Самостоятельность и навыки самопомощи
консультация по коррекционной педагогике на тему
Навыками самопомощи являются те функциональные навыки, на которых строится самостоятельность и самооценка ребенка, и наличие которых повышает вероятность того, что ребенок будет успешным в различных условиях окружающей среды. Нельзя не согласиться с тем, что обучение навыкам самопомощи имеет невероятно большое значение, однако эти программы часто упускаются из виду или полностью исключаются из лечебного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnost_i_navyki_samopomoshchi.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельность и навыки самопомощи.
Навыками самопомощи являются те функциональные навыки, на которых строится самостоятельность и самооценка ребенка, и наличие которых повышает вероятность того, что ребенок будет успешным в различных условиях окружающей среды. Нельзя не согласиться с тем, что обучение навыкам самопомощи имеет невероятно большое значение, однако эти программы часто упускаются из виду или полностью исключаются из лечебного плана.
Родители ребенка с аутизмом, как правило, привыкают к оказанию постоянной помощи своему ребенку. С раннего возраста мама или папа дают подсказки своему ребенку (даже если они не знают термина «подсказки» в рамках терминологии АВА, они, вероятно, пользовались ими в течение многих лет), модифицируют окружающую среду, чтобы помочь своему ребенку, успокаивают его во время эмоциональных всплесков и т.д. Таким образом, через какое-то время у родителей вырабатывается стойкая привычка делать все возможное, чтобы помочь своему ребенку прожить каждый следующий день. Тем не менее, когда эта любящая и заботливая помощь продолжается слишком долго, распространяется на слишком большое количество условий окружающей среды и жизненных обстоятельств, это может препятствовать развитию ребенка, и, в итоге, возникает проблема.
Один из этапов типичного развития ребенка включает в себя отделение от мамы и папы, а также обучение тому, как заботиться о себе, как успокоить себя и решать проблемы, например, «Я нахожусь в новом общественном месте, и я должен воспользоваться уборной. Что мне делать?». Начать «отдаляться» от ребенка с особыми потребностями и обучать его тем навыкам, которые приведут к независимости и самостоятельности, может оказаться эмоционально сложной задачей для родителей. Часто возникает ситуация, когда у специалиста уже есть все разумные аргументы и основания для того, чтобы начать обучать ребенка основным навыкам самопомощи, а родители идут на попятную.
При первой встрече аутичного ребенка с поведенческим терапевтом, проблемы поведения и отсутствие речевых навыков могут затмить любые другие цели. Родители обычно выражают свое огорчение и страх по поводу отсутствия у их ребенка коммуникативных способностей, а также в отношении вспышек агрессии, наблюдающихся несколько раз в день. Однако даже если родители не выражают озабоченность по поводу отсутствия у ребенка навыков самообслуживания, опытный специалист обязательно должен поднять эту тему.
Если у ребенка наблюдается дефицит навыков самообслуживания, его хронологический возраст может не вполне соответствовать его возрасту развития. Примером тому может стать 9-летний ребенок, который кричит «Вытри меня!» из ванной, потому что он до сих пор не научился вытираться или подмываться самостоятельно после дефекации; 4-летний ребенок, маме которого все еще приходится кормить его с ложки; 11-летний подросток, который не умеет застегивать пуговицы или молнии на своей одежде.
Такие системы оценивания, как VB-MAPP, Vineland, и ABBLS-R, включают оценку некоторых навыков из области самопомощи и адаптации. Это представляет собой важную область обучения, и не стоит упускать ее из внимания.
Первым шагом в определении дефицита навыков самопомощи является процесс оценки и наблюдения. Поведенческим специалистам не стоит просто спрашивать родителей о наличии навыков самообслуживания у их ребенка, поскольку они бывают склонными к недооценке или переоценке уровня независимости своего ребенка. Всегда следует наблюдать за детьми в их естественной среде, чтобы убедиться, что предоставляемая информация о степени их самостоятельности является достоверной.
Задумайтесь о тех навыках самопомощи, которые соответствуют возрасту ребенка, и которые сделают его поведение в общественных местах или в других условиях окружающей среды более успешным и эффективным (примером тому является навык использования туалета), а также о дефицитах навыков самопомощи, которые ложатся чрезмерным бременем на плечи родителей. Например, не приходится ли родителям каждый вечер купать своего 13-летнего сына, потому что он по-прежнему не в состоянии принимать ванну самостоятельно? Если это так, то у ребенка наблюдается дефицит навыков самопомощи, на который и должно быть направлено вмешательство.
Если в связи с привычкой оказывать постоянную помощь вы все еще сомневаетесь в важности обучения аутичного ребенка навыкам самопомощи, понаблюдайте некоторое время за типично развивающимися малышами. Они обладают многими навыками самопомощи и (как правило) хотят сделать что-то самостоятельно, даже если этого делать не умеют. Они не хотят, чтобы вы насыпали им в тарелку хлопья или поднимали их и клали на диван: они хотят сделать это самостоятельно.
Диагноз аутизм не означает, что ребенку не нужно учиться самостоятельности. Не стоит постоянно вытирать нос 4-летнему нормотипичному ребенку, так же, как и не стоит вытирать нос 7-летнему аутичному ребенку только потому, что у него аутизм. Дайте ему платок и скажите ему подуть в него через нос! :-)
Нет таких родителей, которые сказали бы специалисту, что их цель - сделать своего ребенка настолько зависимым, насколько возможно. Так что помогите детям стать более независимыми, приняв решение прекратить делать для них то, что они могут сделать самостоятельно.
Контрольный список навыков самопомощи
- Навыки одевания (умение завязывать шнурки на обуви, надевать рубашку, соотносить верх и низ в одежде и т.д.)
- Навыки использования ванной комнаты (умение умываться, использовать мыло, вытираться полотенцем и т.д.)
- Навыки по уходу за собой (умение пользоваться расческой или щеткой для волос, чистить зубы, использовать гигиеническую помаду и т.д.)
- Навыки приема пищи (умение использоваться посудой, пить при помощи соломинки, жевать с закрытым ртом и т.д.)
- Навыки использования туалета (умение вытираться, оставаться сухим всю ночь, проситься в туалет в незнакомых общественных местах)
- Навыки независимости и автономии (умение делать выбор, вежливо отказываться, например, говорить «Нет, спасибо», и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков профессиональной самопомощи в ситуациях стресса и эмоционального истощения
Мало знать, надо применять Мало хотеть, надо и делать. (Гете)...
Родительское собрание ": «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности и навыков в самообслуживании»
Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста...
Родительское собрание ": «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности и навыков в самообслуживании»
Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста...
Развитие навыков профессиональной самопомощи в ситуациях стресса и эмоционального истощения
Мало знать, надо применять Мало хотеть, надо и делать. (Гете)...
Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности.
В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно-практической и трудовой деятельности....
Статья "Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности"
В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности....
«Проектные и практические методы и приемы работы с родителями по воспитанию самостоятельности и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Меня зовут Оксана Витальевна, я работаю воспитателем с 2020 года. В 2021 году я начала работать с детьми младшего дошкольного возраста. В ходе работы я столкнулась с рядом проблем. У многих детей не б...