эмоциональный проявления тревожности в дошкольном возрасте
статья на тему
Предварительный просмотр:
В связи с переходом на ФГОС детский сад становится одним из определяющих факторов становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Высокая степень тревожности отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личностным новообразованием тревожностью. Причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.
Эмоциональная сфера - одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь выражаются в виде разнообразных эмоций. Предлагались различные варианты структурирования сферы эмоциональной. Один из них основан на выделении отдельных чувств как субъективных элементов сознания. В Большом психологическом словаре предлагались три пары элементарных чувств, составляющие независимые оси трехмерного пространства всей сферы эмоциональной: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрядка.
В настоящее время продолжается модернизации образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраст. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент сознаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».
Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя митр собственных и чужих эмоций.
Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому, что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.
Эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов), тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. « Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека.
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлёта и падения – большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19 - начале 20 века и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов
Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и - причем в большей степени - в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.
КАК ОБЩАТЬСЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честны и принимайте его таким, какой он есть.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, что бы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
- Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин то, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте наказания лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
Будьте ласковее к ребенку, чаще хвалите его.
Поддерживайте уверенность ребенка в его силах, укрепляйте позитивную самооценку.
Учите легко относиться к неудачам.
Разыгрывайте критические для ребенка ситуации по ролям, с разными вариациями,
подсказывая, как себя вести.
Изображайте перед малышом в смешном виде тех, кого он боится (Бабу Ягу,
соседского мальчишку, злую воспитательницу).
Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми в их пользу, ставить в пример.
Давайте возможность ребенку испытывать свои возможности, узнавать свои слабые и
сильные стороны, выражать свои мысли открыто и прямо, ставить перед собой цели,
и стремится их достигать.
Определитесь, какую стратегию поведения вы выбираете в определенных вопросах, и
старайтесь не менять принципов.
Прежде чем наказать ребенка, убедитесь, что он действительно виноват.
Говорите ребенку правду. Рекомендуется говорить правду даже в таких тяжелых
случаях, как развод, смерть, болезнь, или хотя бы ту часть правды, которая не
приведет к дополнительной травме.
3 основных направления при общении с тревожными детьми:
- Повышение самооценки;
- Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
-Отработка навыков уверенного поведения в ситуациях, травмирующих ребенка;
1. Повышение самооценки. Ребенок узнает о себе только из слов взрослых, и только таким образом складывается образ «Я». Психологи обнаружили, что самооценка очень сильно влияет на судьбу и жизнь человека. Основа самооценки закладывается очень рано и зависит от следующих факторов:
- от оценки значимых взрослых (родителей и воспитателей);
- от сравнения себя с другими детьми;
- от успехов или неуспехов в разных видах деятельности;
Тревожные дети имеют заниженную самооценку, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.
Игры, направленные на повышение самооценки, формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
Игра "Гусеница". Цель: игра учит доверию.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Можно играть с друзьями.
"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".
Игра «Закончи фразу». Цель: повышение самооценки неуверенных детей.
Мама говорит: «Я умею хорошо делать…» и перечисляет разные умения; потом ребенок проговаривает свои умения и достижения.
Другой вариант: «Закончи фразу»
– Было бы хорошо сейчас…
– Я знаю, что могу сделать хорошо…
– Лучше всего мне удается…
– Я постараюсь изо всех сил…
– Я сегодня уже (что сделал хорошего?)…
– Я очень хочу для мамы (что хорошего сделать?)…
– Я очень хочу для своих друзей (что хорошего сделать?)…
– Больше всего я люблю…
– Лучше всего мне удается…
– Меня очень радует…
– Я достаточно умен (силен, ловок), чтобы (что сделать хорошего)…
– Я уверен, что могу…
– Я обязательно научусь в будущем…
– Мои друзья особенно ценят во мне…
Игра "Зайки и слоники". Цель: дать возможность ребенку почувствовать себя сильным и смелым, способствовать повышению самооценки.
"Я хочу поиграть с тобой в игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с тобой будем зайками-трусишками. Скажи, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит.
Покажи, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Ребенок показывает.
"Покажи, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Малыш бегает по комнате, прячется и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Играем с детьми в течение нескольких минут.
"А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажи, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет.
Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажи, как. Покажи, что делают слоны, когда видят тигра..." Малыш в течение нескольких минут изображает бесстрашного слона. После игры обсуждаем с ребенком, кем ему больше понравилось быть и почему.
Игра "Волшебный стул". Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть на протяжении длительного времени. Предварительно родителям нужно узнать "историю" имени каждого члена семьи - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить «корону» и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Кто-то из взрослых рассказывает об именах всех членов семьи, причем имя тревожного малыша лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры предлагаем всем по очереди придумать разные варианты имени «короля» (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле».
Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т.д. Поэтому при общении с тревожными детьми наиболее эффективными являются игры и упражнения на релаксацию мышц, игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто
растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
Игра «Угадай». В парах.
Один участник задумывает геометрическую фигуру, цифру, букву и рисует ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать написанное.
Затем смена ролей. Обсуждение – какие мышцы удалось расслабить.
Игра «Спящий котенок». Цель: снятие напряжения с мышц туловища, рук, ног.
Представь себе, что мы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускают животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).
Игра «Шишки». Цель: снятие напряжения с мышц туловища, рук, ног.
Представь себе, что вы - медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам (повторить 2-3 раза).
Игра «Винт» Цель: снятие мышечного зажима в области плечевого пояса.
Давай попробуем превратиться в винт. Для этого поставь пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! … Стоп!
Игра «Насос и мяч». Цель: расслабление мышц тела.
Взрослый играет в паре с ребенком. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Другой игрок начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса.… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. (Поменяться ролями).
Игра «Дыши и думай красиво» Цель: снятие мышечного напряжение, развитие воображения.
Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
- мысленно скажи: «Я – лев» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – птица» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – камень» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – цветок» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – спокоен» - выдохни.
Упражнения на релаксацию и дыхание. (С 5 лет)
Игра "Драка" Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться?
Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Игра "Воздушный шарик" Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".
Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра "Подарок под елкой" Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
"Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о
замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь". После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
Игра "Дудочка" Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
"Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам.
Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"
Игры, способствующие расслаблению. (с 5 лет)
Следующие две игры позаимствованы из книги К. Фопеля "Как научить детей сотрудничать". Они помогут создать в семье дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения.
"Водопад" Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
"Сядь поудобнее и закрой глазки. 2-3 раза глубоко вдохни и выдохни. Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд).
Скажите этому водопаду света «Спасибо» за то, что он вас так чудесно расслабил...
Немного потянись, выпрямись и открой глаза". После этой игры стоит заняться чем- нибудь спокойным.
"Танцующие руки" Цель: если ребенок неспокоен или расстроен, эта игра даст ему возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
"Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у малыша был простор для рисования.)
Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2-3 минуты). Игра проводится под музыку.
Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проявление тревожности в дошкольном возрасте
Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психическо...
Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста.
Проявление тревожности в дошкольном возрасте Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психичес...
Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...
Статья на тему: "Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте"
Проблема тревожности в дошкольном возрасте в настоящее время является наиболее актуальной и изучаемой, так как понимая причины возникновения детской тревожности, можно грамотно простроить коррекционно...
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает...
Эмоциональное развитие тревожных детей дошкольного возраста.
Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов): «Конспект открытого занятия по эмоциональному разви...
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает...