и родителей...

Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста.

Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов, роль эмоций как особого регулятора поведения и деятельности ребёнка, усложнение функций в процессе его развития особенно ярко выст...

Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .

ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...